14 ОКТЯБРЯ праздник Покрова Божией Матери
Праздник Покрова Божией Матери – не просто воспоминание о чудесном событии X века во время осады столицы Византии нашими предками. Их поражение мы празднуем как победу, и каждый раз с изумлением напоминаем, что в Византии этого праздника не существовало никогда. И одна только Русская Православная Церковь в течение стольких веков благоговейно хранит его. Этот праздник учит нас благодарить Божию Матерь за Её помощь не только в земном. Нам открывается духовный смысл всей человеческой истории, над нами простирается Её светоносный Покров, и мы начинаем понимать, что Её всесильная молитва всегда указует нам путь к высшему благу, что бы с нами ни происходило. Что только любящим Бога всё, даже земные поражения, как бы ни были они велики, содействует во благое.
Божия Матерь – прибежище смиренных. И, следовательно, одновременно очень слабых и очень сильных людей (сильных – это тех, кто по дару Её становятся «от Её рода»). Церковь не перестаёт приносить Ей хвалу – не потому только, что Она Божия Матерь телесно, но потому что Она в течение всей жизни рядом с нами. Её молитва – всегда благодарение Богу. И наша молитва к Ней – всегда благодарение Богу за то, что Он даровал нам такую Мать, Которая помогает нам стать верными чадами Отца Небесного Своим Божественным Сыном в Духе Святом.
Что означает Её светоносный Покров? Это свет, исходящий от Креста Христова и Его Воскресения, которому Она в полноте причастна, и хочет передать его нам. Божия Матерь может быть почитаема только в свете Её Божественного Сына. Она не имеет ничего своего, чтобы дать место действовать в Ней Божественной благодати. Она – прежде всего Неувядаемый Цвет Небесного Рая, который открывается нам среди Богородичной Пасхи, неразрывно связан- ной с Пасхой Господней. И Она – прежде всего Одигитрия, Та, Которая открывает путь к безконечному блаженству и помогает постигнуть тайну Христа и тайну Церкви. Она – прежде всего Умиление, то, которое Церковь приносит в самом начале евхаристического канона: «Милость мира, жертву хваления». Она – совершенный образ Ученицы Христовой, и потому исключительным образом участвует в откровении миру Христа. Церковь небесная и земная молится о том, чтобы Она заняла должное место в жизни каждого из нас. Она – в тайне Пресвятой Троицы, в тайне Христа, в откровении Священного Писания. И в центре Божественной литургии – Божия Матерь. Потому епископ носит на груди за богослужением крест и панагию – икону Божией Матери. И церковные молитвы завершаются, как правило, прославлением Пресвятой Троицы или Креста Христова, а вслед за этим – Божией Матери. Как «слава и ныне» во всех богослужебных текстах – это единая тайна.
Пречистая Дева представляет одновременно ожидание Мессии и присутствие Божие среди людей. Как Мать, Она носит Своё Дитя, Которое является Сыном Божиим. Она носит Слово Божие, ставшее плотью. И Она также наша Мать в вере: Она ведёт нас к Своему Сыну, Она учит нас углублять наши отношения с Богом. Она сопутствует нам в нашей духовной жизни Своей молитвой. И Она для нас прежде всего образ совершенства, потому что, как и Она, мы призваны дать свою плоть Слову Божию и нести это слово к тем, с кем мы встречаемся, более того – принимать его от них. Не препятствовать Богу быть в нас, вселяться в нас – в этом самое прекрасное человеческое призвание.
Слово о Божией Матери устремляется к совершенству поэтической прозы. Все богослужебные тексты иллюстрируют это. Вот стихира на праздник Покрова: «Яко венцем пресветлым, Всечистая Богородице, Покровом Твоим честным Церковь Божия приодеяся». Но красота этих текстов не должна быть для нас источником иллюзии. Она не исходит от поэтической мечтательности или христианского необузданного воображения, предающегося фантазиям. Это прежде всего плод кропотливой работы с евангельским текстом и святоотеческими сочинениями. Святые отцы учат нас приступать к чтению Писания с тем доверием, которое явила жена-хананеянка, не сомневающаяся, что одна крошка хлеба может насытить её. Безконечное находится в самом малом. Смысл открывается для того, кто ищет его, и он – неисчерпаем. В этом смысле можно сравнить слово Евангелия с евхаристическим хлебом. Одна частица содержит всё тело.
В Евангелии от Луки дважды употребляется выражение: «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём». Первый раз – в безоблачной радости Рождества. Второй – после исчезновения двенадцатилетнего Отрока по дороге из Иерусалима. Между священной ночью Рождества и Его исчезновением – бездна. И там, и здесь – раздирающая сердце любовь Пречистой.
Каждый из нас вслед за молитвой ко Господу обращается прежде всего к Божией Матери. В самых трудных обстоятельствах мы можем дерзновенно сказать, что у нас есть абсолютное доверие к Той, Которая уже в полноте причастна блаженству, обещанному Богом и даруемому любящим Его. Потому что Её «да» от Благовещения до Успения уготовляет эту новую жизнь для многих.
Трудно выразить обычными словами, почему мы любим. Как невозможно выразить, что такое благодать. Благодать непостижима. И мы любим жизнь – не абстрактную жизнь, а ту, которую сотворил Господь, и ту, которую Он даровал нам дорогою ценою. Божия Матерь – дверь в жизнь.
И когда мы слышим: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моём», – мы видим пророка Давида, скачущего пред сенным Ковчегом, и Пречистую Божию Матерь, поющую посреди дев-тимпанниц и всех святых. Здесь красота человеческого рода, его «да» жизни, принятой от Бога.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ