Поэт русской старины

29 октября 1861
160 лет назад родился Андрей Петрович РЯБУШКИН

Андрей Петрович Рябушкин принадлежит к числу тех русских глубоко национальных художников, которые были тесно связаны с национальными традициями русского народа, народным искусством, древнерусской иконописью и фресковой живописью.
Андрей Петрович Рябушкин родился 29 октября 1861 года в селе Станичная слобода близ города Борисоглебска Тамбовской губернии в крестьянской семье. Его отец Пётр Васильевич и старший брат Фёдор были иконописцами. С ранних лет в иконописании им стал помогать Андрей.
Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, деревню, где он жил, посетил их земляк А.Х. Преображенский – студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Заметив явные дарования Андрея, он взял его с собой в Москву и помог поступить в это художественное училище. Среди преподавателей был В.Г. Перов, у которого Рябушкин стал любимым учеником.
После смерти Перова Рябушкин, не окончив училища, отправился в СанктПетербург и поступил в Академию художеств, чтобы совершенствовать своё художественное образование. В Академии Рябушкин выделялся особой одарённостью и самостоятельностью воззрений.
Когда в 1890 году академический курс был завершён и пришло время конкурса на соискание Большой золотой медали, Рябушкин должен был написать картину «Снятие с креста». Совет Академии утвердил его эскиз. Но художник охладел к первоначальному проекту и представил совершенно новую композицию. Дирекция Академии сочла это нарушением правил и лишила Рябушкина Большой золотой медали. В отчаянии Рябушкин уже был готов разрезать холст на куски. Но, как обычно, в нужный момент явился Третьяков, купил картину и тем самым спас шедевр от гибели. Мастерство художника оценил и президент Академии великий князь Владимир Александрович. Он выделил Рябушкину из собственных средств субсидию на двухгодичную поездку за границу.
Вместо этого Рябушкин поехал в путешествие по старинным городам России. Он зарисовывал памятники древнерусской архитектуры, копировал церковные фрески, изучал старинные документы и книги… Во время путешествия Рябушкин увлёкся исторической темой.
В 1891 году он создаёт картину «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». В ней как бы ничего особенного не происходит, но прекрасно передана атмосфера всеобщего оживления, веселья, ожидания праздника. И это сочетается с меткостью и остротой психологических характеристик гостей и хозяев.
Внешне отсутствует действие и в первом крупном произведении Рябушкина на историческую тему «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате» (1893). Кстати, именно по причине отсутствия сюжетного конфликта картина не была принята на очередную передвижную выставку. Казалось бы, показано рутинное мероприятие: совещание царя с боярами, которые сидят со скучающими, даже понурыми физиономиями. Но у зрителя не создаётся ощущение скуки. Зритель, напротив, заряжается радостью благодаря ярким сверкающим краскам царского трона, изысканным узорам на стенах, богатым облачениям царя и бояр. И здесь Рябушкин уже проявляет себя как яркий и оригинальный художник, с помощью колорита передающий дух и атмосферу эпохи.
Воображением Рябушкина властно завладела эпоха XVII века, московская, допетровская Русь, когда, по мысли художника, проявлялись лучшие, исконные черты русского национального характера. В полотне «Московская улица ХVII века в праздничный день» (1895) Рябушкин показывает в центре картины молодую женщину в красном одеянии, которая словно и не замечает царящую вокруг неё суету и толкотню, грязь немощёной мостовой…
Она идёт после службы из церкви, показанной на заднем плане. И лицо её исполнено умиления и подлинной духовной радости.
Великой радости духа посвящена и картина «Русские женщины ХVII столетия в церкви» (1899). Её героини в праздничных, нарядных одеждах перекликаются с образами фресок на стенах храма. Художник показывает, как всем своим существом они как бы устремлены ввысь, к Богу.
Рябушкин создаёт образ русской женщины как эталон цельности и душевной чистоты. В декоративном решении своих полотен Рябушкин исходит из древнерусских икон и фресок. Художник и сам писал иконы и фрески, создавал картоны для храмовых мозаик. Его самыми крупными работами по оформлению церквей стали росписи домовой церкви Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории (1895), а также работа над картонами для мозаик в церкви Воскресения Христова («Спаса на крови»), построенной на месте смертельного ранения императора Александра II 1 марта 1881 года (1896–1900). В оформлении этого храма принимали также участие В.М. Васнецов и М.В. Нестеров.
Ещё одной вершиной творчества Рябушкина стала картина «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», написанная в 1901 году. На ней подобно чудесному видению перед зрителем проносится ослепительно-красная карета с невестой, запряжённая вороными, и мчащийся за ней жених на белом скакуне. И… молодая женщина на переднем плане – в праздничном уборе, но идущая, потупив взор, прочь от этого торжества.
А знаменитый пейзаж «Новгородская церковь» (1903) стал как бы духовным завещанием художника: родной дом и храм были и остаются непреходящими ценностями жизни.
Глубоко патриотична последняя картина Рябушкина – «Князь Ухтомский в битве с татарами на Волге в 1469 году» (1904), где витязь на белом коне победоносно прогоняет врагов с Русской земли.
Он умер 10 мая 1904 года в возрасте 42 лет в своей мастерской в усадьбе Дидвино своего друга художника В.В. Беляева в Новгородской губернии.
Андрей Петрович Рябушкин прожил недолгую, но яркую жизнь и многое успел.
И то, что им сделано, ставит его в один ряд с самыми интересными, самобытными и глубоко национальными художниками земли Русской.

Владимир Дмитриевич
СОКОЛОВСКИЙ