А мы сами кто?

Неидеальная церковь

Когда слышу, что священники сплошь корыстные и глупые, Патриарх не духовный, народ тёмный и вообще всё у нас в Церкви плохо, мне всегда хочется спросить: «А ты уверен, что вас настоящая Церковь интересует, а не хрустальный замок из ваших фантазий?» Люди часто забывают, что Церковь – это не собрание святых, а все мы, праведники и грешники, сильные и слабые, и со всеми – Христос, который всех нас одинаково любит.

 Когда мы, и даже священники, впадаем в немощи, это святости Церкви ни разу не умаляет. Потому что Церковь святая не нашими достижениями, а силой возлюбившего нас до смерти Христа. Он – наша сила, наша надежда и наше оправдание. А когда мы иногда падаем и познаём своё несовершенство, то перестаём на себя надеяться и бежим ко Христу за помощью и утешением. И любящий нас Господь всегда вытаскивает из любых неурядиц, утешает, милует и спасает.

Как говорил христианский философ Блез Паскаль: «Если человеку оставить только его величие, человек осатанеет от гордости». Любой, кто живёт церковной жизнью, знает, как это страшно.
В храме стояли двое: мытарь и фарисей. Фарисей выполнял всё, написанное в законе, и смотрел на других свысока. А мытарь знал, что занимается делом неправедным, что грешен, и стыдился даже глаза поднять, а только молился: «Боже, милостив буди мне, грешному». И его покаянную смиренную молитву принял Господь.
А по поводу претензий к Церкви преподобный Гавриил (Ургебадзе) сказал: «Священники плохие, власть плохая, всё плохое. Вы хотели бы, чтобы президентом у вас была царица Тамара, а на приходе у вас служил Николай Чудотворец. Но вы-то сами – кто?» Когда всё вокруг не нравится, стоит иногда об этом подумать.

Замечание в храме

Сейчас в храмах не принято замечание делать. Многие настоятели строго-настрого это запрещают. Потому что человек может обидеться и уйти, а этого допустить никак нельзя. Как мы потом без него тут будем? Что с того, что он пьяный и хамит, а священники у него вообще вызывают гомерический смех? Разве это повод выставлять его на улицу? Может, ему не на пиво надо, а душа по Богу тоскует. Просто он ещё этого не знает. А ты сразу осуждать. Увидел, например, девушку в юбке, которая заканчивается раньше, чем начинаются ноги, вместо того чтобы за неподобающий вид замечание делать, наоборот, похвали, что Господь её такими красивыми ногами наградил, которыми она теперь пришла храм Божий украсить. А бойкому мальчику, который на подсвечник залез или у киота вместо лампады решил покачаться, не выговаривай, а похвали за хорошую физическую подготовку...
Жаль, наш настоятель, отец Сергий, хоть много образованный, и уже сын тоже настоятель, совсем в церковной толерантности не понимает. На литургии выходит с чашей, одна наша благочестивая прихожанка с двумя сыновьями к причастию подходит, младшего Гавриила хотела первым причастить, а старший Лука как закричит: «Нет, я первым пойду!» Ногами затопал, на пол упал, кроссовки с себя скидывает и орёт на весь храм.
Мама кинулась было его утешать, кроссовки подобрала, встала на колени перед мальчиком, чтобы надеть, а отец Сергий смотрит на это поверх очков и говорит: «Вы зачем это делаете? Не надо на него ничего надевать! Отойдите!» А мальчику строго так говорит: «Лука, ты чего здесь устроил?! У нас тут не цирк, а Дом Божий, поэтому ты валяться немедленно прекращай!» После этих слов Лука кататься по полу и орать разом прекратил, кроссовки надел, встал, взгляд кроткий, просто ангел, а не мальчик. Потом к причастию пошёл. И ко кресту, как обычно, вперёд не лез, а других детей пропускал. Сейчас гадаем, придёт в следующее воскресенье или не придёт после такой-то психологической травмы.

Богоугодно ли любить себя?

Есть такое страшное для православных слово – эгоизм, который часто путают с любовью человека к себе. Праведная богоугодная любовь к себе означает полюбить не испорченное кривое зеркало, каким ты стал, набравшись грехов, а оригинал, каким тебя создал Бог, – светлым, радостным, чистым, как когда-то в детстве. Эта любовь не может мириться со своими грехами, а терпеливо и неустанно расчищает в себе первообраз, созданный Богом. Духовная жизнь в том и состоит, чтобы на место самовлюблённого гордого человечка, зацикленного на себе, открыть в себе Человека, преображённого светом любви Христовой. Для него забота о ближнем – естественная духовная потребность.
Плоды неправильного к себе отношения видны невооружённым глазом: ходит человек как в воду опущенный, вечно недоволен собой, его всё в себе раздражает, по любому ничтожному поводу просит у всех прощения, на исповеди льёт крокодильи слёзы, называя себя худшим из людей. Это карикатура на настоящих подвижников. Их смиренное «хуже всех» вырастает из опытно открываемой любви Божьей, в которой их несовершенство растворялось без остатка. Болезненное же недовольство собой говорит об отсутствии любви и основывается на самолюбии и гордыне. Находиться рядом с таким «подвижником» невыносимо, от его кислой физиономии реально мухи дохнут. По плодам их узнаете их.
Немецкий философ Эрих Фромм писал: «Именно недостаток любви к себе и порождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нём никогда не зародится некая внутренняя уверенность, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и самоодобрения. Эгоист просто вынужден заниматься только собой, тратя свои усилия и способности на то, чтобы достать что-нибудь, что есть уже у других. Так как в душе у него нет ни внутренней удовлетворённости, ни уверенности, он постоянно должен доказывать самому себе и окружающим, что он не хуже остальных».

Человека обрёл

1 августа в День обретения мощей преподобного Серафима Саровского я ехал из деревни не в храм, а на работу. Возле остановки меня подсадил знакомый, который часто подвозил народ в город по цене автобуса. Сам он работал в городе дворником в пяти местах. Спрашиваю у него: «Тоже на работу?» Он в ответ: «Нет, сегодня же воскресенье, надо в храм идти!» – «И давно, говорю, ты в храм ходишь?» – «Лет десять уже, как к вере пришёл!» Улыбнулся и неожиданно стал рассказывать: «Раньше я плохо жил, безобразничал, сел за бандитизм. Но крови на руках, слава Богу, не было.
Когда в Екатеринбурге в пресс-хату попал, думал, конец, умру! Стал Богу молиться. У нас там храм был, я туда ходить стал, потихоньку молиться научился, алтарником был, на клиросе читал и пел. Старостой при нашем храме был один хороший человек, он три храма в Екатеринбурге восстановил, когда мне трудно было, помогал, утешал. Он многим помог не сломаться, в храм прийти. Как освободился, понял, что без веры не могу. Всю неделю работаю, встаю в пять, домой приезжаю не раньше восьми-девяти вечера, а воскресенье – для Бога. Хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь, само собой, правило читаю. Ездили с подругой в монастырь Царственных страстотерпцев, очень там понравилось. Мечта у меня есть – хочу сходить крестным ходом от Храма на Крови до монастыря на Ганиной. В этом году не получилось, надеюсь, в следующем Бог управит».
 Когда довёз до места, спрашивает: «Тебя как зовут?» – «Денис». – «Я, Денис, за тебя сегодня помолюсь, раз ты в храм пойти не можешь, свечку батюшке Серафиму поставлю!» От его слов к горлу ком подкатил, я молча пожал ему руку и не нашёлся ничего, как спросить: «А тебя?» – «А меня Николаем!» Потом я шёл и думал, что когда-то  в этот день государь Николай II  обрёл мощи самого почитаемого нашего святого – батюшки Серафима. А я в этот день обрёл ещё одного настоящего человека, брата во Христе.
 
В пост отдохни от себя

В Боровском монастыре, где я когда-то жил, отцы поздравляли друг друга с началом поста. Для меня это было непонятно и странно, чему радоваться-то? И без того длинные монастырские службы станут ещё длиннее, поболтать ни с кем не получится, ездить никуда практически не будем, а на обед одна пустая каша и картошка...
Как-то раз с моим другом-священником мы об этом разговорились. И он сказал, что все наши проблемы и трудности, связанные с постом, мы неправильно воспринимаем. «Ты смотришь на пост как на тяжкую необходимую провинность, – сказал он мне, – поэтому естественно, что тебе тяжело поститься! Ты лучше вспомни, как вы ездите с женой в отпуск? Вы уехали подальше, поменяли обстановку, посвятили себя каким-то новым положительным впечатлениям, потом вернулись домой отдохнувшими и счастливыми. И пост – это такой духовный отпуск, куда можно уехать подальше от опостылевшей рутины, от пустого ненужного общения, от телевизора и безконечной суеты. В пост Господь даёт тебе возможность отдохнуть от себя, от своего эгоизма и осуждения, позагорать под духовным солнцем, побыть с Богом на службах, напитаться молитвой, не косточки у подъезда перемывать, а пообщаться со святыми, на которых у тебя вечно времени нет. Забраться повыше от всего земного пустого поближе к небу, увидеть, как Божий мир прекрасен! А потом отдохнувшим и обновлённым спокойно вернуться к обычной жизни. Будешь так на пост смотреть, и он будет для тебя в радость».

Денис Теймуразович
 АХАЛАШВИЛИ