Как утверждается в «декларации о независимости Татарстана», «вот уже 456 лет татары находятся под гнетом самого свирепого человеческого деяния — русского колониализма». За это время сменилось многое и многие, «неизменной оставалось лишь одно: политика насильственного крещения, русификации, бесчеловечной эксплуатации, физического уничтожения татар путем постоянного и целенаправленного геноцида».
В конце декабря самозванный Милли меджлис («национальный парламент») татарского народа заявил о «нелегитимности насильственного включения Татарстана в состав Российской Федерации» и обратился ко всем государствам мира и ООН с просьбой признать независимость республики. Однако «парада признаний» не получилось, совсем наоборот - уже через несколько дней по факту публикации в интернете следственным управлением следственного комитета при прокуратуре РФ по РТ было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.282 («возбуждение национальной вражды публично или с использованием средств массовой информации»).
Но даже если бы этого не случилось, российской государственности ничто бы не угрожало. Члены Милли меджлиса не представляют никого, за исключением самих себя и крайне малочисленной группы радикальных татарских националистов-маргиналов, не оказывающих влияния на политические процессы в РТ. Идеи отделения Татарстана от России не отражают чаянья татарского народа и не поддерживаются ни властями республики, ни ее населением, ни подавляющим большинством татарской национальной интеллигенции. Появление «деклараций о независимости Татарстана» можно объяснить как неадекватностью их авторов, так и попыткой использования жупела «татарского сепаратизма» внешними силами в целях ослабления и, как максимум, расчленения России.
Как утверждается в «декларации о независимости Татарстана», «вот уже 456 лет татары находятся под гнетом самого свирепого человеческого деяния — русского колониализма». За это время сменилось многое и многие, «неизменной оставалось лишь одно: политика насильственного крещения, русификации, бесчеловечной эксплуатации, физического уничтожения татар путем постоянного и целенаправленного геноцида».
По утверждению авторов документа, татары лишены возможности избирать президента, «Кремль запретил татарам иметь свой алфавит», «запрещает учить татарских детей на их родном языке», мусульман-татар жестоко преследуют, «происходит беспощадный грабеж естественных ресурсов Татарстана», и все это творится «на фоне циничного и лицемерного признания Российской Федерацией независимости грузинских республик Абхазия и Южная Осетия». Авторы документа задаются вопросом: «чем же отличаются права татарского народа — колонии русских — от прав народов вышеназванных республик?». Их ответ: «Ничем. Правда в том, что Россия фактически вновь закабалила и эти народы, сделав их своими поданными. Следовательно, татарам больше невозможно рассчитывать на добрую волю русских колонизаторов, питая напрасные надежды на свою деколонизацию и получение независимости».
Очевидная дикость приведенных «аргументов», отсутствие всякой логики заставляют сожалеть о том, что подобная декларация является фактом современной политической жизни. «Для защиты интересов татарского народа» утвержден состав Милли назарат («национальное правительство») в изгнании, которое возглавил проживающий в США химик Вил Мирзаянов. Всего за границами Татарстана (в том числе в Германии и Турции) обретается почти половина этого «правительства», что само по себе свидетельствует об отсутствии у него влиятельности.
Решение обратиться к международной общественности с просьбой о признании государственной независимости Татарстана было принято президиумом Милли меджлиса еще 26 октября, тогда же восстановили и Милли назарат. Толчком к этим действиям стало признание Косово, Южной Осетии и Абхазии. «Этот прецедент дает надежду татарскому народу на признание Россией государственного суверенитета Республики Татарстан с обеспечением территориального коридора через Оренбургскую область для экономических и культурных международных сообщений», – говорится в обращении Милли меджлиса президентам и парламентам государств, в ООН.
Характерно, что «нелогичная логика» в духе «почему, если другим дают, то нам не дают?» демонстрируется не только откровенными маргиналами, но и вполне вписанными в татарстанский политикум общественными деятелями. «Я по своей наивности подумал, что новый президент России вдруг решил пойти по пути Пугачева: «я пришел дать вам волю», - говорит, в частности, председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев. - Абхазии дал, Осетии дал — я подумал, вдруг и нам дадут. Я высказал не только свое мнение — так считают многие представители татарского народа». В то же время, отмечает г-н Валеев, «Татарстан, в отличие от некоторых кавказских республик, пошел по другому пути». «Мы хотим решить свои проблемы цивилизованным путем, - говорит он. - Мы пролили уже слишком много крови татар. ...Татары — очень практичный народ, поэтому я думаю, что мы не свернем с этого пути».
Впрочем, планы объявления «независимости Татарстана» строились значительно раньше косовского или югоосетинского прецедентов. «Сегодня видно, что Россия катится в пропасть фашизма, - писала лидер националистической партии «Иттифак» Фаузия Байрамова в статье, вышедшей перед парламентскими выборами. - Если после выборов придет фашистская диктатура, мы вынуждены будем поднять вопрос о провозглашении государственной независимости татарского народа перед международным сообществом». Если татарские националисты-маргиналы действительно считают правление Дмитрия Медведева «фашистской диктатурой», к ним следует адресовать вопросы уже не политического, а сугубо медицинского характера. Примечательно, что эта статья Фаузии Байрамовой начинается фразой: «Для тех татар, кто борется за независимость Татарстана, никакая Россия не нужна».
Умеренные националисты-прагматики считают по-иному: как говорит в уже цитировавшемся интервью Разиль Валеев, «мы хотим, чтобы Российская Федерация не разрушалась, а укреплялась». «Распад РФ очень болезненно повлияет на будущее татарского народа, - признает он. - Территория Российской Федерации — это бывшая территория Золотой Орды, мы считаем ее и своей прародиной, и нынешней родиной. Почему мы должны хотеть, чтобы она рухнула? Мы этого не хотим».
Что касается проблем, стоящих перед татарским народом, то, констатирует Разиль Валеев, «в Татарстане более-менее нормально решаются многие вопросы. Нас больше всего беспокоит положение татар, проживающих за пределами республики. ...Если бы Россия приняла новую, демократическую концепцию национальной политики, о чем уже так много говорилось, и необходимые для ее реализации законы и подзаконные акты, тогда особых проблем не было бы». Возмущение Казани вызывает, например, ликвидация национально-регионального компонента федерального образовательного стандарта, в рамках которого в российских школах до 1 сентября 2009 года преподаются национальные языки, культура, история, краеведение, а также «Основы православной культуры». Предлагаемое изучение их в рамках факультатива не устраивает ни национальные республики, ни Русскую православную церковь, однако пока компромиссное решение этого болезненного вопроса, несмотря на десятки совещаний и конференций федерального и межреспубликанского уровней, не найдено.
Похожего мнения придерживаются и многие другие татарские общественные деятели, оказывающие влияние на формирование внутренней и внешней политики РТ. «Зачем нам выходить из состава России?, - удивляется директор Казанского института федерализма Рафаэль Хакимов, более пятнадцати лет занимавший пост советника президента РТ Минтимера Шаймиева по внутренней политике. - Я еще понимаю, если бы все татары жили в Татарстане, или республика имела бы внешнюю границу с другими государствами. Но наши амбиции гораздо больше: мы хотим влиять на ситуацию в России. ...Россия для нас – наша собственная территория. Нам некуда и незачем от нее отделяться». Его претензии к Москве сводятся к недостаточному развитию федеративных отношений, включая межбюджетные, экономические, научные и культурные. «Мы долго искали общий язык с федеральным центром - и мы это сделали (нашли его), - поясняет Рафаэль Хакимов, рассуждая, почему Татарстан не станет добиваться независимости от федерального центра. - Потому что общий язык и взаимоприемлемые договоренности – это лучше, чем война».
«Мне больше нравится идея нормального развития в рамках Российской Федерации, - говорит доктор исторических наук Дамир Исхаков, комментируя возможность и уместность достижения Татарстаном независимости. - Татары, как и представители других этносов, должны иметь возможность развиваться в рамках российского государства — иметь свои национальные школы, культуру и так далее. Никому от этого плохо не будет». Он предлагает российской элите задуматься о том, что в условиях надвигающегося масштабного экономического кризиса спасти Россию может только единство и сплоченность ее народов. «Надо дать народам России вздохнуть свободно, - призывает Дамир Исхаков. - Прежде всего, необходимо вернуть в учебные программы региональный образовательный компонент и восстановить выборность глав регионов». Следует также гарантировать права русского народа, который, отметил ученый, в настоящее время не имеет возможности изучать «Основы православной культуры».
Подавляющее большинство жителей Татарстана, рассуждают так же, воспринимая нахождение республики в составе РФ как данность со знаком «плюс» и не мысля о провозглашении независимости. О степени народной поддержки Милли меджлиса, Всетатарского общественного центра и других карликовых националистических организаций свидетельствует ничтожно малое число участников организуемых ими акций, исчисляемое примерно полутора сотнями человек (последний пример — день памяти защитников Казани 12 октября 2008 года). «Заявления миллимеджлисовцев - полный бред, - констатирует эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Ирек Муртазин. - О какой независимости Татарстана можно говорить? Если чисто теоретически предположить, что эта цель достигнута, республику, обремененную долгами и кредитами, придется тут же объявить банкротом. Не может быть Татарстана вне России! Эта идея непопулярна сейчас даже среди татарских националистов».
Возникает вопрос — да стоит ли придавать заявлениям горстки татарских русофобов («сегодняшняя идеология великорусского шовинизма значительно мрачнее для всего человечества, чем большевистская, нынче Россию все больше охватывает волна фашизма, которая угрожает всему миру, - вещают они «городу и миру». - ...Миф о том, что российское государство было создано совместными усилиями русских и татар - не более чем пропагандистский прием. Средства и силы на строительство Российской империи у татарского народа изымали насильственно») какое-либо значение? Не много ли чести? Увы, стоит. Очевидно, что мирзаяновы и байрамовы еще не раз будет использованы врагами России для ее ослабления и, как максимум, развала страны.
«Декларация независимости Татарстана» и предшествовавшая ей информационная подготовка стали поводом для появления в иностранной (в первую очередь, грузинской и западной) прессе множества материалов, «констатирующих» наличие и укрепление в Поволжье, и, в частности, в Татарстане, сепаратистских тенденций, развитие которых якобы приведет в обозримом будущем к выходу РТ из состава РФ. И пусть для этого нет никаких объективных оснований, сепаратистская «страшилка» имеет большой пропагандистский потенциал.
Во всем этом явно заметны «следы», оставленные геополитическими противниками России. Вспомним, как и кем раскручивалась в начале девяностых фигура Мирзаянова, обвинившего российские власти в нарушении Парижской конвенции о прекращении производства и испытаний химического оружия, и с 1996 года проживающего в США. «Многие хотят, чтобы Россия распалась, - констатирует Разиль Валеев. - В США есть целые институты, которые этим занимаются — вот они и направляют, и подсказывают, и помогают этого добиться». Недаром сообщения о принятии Декларации молниесно появились на разного рода «оранжевых» сайтах и тут же были подхвачены иностранными СМИ, недоброжелательно настроенными по отношению к современной России. Подавляющему большинству татар ближе не опасная идея отделения от России, а «евразийское» определение Разиля Валеева: «Россия — это колосс, который должен стоять на двух ногах: одна — славянская, другая — тюркская». Выразители же сепаратистских настроений, чем бы они их не мотивировали, не заполнят и школьного актового зала.
Яна Амелина
Комментарии
Максим Чегодай
Сб, 11/07/2009 - 21:08
Permalink
Татары России, проживающие вне РТ могут стать иностранцами?
Смешные люди эти политики. Хотя от смешного до ужасного, как показывает опыт недалекой истории - один шаг и даже, возможно менее того. Впечатление такое,что эти политики, пытающиеся сагитировать татар на "борьбу за независимость Республики Татарстан", довольно-таки неграмотны, или притворяются таковыми. Скорей всего, до этого довело их "двойное мышление", господствовавшее как в эпоху романовых, так и особо в советско-партийный период. Да и ныне демонстрирующее особливую живучесть.
Так вот о татарах. Во-первых, даже по официальным подсчетам-переписям, старающимся как можно больше "снизить" количество татар в России, в Республике Татарстан проживает процентов 20-25 всех татар России. Остальные проживают вне "своей" республики. Т.о., объявлять политической, "национальной" целью всех татар независимость РТ подобно тому примерно будет, что и пытаться поднять русских на борьбу за то, чтобы, например, объявить Московскую либо иную "русскую область" независимой от России. Причина того, что в среде татар непопулярна "борьба за независимость", кроется немалой частью в том, что в случае обретения РТ независимости, татары в России окажутся на территории, скажем так, чужого государства. Как русские в Прибалтике, или в Казахстане. Правда, у татар претензии к государству имеются, основная - это ограничения в развитии татарского языка и культуры на территориях как РТ, так и в особенности вне РТ. Особенно ограничения на обучение на татарском языке, введенные с января 2009 г. печально известным ФЗ. Но татары видят решение этих вопросов в рамках единого государства - РФ.
Поэтому права Яна Амелина, в том, что в среде татар "выразители же сепаратистских настроений, чем бы они их не мотивировали, не заполнят и школьного актового зала".
Но, тем не менее, Россия унаследовала как от романовского периода, так и от советско-партийного режима официальную идеологию евроцентризма, особенно в трактовке истории Отечества, противопоставляющей татар русским и объявляющих татар "оккупантами" почти на всей территориии России и стран СНГ. Опираясь на ту же евроцентристкую историю-теорию, и русских во многих "нацобразованиях" (как и в РТ многие) как известно, объявляют "оккупантами".
Поэтому «евразийское» определение Разиля Валеева: «Россия — это колосс, который должен стоять на двух ногах: одна — славянская, другая — тюркская», полагаю, нуждается в поддержке - как словом, так и делом. То есть, неплохо бы для блага как русских, так и татар и остальных россиян обратить внимание на положение "нацменьшинств", особенно татар - на состояние их языка, культуры. Дабы оные "меньшинства" не чувствовали бы себя как в чужой стране - а именно это ощущение стремятся вызвать у них разномастные противники России разных национальностей, обитающие как вне, так и в самой России.
При том, необходимо поддержать, полагаю, тех исследователей-подвижников, которые стремятся восстановить-воссоздать объективную историю Отечества, в которой показаны действительные взаимоотношения народов Евразии и России в IX-XVII вв., которые были на самом деле не "борьбой на истребление и завоевание" друг друга, а сотрудничеством и союзом в противостоянии "западноевропейскому" и "восточным" (афразийскому и китайскому) суперэтносам-цивилизациям.
Вопросы, изложенные чуть выше, основательно проработаны в книгах ученика и последователя Л.Н. Гумилева, татарского историка и писателя Г.Р. Еникеева, особенно в его книгах "Корона ордынской империи" (Москва, "Алгоритм", 2007) и "По следам черной легенды" (Москва, "Медина", 2009).
О книгах Г.Р. Еникеева см. статью-рецензию почетного предводителя Татарского Дворянского Собрания России М.Ш. Мамлеева "Открой свою историю": http://tartareurasia.ucoz.com/publ/otkroj_svoju_istoriju/1-1-0-6
а также рецензию доктора исторических наук Д.М. Исхакова на первую работу (книгу) Г.Р. Еникеева: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-1
На основе и в развитие этой работы и написаны последующие две книги Еникеева Г.Р., означенные чуть выше.
Там же на сайте содержание, обложка и пояснения к обложке и главы из книги Г.Р. Еникеева «По следам черной легенды»: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/knigi_enikeeva_gr/5
Салават
Ср, 05/26/2010 - 21:24
Permalink
Читал книги Г. Еникеева.
Читал книги Г. Еникеева. Высококлассное расследование фальсификаций истории Отечества относительно татар и тюрок, и многих русских, "предки которых Ордынцы" (Мурад Аджи). Интересно и понятно изложена масса нового материала, который не так просто обнаружить в обычных исторических публикациях в духе а-ля Ян и Каргалов, и в публикациях повторяющих своих русских коллег западников татарских историков.