«Крест, с которым мы шли, как бы вёл нас»

В день Преображения Господня, 19 августа 2021 г., на Соловках завершилась экспедиция, которая проходила по маршруту Великого русского северного пути. Около десяти подвижников-энтузиастов прошли путь почти в две тысячи километров от Москвы до Соловецкого монастыря. Стартовала экспедиция 10 июня, в день Вознесения Господня, с Манежной площади, с нулевого километра, откуда начинается отсчёт всех дорог России. Накануне, 8 июня, в Московском Новоспасском монастыре служился молебен перед началом паломничества.
Провёл его митрополит Воскресенский Дионисий и благословил крестноходцев в паломнический путь. Инициатором экспедиции выступил Фонд сохранения культурного наследия Русского Севера «Дорогами Ломоносова» в лице его президента Елены Кутуковой. В 2019 г. Фонд организовал и провёл первый 50-километровый паломнический маршрут по Архангельской области от Каргополя до Ошевенска, возродив старинный путь паломничества к Ошевенскому монастырю. Этот монастырь имел не меньшее значение для Русского Севера, чем для средней Руси Троице-Сергиева Лавра. В 2020 г. был проведён пеший маршрут от Олонца до Каргополя. Проект назывался «Дорогами Ломоносова. От Ладоги до Онеги». Его участники прошли 630 километров через четыре региона – Ленинградскую, Вологодскую, Архангельскую области и Карелию. И вот в нынешнем году решились на более глобальный проект – от Москвы до Соловецкого архипелага.
Этим маршрутом в давние времена шли ученики преподобного Сергия, основывая на Русском Севере монашеские обители. По этому пути двигались промышленники и купцы, уходили в поисках лучшей жизни на поморскую вольницу к берегам Баренцева и Белого морей простые крестьяне…
Нынешние паломники, среди которых были профессиональные путешественники, спортсмены, священники, представители общественных организаций, решились идти путём древних отцов, как говорится, по зову сердца. Путь к соловецким святыням проходил через Московскую, Владимирскую, Ярославскую, Вологодскую, Архангельскую области и Карелию. В течение двух с лишним месяцев паломники шли, чтобы доставить на Соловки икону святого благоверного князя Александра Невского и на Кий-остров – образ «Кийский крест с предстоящими». По старому Онежскому тракту крестноходцы добрались до Белого моря, а перед тем как из Кеми отправиться на пароме на Соловки, побывали на Кий-острове.
Однако весь маршрут смогли пройти только трое – председатель Московского областного (Пушкинского) отделения Императорского православного палестинского общества (ИППО) Сергей Забурниягин, руководитель ассоциации «Путь поморов» Алла Фаттахова и профессиональный путешественник Валерий Шанин. Другие участники прошли отдельные участки паломнического пути.
Корреспондент журнала «Русский Дом» Владимир Борисович ПАНКОВ встретился с общественником и меценатом Сергеем Викторовичем ЗАБУРНИЯГИНЫМ и побеседовал с ним.
– Сергей Викторович, расскажите, пожалуйста, об этом паломничестве, о тех целях и задачах, которые ставились и решались.
– Я участвовал в этой экспедиции от Императорского православного палестинского общества, деятельность которого в настоящее время связана не только с паломничеством на Святую Землю, но и активно осуществляется у нас в стране. Изложу вкратце предысторию этого начинания.
В 2015 г. путешественник Дмитрий Сагал по благословению Святейшего Патриарха Кирилла прошёл от Москвы до Вологды. Он проходил весь свой путь вдоль трассы федерального значения М-8. Мы постарались проложить наш паломнический маршрут таким образом, чтобы он соответствовал духу древних подвижников, исключили из него крупные автодороги и федеральные трассы. На сегодняшний день из 1750 пройденных нами километров (маршрут весь отмаркирован) лишь 40-50 км приходится на дороги регионального значения, даже не федерального. Весь основной путь идёт по лесным тропам, полевым, просёлочным и поселковым дорогам.
Перед началом паломничества было получено благословение на перенесение двух икон. Первая икона – это «Кийский крест с предстоящими», с одной стороны, с другой – царственные мученики, т. е. икона двухсторонняя.
Вторая икона – святого благоверного князя Александра Невского – довольно значительных размеров (60 х 90). Она перемещалась на машине от храма к монастырю и, пока мы проходили очередной маршрут, оставалась в каком-либо главном городском соборе или храме, или при монастыре. Например, несколько дней она находилась в Годеново, оттуда мы перевезли её в Ярославль. Затем икона переехала в Рыбинск, потом – в Вологду, Каргополь и т. д. В итоге эта икона была принесена в Соловецкий монастырь. Там её встречал владыка Феогност, митрополит Каширский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Её поместили в Свято-Троицком ЗосимоСавватиевском соборе, в левом приделе в честь Александра Невского и Новомучеников Соловецких. Сейчас она стоит там на аналое. А икона «Кийский крест с предстоящими» пришла в Крестовоздвиженский собор на Кий-остров.
Большую часть пути, около 1500 км, первая икона прошла со мной, т. е. я сам нёс её, и примерно 250 км – с другими участниками.
Из священнослужителей с нами несколько первых дней шёл протоиерей Андрей Дударев. Как сказали нам в Патриархии, на сегодняшний день нет возможности предоставить священника, который мог бы в течение двух с лишним месяцев пройти с нами весь маршрут. Однако в процессе паломничества на отдельных участках пути к нам присоединялись священнослужители и проходили часть маршрута. Например, от Толги около 18 км с нами шёл епископ Рыбинский и РоманоБорисоглебский Вениамин.
Пешим наш маршрут был от Москвы до Онеги, а далее уже совершался морской путь до Кий-острова и Соловков.
Мы не смогли найти подходящее судно, которое бы нас сразу доставило от Онеги до Соловецкого монастыря. Поэтому с Кий-острова мы вернулись в Онегу, оттуда на поезде доехали до Кеми и затем на пароме переправились в Соловецкий монастырь. Теоретически есть возможность проложить пеший маршрут по зимним дорогам, но это уже следующий этап. На сегодняшний день можно сказать так: нами проложен полноценный пеший маршрут, по которому можно пройти, скачав в интернете трек, и, преодолевая каждый день 25-35 км, находить ночлег и место, где можно остановиться.
Этот проект можно рассматривать с церковной позиции как возможность возродить традицию хождения по святым местам пешим ходом. А с экономической точки зрения, это, безусловно, возможность дать некий импульс развития тем территориям, по которым проходит паломнический путь.
В северных краях живут удивительные люди. У нескольких мужчин, которые проживают в самой глуши, я спрашивал: «Что вы здесь делаете, почему не уехали?» Или наоборот: «Почему вернулись сюда из больших городов?» Один из ответов был таков: «Я нужен этой земле…»
Вот эта духовная связь человека и земли – удивительна. При этом эти люди зачастую не религиозны, но они тратили своё время и силы, вкладывали средства, чтобы сохранить от разрушения храмы, в основном деревянные, в тех местностях, где проживают.
Благодаря их инициативе эти храмы, слава Богу, сохранены. Потом уже, вторым этапом, подключились такие организации, как «Общее дело.
Возрождение деревянных храмов Севера». Но изначально всё это исходило от местных жителей. У них нет, как говорится, «лишних денег», они едва концы с концами сводят, но вот эта их жертвенность вызывает только восхищение. Жертвенность – это не когда ты отдаёшь лишнее, а это тогда, когда ты переходишь грань комфортности и делишься тем, что тебе самому нужно. И так ты поступаешь, потому что это нужнее кому-то или для чего-то.
– Почему вы решили участвовать в этом мероприятии и какова в нём роль ИППО?
– Я оказался вовлечённым в этот проект, с одной стороны, как бы случайно по стечению обстоятельств, но с другой – духовной – промыслительно. Года два тому назад Дмитрий Сагал, о котором я уже говорил, пригласил меня поучаствовать в общем собрании по организации Великого русского северного пути, которое проводилось в Троице-Сергиевой Лавре. В этом начинании я увидел продолжение той работы, которая ведётся сейчас волонтёрами и отчасти правительством Московской области по возрождению паломнического пути «Дорога в Лавру». Этот паломнический маршрут в настоящее время уже внесён в государственный кадастр, и на нём проводятся работы.
Когда я послушал участников собрания, почувствовал, что моё участие в этом мероприятии необходимо. Изначально я не намеревался пройти весь путь. Участвовать в походе два с половиной месяца на тот период я не мог себе позволить. Речь здесь идёт не только о рабочих текущих делах. Отправляясь в такой поход, выпадаешь и из семейной жизни. Моя супруга сразу запереживала. Как, мол, так, ты теперь как полярник отправляешься на два с половиной месяца… Следует сказать, что на многих участках паломнического маршрута не работает сотовая связь, не говоря уже об интернете. А мы привыкли сегодня быть в онлайн-режиме. У большинства людей сложилось уже такое восприятие жизни, что если нет смартфона с интернетом, то мы уже как бы и не живём. Изначально было достаточно много желающих идти до Соловков, но к началу реализации проекта, как это у нас часто бывает, из нескольких десятков добровольцев осталось около десяти.
Если говорить о значимости этого проекта, то он является продолжением той работы, которую сейчас ведёт ИППО. Это продвижение, или лоббирование, вступления в действие закона о велопешеходных паломнических дорогах в России. На сегодняшний день нет такого закона в России, который бы регламентировал работу в этом направлении. По существу, у нас нет велопешеходных дорог, которые имели бы юридический статус. Соответственно, если его нет, то невозможно на это выделять деньги. Ни муниципальные, ни государственные… И это очень серьёзно сдерживает развитие направления. Напомню, что ИППО изначально была создана как организация, помогающая паломникам, идущим в Иерусалим, посещающим Святую Землю. Чтобы они, прибыв туда, могли где-то разместиться.
На территории России ИППО занималось сбором средств на благоустройство святых мест и строительство храмов в Палестине. Сегодня уже нет такой потребности. Туристическая и паломническая отрасль достаточно развиты. В настоящее время основная задача ИППО на территории России, помимо законодательных инициатив, – всестороннее участие в возрождении исторических паломнических путей, чтобы люди стали чаще ходить к святым местам именно пешим ходом. Это и здоровый образ жизни, и духовное делание. Ехать и молиться – это не одно и то же, что идти пешком и творить молитву. Как известно, паломники освящают и те территории, по которым идут, преображаются люди и природа. Пеше- и велопаломнические дороги – это не только религиозная инфраструктура, это спортивная, туристическая, культурно-историческая подоснова гармоничного развития всего общества. Дело в том, что все те маршруты, которые мы сейчас прошли от храма к храму, от монастыря к монастырю, так или иначе – путь к Богу. Когда видишь впереди себя храм, ты понимаешь, куда идёшь, вне зависимости от того, верующий ты человек или неверующий, воцерковлённый или невоцерковлённый. В нашей команде были очень разные люди. Так Господь собрал… Некоторые из них десятилетиями не были в храме, но, пройдя этот путь, начали регулярно причащаться. Это один из результатов этого прохождения.
– Нередко Великим русским северным путём называют маршрут Семёна Дежнёва от Баренцева моря до Чукотки.
– Это как бы такое наложение терминов. Если путь Дежнёва – прежде всего с торгово-промышленным прицелом и учитывал в первую очередь экономическую сторону, то здесь главное – духовная составляющая.
Этим путём в древности шли многие святые, в частности, ученики преподобного Сергия. Они явились основателями многих монастырей, которые мы проходили. В принципе, я считаю, что это не мы прошли – Крест прошёл от Москвы до Белого моря. Это духовный проект.
В первую очередь – прохождение Креста. Господь так управил и возложил на нас такое послушание. Именно так я это воспринимаю и прочувствовал. Шла икона Креста и царственных мучеников и Александра Невского…
– Как родилась идея идти именно с этими иконами? Кто их написал?
– Предложение нести эти иконы исходило, насколько мне известно, от президента Фонда сохранения культурного наследия Русского Севера «Дорогами Ломоносова» Елены Кутуковой. Оно было всесторонне проработано и согласовано с митрополитом Воскресенским Дионисием.
С его стороны дано было благословение на написание и несение упомянутых икон. В Новоспасском монастыре совершался молебен на совершение паломнического пути и освящались иконы.
Следует особо сказать, что икона царственных мучеников шла вместе с нами по благословению владыки Вениамина, епископа Рыбинского и Романо-Борисоглебского. Она является аналойной иконой храма Царственных мучеников Исаковой пустыни.
Икону святого благоверного князя Александра Невского написала иконописец Ирина Зарон. Образ «Кийский крест с предстоящими» выполнен Московским резчиком по дереву Александром Михайловым. Впервые образ был написан в 1671 г. по благословению патриарха Никона придворным художником царя Алексея Михайловича. На иконе, помимо Креста Господня, изображены император Константин, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, императрица Елена, царица Мария Ильинична.
По преданию, в 1639 г. будущий патриарх Никон во время шторма спасся на безлюдном острове в устье реки Онеги и дал название этому острову. В память о своём спасении он установил на острове простой деревянный крест.
Став патриархом, Никон рассказал об этом случае царю Алексею Михайловичу, который разрешил основать там монастырь. Для иконостаса монастырского собора в 1656 г. по заказу патриарха Никона изготовили крест-мощевик, аналогичный по размерам Кресту, на котором распяли Иисуса Христа.
Кийский образ установлен также на Крестовоздвиженском соборе Кий-острова. Крест, с которым мы шли, как бы вёл нас.
Потому что, как говорится у святых отцов, крест есть существо разумное.
– Какой вы видите дальнейшую перспективу развития этого паломнического пути?
– Думаю, что в России должны появиться обустроенные пешие паломнические маршруты на многие тысячи километров. Так люди будут приобщаться и к истории своего Отечества, и к духовности. Проходя такой путь, человек ощущает некое преображение, получает духовный опыт, который даже не всегда может осознать. Митрополит Дионисий, когда принимал от нас 13 августа икону «Кийский крест с предстоящими», сказал примерно такие слова: «Сегодня произошло событие прихода иконы с крестноходцами на наш остров. В полноте осознать и сказать, что это за действие, мы не можем, ибо Господь со временем нам откроет. Но что это значимо – мы, безусловно, чувствуем сердцем». Эту икону, помимо митрополита Дионисия, встречал также епископ Плесецкий и Каргопольский Александр. То есть два владыки. Вот представьте себе, пришли с иконой какие-то странные люди, не с древней иконой, и два владыки нас встречают. Они встречают икону, которая на сегодняшний день не имеет никакой исторической и культурной ценности. Произошло в моём понимании некое сакральное событие, участниками которого мы явились, но в полноте осознать на сегодняшний день значимость этого события пока не можем.
– Назовите, пожалуйста, основных участников похода. – Это, прежде всего, Елена Кутукова – президент Фонда сохранения культурного наследия Русского Севера «Дорогами Ломоносова» и руководитель проекта; Эдуард Цвигун – вице-президент этого проекта, президент Федерации северной ходьбы в городе Москве; Алла Фаттахова – руководитель ассоциации «Путь поморов», которая провела огромную техническую работу касательно размещения, администрирования, проработки всего маршрута, наполнения его необходимой информацией. Очень важно, что с нами весь путь прошёл известный путешественник-кругосветник, кинодокументалист Валерий Шанин, который снимал фильм об этом походе. Были, естественно, и другие участники, которые отвечали, например, за автомобильный транспорт, фото- и киноаппаратуру и выполняли ещё некоторые другие функции. Это Вероника Трунина, Светлана Смагина. Перед походом и во время его проведения к нам обращались многие верующие люди и просили передать записки о здравии и упокоении на Соловки, чтобы там, в монастыре, помолились. Например, на Красной площади «Боевое братство» из Смоленска передало нам список из 80 погибших, и мы этот список передавали в каждый крупный монастырь, через который проходили. Вот этой кропотливой и ответственной работой у нас как раз и занималась Светлана Смагина. Каждый был занят своим делом, что позволило соборно решить нашу общую задачу. На сегодняшний день у нас в стране нет гостевых домов, как в некоторых странах, где существуют обустроенные маршруты для пилигримов по примеру «Пути Святого Якова» в Испании. Поэтому многие бытовые задачи нам приходилось решать самостоятельно.
Конечно, в некоторых местах нас очень радушно встречали, готовили трапезу, но это был такой как бы первоначальный опыт. Такие дома предварительно нужно было найти, договориться с хозяевами. Как я уже говорил, такие задачи решала у нас Алла Фаттахова.
Кстати, Елена Кутукова в июне этого года родила сына, и его назвали Александром в честь святого благоверного князя Александра Невского. Она с крохотным младенцем несколько раз приезжала к нам в места больших стоянок – в Вологду, Каргополь, на Кий-остров, в Соловки. И это тоже, несомненно, подвиг.
Команда у нас была, как видите, разнообразная, но основных участников я назвал. Не назвал Дмитрия Сагала, который прошёл от Вологды до Каргополя. Главная заслуга его в том, что он поднял эту тему впервые в 2014-2015 гг. Получил благословение Святейшего Патриарха Кирилла и прошёл, как я уже ранее говорил, от Москвы до Вологды. Благодаря ему я оказался участником этого проекта.
Господь так управил, что мне пришлось пройти весь путь от начала до конца, хотя изначально я так не планировал. Думал, помогу деньгами и осилю по возможности отдельные маршруты. Но что есть, то есть. Поэтому я благодарен Богу, что удостоился быть участником такого великого паломнического начинания, конечно, не по моим заслугам, а по Его неизреченной милости.
Не лишним будет сказать, что погода на протяжении всего нашего похода была самая благоприятная, точнее сказать, благодатная. Только в самом начале прошли небольшие дожди. Мы шли лесными территориями, вокруг нас ходили тучи, где-то бушевали лесные пожары, но нас Господь провёл самым благоприятным образом.

P.S. В военном городке Софрино-1 Сергей Викторович построил храм в честь святых благоверных великого князя Димитрия Донского и великой княгини Евдокии Московской, который передан Русской Православной Церкви, там регулярно совершаются богослужения.