21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Божией Матери «радость возвещает всей вселенной», потому что из Неё «воссияет Солнце правды, Христос Бог наш». И весь праздник Рождества Божией Матери исполнен этой радости – он возвещает о предстоящем явлении в мир Спасителя. Однако и само рождение Божией Матери – особенно дорогое для нас событие. Это рождение нашей духовной Матери, Которая усыновила всех нас при Кресте Своего Божественного Сына.
Что мы принесём Ей в день Её рождения? Какое размышление о тайне рождения человека и путях его? Мы размышляем в этот день о том, как велико призвание человека, какой это дар Божий – когда человек является в мир. В день рождения Той, Которая есть красота всего творения, мы размышляем о том, что человек – это такое создание, которое не может насытиться никакой высотой, никакой глубиной, никаким знанием, пока не соединится с Богом. До этого он не может обрести самого себя, стать самим собой.
Рождение Пресвятой Девы Марии – это начало того, что произойдёт благодаря Ей с рождением каждого человека. Это Её любовью к Богу «всем сердцем, всею мыслью, всею крепостью своею» Слово станет плотью и соединится с человеком. Когда совершится эта тайна, откроется, что не только душа человека, его ум и сердце могут вмещать в себя тайну Бога Живого, но и тело человеческое призвано к тому, чтобы прикоснуться к ней. Весь человек призван вместить в себя Творца. Потому и говорится о людях, которые освящаются этой тайной, что они являются «причастниками Божественного естества» (2 Пет. 1, 4), «храмами Духа Святого» (1 Кор. 6, 19). И мы размышляем об этом дивном даре Божием и об ответственности перед Богом не только нашей души, но и тела, чтобы сделать их способными вместить непостижимый дар Божий.
В день Рождества Божией Матери нам открываются также пути человечества, которые ведут к принятию этой тайны. После отпадения от Бога человек искал то, что потерял навеки и не мог ничем никогда возместить. В роде человеческом после первого греха мы видим непрестающее падение, которое ничем не остановимо и всё более углубляется, делается всё более безысходным. Но одновременно в роде человеческом есть круг людей, верных Богу. Этот круг избранных, как мы читаем в святой Библии, всё более сужается. И чем более он сужается, тем более благодатным, действенным становится вмешательство Божие в жизнь человеческую и освящение этих избранных Богом людей. Когда беззаконие достигает уже, кажется, самых страшных степеней, происходит избрание Авраама, и от него избрание Исаака и Иакова. Одновременно происходит отвержение другого, рядом с ним стоящего (Рим. 9, 11–13). Одного из них Бог прежде рождения его возлюбил, а другого возненавидел. Это благодатное избрание завершается через всепревосходящую чистоту Девы Марии – Цвета избранного народа, из которого должен родиться Спаситель мира Христос.
Когда Он рождается, то весь род человеческий как бы заново может начинать все свои пути. Не только Иаков, возлюбленный Богом, но и Исав, возненавиденный Им. Ибо сказано было: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Мал. 1, 2–3). Все отверженные, заблудившиеся, сокрушённые грехом принимаются объятием Христа, явлением Человека, на Кресте распятого. И молитвами Божией Матери, усыновляющей у Креста Её Божественного Сына всех, кто будет искать осуществления своего человеческого призвания.
После этого весь род человеческий разделяется на христиан и на нехристиан. На тех, которые верят и знают, что Христос – это такой Человек, Который был распят и в третий день воскрес, и Который жив сегодня, и на тех, кто отвергает это. Такое разделение между людьми ничем не одолимо, потому что никто не может освободиться от власти зла и смерти, кроме как покаянием. Обращением ко Господу, которое всегда возможно – заступничеством Божией Матери, силою Креста Того, о Котором сказано: «Се, Человек» (Ин. 19, 5). Покаяние делает возможным невозможное.
Наконец человечество вступает в такой период истории, когда разделение происходит уже не между христианами и нехристианами, а между людьми и, можно уже сказать, нелюдьми. Теми, кто уже почти сознательно отказываются от всего, что в них есть человеческого, и сознательно выбирают своё расчеловечивание. И это происходит не только в мире, не знающем Христа, но даже там, где должно осуществляться становление человека – в Церкви. Как говорит Писание (2 Фес. 2, 4), «тайна беззакония» в Церкви в последний период истории означает приход «человека беззакония».
Будем размышлять в этот праздник о высоком призвании человека – стать самим собой в соединении с Богом, о возможности этого даром Христа и заступничеством Божией Матери. Будем видеть все пути, которые прошло человечество до Рождества Приснодевы Марии. Будем видеть и то, что происходит в роде человеческом после того, как явился через Неё Спаситель мира, и то, что совершается сегодня, уже на последнем повороте истории. Будем молить Божию Матерь, чтобы нам было дано даже среди всеобщего распада хранить своё человеческое достоинство, которое даёт возможность соединения с Самим Богом. Чтобы мы были способны ходатайствовать и за других людей – за всех, кто нуждается в том, чтобы быть человеком. Чтобы каждому из нас в час исхода, как преподобному Серафиму, дано было услышать голос Пречистой: «Сей от рода нашего». Благодаря человечности Которой, то есть верности Богу до конца, явился в мир Спаситель наш Христос – Бог, ставший человеком.
Протоиерей Александр Шаргунов