Сохранившие любовь

В минувшем июле исполнилось 180 лет со дня гибели Михаила Лермонтова. А 9 сентября было 170 лет со дня смерти его музы – Варвары Лопухиной (1815–1851 гг.). Они не стали семейной парой, но у потомков Лопухиной личная жизнь оказалась более счастливой, хотя для этого им пришлось пройти немало испытаний, в том числе и войной.

Долго оставалось неразгаданным имя той, кому посвящены поэма «Демон», десятки стихотворений, чей образ был прототипом героини повести «Княжна Мери» и незавершённого романа Лермонтова «Княгиня Лиговская».

…все её движенья,
Улыбка, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты…

Да, это Вареньке Лопухиной восемнадцатилетний Лермонтов посвятил такие строки. Дом Лопухиных на Молчановке располагался недалеко от дома бабушки поэта. Осенью 1831-го Варю привезли из богатого вяземского имения в Москву на её первый великосветский сезон.
Своё продолжение романтическая история первой половины XIX века получила в XX веке в Московской области. Родственники Вари – потомки Лопухиных – и поныне, уже более семи десятилетий проживают в подмосковном Орехово-Зуеве. Среди них Валерия Евгеньевна Пушкарёва. Однажды она мне поведала, как ещё при жизни её родителей к ним в орехово-зуевскую квартиру приезжал сам Ираклий Андроников. Но обо всём по порядку.
Родилась Валерия в победном 1945-м в семье инвалида Великой Отечественной Евгения Михайловича Французова и Галины Борисовны Лопухиной, потомка Варвары Лопухиной. Войну красноармеец Французов встретил на Западном фронте, где получил тяжёлое ранение в уличных боях на окраине Днепропетровска. Евгений Французов среди других бойцов был представлен к ордену Славы III степени, но был награждён медалью «За отвагу» и лишь в 1985-м отмечен орденом Отечественной войны I степени…
Как рассказала Валерия Евгеньевна Пушкарёва, лишь по счастливой случайности тяжело раненный отец оказался проездом в его родном Ростовена-Дону. Подняться с носилок он уже не мог, попросил санитарок поднести его к телефону, чтобы позвонить своей жене Галине. А та, узнав о случившемся, приняла решение мгновенно. В санитарном поезде Лопухина успевала ухаживать и за мужем, и за другими ранеными, читала им по памяти стихи и целые поэмы.
Главным теперь для неё было то, что она рядом с мужем, а ему необходима её забота. Ведь, к удивлению лечащих врачей, Евгений выжил, встал на ноги. Не потому ли, что супруга, как ангелхранитель, оказалась рядом? После войны Евгений Михайлович устроился на Орехово-Зуевскую ТЭЦ начальником электроцеха, затем, выйдя на пенсию, стал преподавателем. С конца 1960-х двадцать лет работал в индустриальнопедагогическом техникуме. Там же более тридцати лет преподавала его дочь Валерия, а с конца девяностых была директором техникума.
Все Французовы-Лопухины явно незаурядные люди. Евгений с детства увлекался миниатюрами на камнях, рисовал маслом, слыл всесторонне образованным человеком. Многое унаследовала дочь. Она окончила Всесоюзный заочный политехнический институт, стала инженером, но имела много увлечений – фотодело, рисование, коллекционирование марок, вязание, машинопись, скоропись, литературное творчество, музейное дело, мягкая авторская игрушка… В колледже Пушкарёва руководила фотокружком, создала музей истории Великой Отечественной войны. И была отличной матерью, воспитав вместе с мужем достойных сыновей, Петра и Александра. Литературные работы Валерии опубликованы в различных изданиях, её выставки игрушек на темы русских и зарубежных сказок проходили в колледжах, библиотеках, музеях ОреховоЗуева.
Было на кого равняться. Вот такие строки посвятил Евгений Французов супруге Галине, чью фотографию он хранил у самого сердца все военные годы:

Фотография подруги
Талисманом может стать
И надёжнее кольчуги
Жизнь солдата охранять.
И судьба его хранила:
Отгремел последний бой!
Жизнь солдату сохранила
Вера в счастье и любовь.

До 1941 года Галина Борисовна, урождённая Лопухина, жила с родителями в Ростове-на-Дону на улице Энгельса. В их квартире было немало картин, но одна работа неизвестного автора была особенной: небольшой акварельный портрет. Как говорили Гале, его привёз из Москвы прадед Галины Фёдор Федотович Лопухин. На нём изображена была его племянница Варвара.
Портрет, увы, в первоначальном виде не сохранился. Ещё во время гражданской войны картину повредил осколок снаряда, пришлось её чуть изменить по формату и заключить в овальную раму. В таком виде портрет путешествовал вместе с семьёй до самой Великой Отечественной.
Конечно, в семье знали, кто изображён на портрете, но афишировать дворянскую ветвь тогда было небезопасно. Но и без этого 14 декабря 1937 года в ряды репрессированных попал пятидесятилетний Борис Михайлович Лопухин, который работал рядовым бухгалтером. Он был приговорён выездной сессией Военной коллегии Верховного Суда СССР по нескольким «антисоветским» статьям – к высшей мере наказания с конфискацией всего принадлежащего ему имущества. И лишь 4 июля 1957 года этот приговор отменили «по вновь открывшимся обстоятельствам»...
Всё имущество Лопухиных-Французовых в годы военного лихолетья оказалось утерянным. В конце 1960-х, когда они проживали в Орехово-Зуеве, почтальон принёс им письмо от писателя Ираклия Луарсабовича Андроникова. Он просил рассказать об утерянной семейной реликвии и прояснить коечто о родословной Лопухиных. А потом и сам приехал.
Валерия Евгеньевна помнит ту трогательную встречу (она и сейчас живёт в родительской квартире, куда приезжал Андроников). Ещё была жива мама Галина Борисовна, она обладала хорошей памятью и смогла описать утерянный портрет. Вареньку Лопухину художник изобразил в полупрофиль, в платье жемчужно-кремового цвета, на плечах голубая газовая косынка, в руках букетик незабудок...
Дальше, почти дословно, привожу рассказ Валерии Евгеньевны:
«Ираклий Луарсабович будто ждал чего-то, – вспоминает она. – Потом задал вопрос: “Не было ли на лице девушки родинки?” – “Кажется, нет, – ответила мама.
– Хотя… Какое-то тёмное пятнышко, может, случайное. Над бровью, ближе к переносице”.
 Надо было видеть реакцию Ираклия Луарсабовича! “Всё правильно! – воскликнул он. – У “литературной” Веры родинка была на правой щеке, а вот у реальной Вареньки – над левой бровью, и Лермонтов отображал эту родинку на всех портретах. Значит, это акварель Лермонтова! Выходит, на портрете была та самая Варвара Александровна Лопухина, к тому времени уже Бахметева, которой поэт посвятил столько стихов и описал под именем Веры в “Герое нашего времени”.
 Оказалось, именно этот портрет многие годы искал Ираклий Луарсабович, но, к великому сожалению, получил только его подробное описание…»
 Позднее Галина Борисовна Лопухина узнала от бывших соседей, что во время гитлеровской оккупации в их ростовской квартире располагался немецкий штаб. Перед отступлением фашисты вывозили из города разные ценности. Возможно, прихватили в Германию и портрет Вари Лопухиной.
После встречи с Андрониковым Валерия Евгеньевна перечитала всего Лермонтова. Открыла для себя и драму «Два брата». В ней Михаил Юрьевич описал историю своей любви и встречу с Варенькой в Москве уже после её замужества.
 К удивительной истории семьи Лопухиных можно добавить ещё несколько любопытных фактов.
Галина Борисовна Французова-Лопухина являлась праправнучкой донского казака Федота Лопухина, помощника и близкого друга легендарного атамана Матвея Платова. В 1967 году она подарила Орехово-Зуевскому краеведческому музею необычный экспонат – табакерку, ему принадлежавшую. А родилась Галина Борисовна в Новочеркасске, историческом центре донского казачества. Её родная бабушка-казачка не раз рассказывала юной Гале, что когда атаман Матвей Платов приезжал в гости, то в знак уважения почётного гостя по широкой лестнице их дома расстилали нарядную ковровую дорожку. Неизменно встречал Матвея Ивановича с хлебом-солью хозяин особняка Федот Лопухин…
Благодарному потомку донского казака и легендарной Вари, верной супруге Г.Б. Французовой-Лопухиной Господь даровал долгую интересную жизнь. Она прожила более девяноста лет и тихо скончалась в 2003-м вслед за любимым супругом на руках заботливой дочери.

Евгений Яковлевич
ГОЛОДНОВ

P.S. Недавно эти строки о судьбе потомков Варвары Лопухиной с большим интересом прочитал М.Ю. Лермонтов – полный тёзка и потомок великого русского поэта, доктор культурологии, президент ассоциации «Лермонтовское наследие». Очерк ему пришёлся по душе, и он пожелал автору новых открытий.