С завидной периодичностью интернет-ленты пестрят комментариями про грешников-попов на дорогих мерседесах, увешанных золотыми часами. Ничего нового. Из века в век одно и то же – ненавистные попы! Помню, в 90-е священников осуждали за наличие мобильного телефона. Сейчас у первоклассников бывают телефоны дороже и новее. Или: «Попы ездят на мерседесах». Может, где-нибудь в Москве или Питере кто и ездит на мерседесах. У остальных другие производители, в том числе и российские. Но при этом возьмите неработающих студентов и задайтесь вопросом, откуда у них деньги на мерседесы и прочее? Родители помогли? А у священников нет родителей или же меценатов? Лично я знал одного такого. Так вот, он нескольким священникам (речь идёт не обо мне) подарил машины и помог с жильём. Просто за то, что они священники, а у кого-то из них ещё и много детей. И храмов он построил много. При этом никогда себя не рекламировал. И брат его ему под стать. А их отец погиб под колёсами трамвая, спасая ребёнка. Они могли бы и на Бога обидеться, и на «попов зажравшихся». Но они и храмы строили, и людям помогали, и священников не забывали. Кстати, я не слышал, чтобы они священников называли попами.
Где-то в начале 2000-х, когда у меня ещё был наш российский ВАЗ 21099, одна женщина высказала мне ту же фразу про «поповские иномарки». А в те года наши священники не могли себе позволить даже простой потрёпанной иномарки – только родной автопром. Так вот, хаяла она наших священников, а сама при этом была на чёрном джипе. Такой вот казус. Время идёт, а «заветные» фразы остаются.
А знаете, за что в 20-х, 30-х годах прошлого столетия убивали священников? Просто за то, что они говорили в храмах о Христе. У них не было дорогих иномарок, да и лошадей тоже, и часов золотых. Но их так же ненавидели те, кто ненавидел Христа, даже некоторые из них ходили в храмы к этим самым священникам. А повод для ненависти всегда находился. И не только для ненависти, но и для убийства.
Так, может, всё-таки причина ненависти к священникам не в иномарках или часах? Может, так удобнее жить? Сказал, что все попы сволочи, и можно в храм не ходить и жить, как хочется. Мол, Господи, я бы ходил в храм и жил бы по вере, но попы там слишком неправильные, поэтому всё по-честному!
Глупцы! Вам Господь попускает грешных священников, чтобы они понимали вашу немощь и спрашивали с вас не по справедливости, а по милости. А если бы они были святыми, если бы судили по всей строгости закона Божьего или по словам молитвы: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим», повыгоняли бы всех вас из храмов за жизнь скверную, не оставив никому возможности получить прощения.
Вот если бы священники с автомобилей пересели бы на гужевые повозки, их что, перестали бы осуждать? Да нет, сказали бы: «Совсем зажрались! С иномарок уже на лошадей пересели!» Или же, как апостолы, вдруг начнут в сандалиях ходить или босиком? Не появятся ли крики «Совсем с ума сошли! Босиком ходят! Что, подвижники такие?!»
Когда ко мне приходят поговорить или приглашают на отпевание или освящение квартиры, я не задаюсь вопросами: «А сколько стоит одежда этого человека?»; «А какая у него машина?»; «А в какую цену часы?» Это не моя жизнь, она чужая, и человек сам её устраивает так, как ему удобнее.
Моя задача подсказать, как его жизнь выстроить в правильном русле, как ему встретиться со Христом и не потерять Его. А уж на иномарке он будет или пешком, с дорогими часами или вообще без них – не имеет никакого смысла.
Хотя, соглашусь, в любом сообществе, национальности, религии есть хорошие люди, а есть не очень. Даже среди апостолов два предали Христа, правда, один раскаялся, а другой нет. И на иконе Тайной Вечери изображён даже Иуда, но, кланяясь перед этой иконой, мы воздаём славу не Иуде, а Воскресшему Христу и его верным апостолам. Но, зная про Иуду-предателя, мы не говорим, что все апостолы предатели или христианство не спасительно. И мы не спрашиваем, а в какой одежде апостолы ходили? Мы не интересуемся, какие у них были страсти в душах и мысли в головах.
Мы их почитаем за святость Христову, пребывающую в них, и за их подвиг апостольства. А что касается ненависти к христианству и его пастырям, так она началась задолго до появления дорогих иномарок и часов – одиннадцать из двенадцати апостолов (только Иоанн Богослов умер своей смертью в глубокой старости) были убиты за проповедь Христа. И повод для этого тоже нашёлся. И наверняка были те, кто кричал: «У них всё не так, как надо! Убейте их!»
Помню, один сектант, вступаясь за православных священников, сказал: «А вы попробуйте надеть их (священников) обувь и пройти их путём, а потом уже судите о них».
Иноверцы и сектанты вступаются за православных священников. Жаль, что свои, уходя в трясину своих грехов, кидаются грязью в тех, кто пытается их вытащить.
Хорошему – всё хорошо, а скверному – всё плохо. Что ж, Христос говорил: «Каким судом судите, таким судом и сами осудитесь». Задумайтесь. Это относится не только к священникам, но и к вам, осуждающим священников.
Протоиерей Виктор ИВАНОВ