В искусстве особенно ценится что-то оригинальное, необычное. Может ли быть оригинальным театр, зародившийся ещё в античные времена? «Может», – уверенно отвечает художественный руководитель
Русского духовного театра «Глас» Никита АСТАХОВ, с которым встретился корреспондент «РД».
– Итак, Никита Сергеевич, первый вопрос: чем оригинален ваш театр и какова его история?
– Собственно, оригинален наш театр многим, хотя бы названием – нигде в мире больше нет духовного театра, хотя об этом мечтали многие религиозные лидеры, начиная от папы Римского и заканчивая нашими давними соседями и единоверцами – грузинами, чей Патриарх Илия, как мне говорили, тоже этого очень хотел. Но повезло, как часто бывает, только России: ведь у нашего театра есть – опять-таки единственное в мире – прямое благословение нашего национального духовного лидера – покойного Патриарха Алексия Второго. Кстати, первое серьёзное пожертвование на театр внёс ныне также покойный митрополит Киевский Владимир (Сабодан), поддержав нас уже вполне материально.
При этом мы вовсе не являемся тайным подразделением Московской Патриархии или составной частью Церкви, да и само название «Русский духовный театр» нам присвоили журналисты, а мы лишь приняли такую формулировку, которая, между прочим, очень точно отвечает нашим целям и задачам. Ведь и русский театр, пришедший к нам из Европы ещё в допетровские времена, изначально призван был не просто развлекать зрителя, но и окультуривать, воспитывать и, главное, одухотворять – вливать в него особый дух новыми тогда формами.
Пьесы для театров писали даже церковные иерархи, такие как прославленный в лике святых Ростовский архиепископ Дмитрий и некоторые коронованные особы. К сожалению, со временем духовность в театре ушла на задний план, уступая место бушующим человеческим страстям, как это было принято уже тогда на Западе, где моду задавали итальянские и французские пьесы. Но русский театр всё-таки хранил свои традиции, свою особую школу, ведь его задача, по мнению известного драматурга Константина Станиславского: «Искать жизни человеческого духа».
Наше с супругой (тоже актрисой театра – Татьяной Белевич) детище родилось из недр Москонцерта 33 года назад, в 1988 году, когда мы на волне изменившей страну и законы перестройки отправились в «свободное плавание».
А вот сама идея создания такого театра возникла, как это ни покажется странным, в русской бане, где я парился с двумя замечательными людьми: талантливым актёром и режиссёром Александром Никулиным (ставшим потом священником) и нынешним нашим духовным руководителем, известным московским протоиереем Георгием Докукиным. Тогда в СССР готовились отмечать 1000-летие Крещения Руси, и многие деятели культуры были охвачены этим порывом. Идея нам показалась даже по тем временам весьма смелая – создать театр на русских самобытных духовных основах! А какие это основы? Достоевский, у которого в этом году 200 лет со дня рождения, чётко ответил: евангельские. Вот и нам захотелось совместить слово Божие и… лицедейство, что на первый взгляд казалось несовместимым. Тем не менее работа закипела, и скоро появился наш первый полноценный спектакль «Светлое Воскресение», где мне удалось соединить великого Гоголя, взяв его «Выбранные места из переписки с друзьями», Евангелие от Иоанна и церковные песнопения. Повторю, это был именно полноценный спектакль, но он был настолько неожиданен для тогдашнего изголодавшегося по настоящей
духовности зрителя, что многие воспринимали его как священнодейство: несли к сцене зажжённые свечи, плакали, крестились или вставали в проходе на колени.
Успех был полным, что показали забитые битком зрительские залы на гастролях по всей стране, а потом и за рубежом! Мы объехали почти всю Европу и никого не оставили равнодушным: избалованные
европейцы раскупали билеты, как горячие пирожки – такого они точно не видели, и я думаю, мы многим из них показали настоящую Россию, умом которую, как сказал поэт, не понять.
– Ну а что-то светское, классическое есть в вашем репертуаре? А то может сложиться мнение, что у вас всё так великопостно и серьёзно. Комедии, например, есть?
– Конечно. Я как раз и собирался об этом рассказать. Изволите начать с комедий? Пожалуйста! Мы же русский театр, а когда это русские люди не любили посмеяться, пошутить, побалагурить?
В нашем репертуаре есть несколько комедий по произведениям наших же писателей и драматургов. Первым из них назовём Василия Шукшина, которого, конечно же, все знают и любят. Мы собрали его произведения и разделили их условно на два цикла «Шукшин в деревне» и «Шукшин в городе». И получились два спектакля: «Живы будем – не помрём!» и «Ванька, не зевай!». Их очень любят зрители, а я тем самым выполнил своё обещание, данное когда-то на могиле этого человека, – досказать за него языком театра то, что он, как мне кажется, не успел. Есть у нас и другие спектакли комедийно-лирической, если так можно сказать, направленности, например, «Пасха на Вятских увалах» по произведениям нашего здравствующего классика Владимира Крупина. Или мелодрама по его сценарию «Люби меня как я тебя».
Как вы поняли, мы всё-таки театр драмы, поэтому больше тяготеем к драматургии, соответствующим произведениям русской классики. У нас есть спектакли по мотивам творчества не только названного выше великого мистика России Николая Гоголя («Раб Божий Николай», «Ревизор. Развязка»), но и Фёдора Достоевского – «Село Степанчиково и…», Михаила Лермонтова – «Два брата», Антона Чехова – «Репетируем “Чайку”», Владимира Соллогуба – «Беда от нежного сердца», Александра Островского – «Женитьба Бальзаминова». Мы дерзнули объединить творчество двух менее, к сожалению, известных, но безусловно талантливых русских писателей ХХ века Ивана Шмелёва и Сергея Нилуса, поставив спектакль «Соотечественники», который пользуется популярностью у зрителя.
Из современников я уже упомянул Владимира Крупина и безвременно ушедшего от нас в 2006 году в возрасте 40 лет талантливого поэта Николая Мельникова, по поэме которого «Русский крест» мы поставили одноимённый спектакль.
Но мы работаем не только по произведениям русских классиков, но и рассказываем о них. В нашем репертуаре есть прекрасные спектакли «Сергей Есенин» и «Николай Рубцов», рассказывающие о сложных судьбах этих самородков из народных низов, где звучат их потрясающие стихи и написанные на них песни. Тут же уместно упомянуть и такой интересный спектакль по самому, наверное, таинственному и малоизвестному произведению неизвестного автора «Чёрная книга» («Московская легенда»), могущего составить конкуренцию Михаилу Булгакову с его «Мастером и Маргаритой», где перед зрителями предстаёт «бес Московский», натворивший немало разных дел!
Близка нам по определению и историческая, патриотическая тематика, которой, на наш взгляд, нынешние театры не уделяют должного внимания. К 9 Мая у нас есть прекрасный спектакль «Спасибо деду за Победу!», основанный на реальных фронтовых письмах.
К 800-летию со дня рождения Великого князя Александра Невского, отмечаемому в этом году, мы поставили спектакль, посвящённый его подвигу, растянувшемуся на всю его не такую уж и долгую
жизнь. Есть спектакли, посвящённые другим героям нашего национального пантеона, не так часто вспоминаемых: о святом князе Владимире Красное Солнышко («Корсунская легенда») или о святой – великой княгине Елизавете Феодоровне Романовой – немецкой принцессе, одной из красивейших женщин своего времени, овдовевшей после убийства террористами её мужа – великого князя Сергея Романова, принявшая после этого монашество и основавшая обитель милосердия для всех нуждающихся. В итоге её зверски убили вместе с другими членами семьи Дома Романовых, сбросив в заброшенную шахту на Урале в 1918 году.
Есть у нас и историко-патриотические постановки «Китеж» и «За Русь Святую!», где показана сама суть наших побед в самых тяжёлых войнах и испытаниях.
Не могли мы, как вы понимаете, забыть и детей – будущее России, за которое отвечаем и ведём свою борьбу. Для них есть целый ряд спектаклей и постановок. Например, любимый малышами
«Сказочный мир Корнея Чуковского» или рождественская сказка «Это Сам Христос – Малютка», которую мы ставим в наш репертуарный план с января.
Недавно в театре появилась премьера спектакля для подростков – «Пётр и Феврония».
– Одним словом, вы универсалы! Наверное, в этом кроется секрет вашего успеха?
– Думаю, не только в этом. Когда после краха СССР театры, как и искусство в целом, были предоставлены сами себе, оказавшись без господдержки, многие коллективы не удержались от соблазна и начали в буквальном смысле «торговать телом», оголяя актёров, чтобы привлечь «на живца» растерявшегося зрителя. Или пробовали экспериментировать с классиками, порой находя в них такое, от чего те, что называется, в гробу переворачиваются. Были попытки и нас перекупить: то посланцы Римского папы, то представители протестантских конфессий, мол, вы название оставьте, только репертуар немного поменяйте...
Но мы даже не рассматривали такие варианты, предпочитая иногда затягивать туже пояса, но пробиваться к своему зрителю через правду, донося до него выстраданную истину, доставшуюся нам,
нашему народу дорогой ценой. И мы дорожим такими отношениями, когда зритель верит нам, потому что соприкасается душой с нашим сердцем, открытым навстречу всем, кому дорога истина, мы готовы, если надо, выйти на сцену ради каждого из них.
В нашем творческом коллективе насчитывается чуть больше 40 актёров, много талантливой молодёжи, но есть и ветераны сцены, получившие высокую оценку государства – звания заслуженного артиста России имеют Евгений Галаев, Татьяна Белевич, заслуженным артистом Чувашии у нас является Николай Калёнов, сам я – заслуженный деятель искусств России, есть почётные деятели искусств России.
Беседовал Роман Алексеевич
АЛЕКСЕЕВ
Фото из архива театра