На вопросы главного редактора журнала «Русский Дом» Александра Николаевича КРУТОВА отвечает известный эксперт по Украине, научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Борисович НЕМЕНСКИЙ
– Президент Украины Владимир Зеленский начал зачистку силового блока. Олег Борисович, на ваш взгляд, чем вызвана такая массовая чистка генералитета вооружённых сил, служб безопасности, МВД и Службы внешней разведки?
– Да, действительно, ощущение такой масштабной чистки и замены глав важнейших ведомств. В отставку отправлен главнокомандующий вооружёнными силами и командующий вооружённой операцией на востоке страны, глава генштаба, глава службы внешней разведки, прошли масштабные чистки в Службе безопасности Украины. Правда, там главу не поменяли, всё-таки это друг детства Зеленского, но зато в самой службе замены произошли очень серьёзные. Конечно, первой мощной отставкой, о которой все говорили, была отставка министра внутренних дел Авакова.
– С чем всё это связано, есть ли какая-то общая причина?
– Думаю, что по большому счёту, причин несколько. Во-первых, Зеленский уже не раз говорил, что ему очень мешают внутренние конфликты. Например, всю систему вооружённых сил Украины существенно ослабляет открытый конфликт между вооружёнными силами Украины и министерством обороны. Подобных конфликтов возникло уже немало в силовом блоке. Во-вторых, у Зеленского появилась необходимость зачистки министерств и ведомств от чужих для него людей, прежде всего, от людей Авакова и неугодных олигархов. В-третьих, требования Запада по проведению тех или иных реформ, в частности, Службы безопасности Украины. Она традиционно крышует всю контрабанду сигарет из России в Евросоюз. Люди из СБ привыкли, что это традиционная их сфера кормления, а тут хотят эту кормушку прикрыть. Далее, Служба безопасности традиционно на Украине выполняет функции расследования экономических преступлений. Эту функцию у неё тоже отнимают.
– То есть происходит концентрация власти в руках президента, хотя от него этого не ожидали, как от человека неопытного в управлении.
– Он и правда неопытный в управлении страной, а вот сосредоточить всю власть в своих руках додумался. По большому счёту, он уже перешёл к внезаконному управлению страной. Ведущим органом власти стал Совет по национальной безопасности – СНБ, который принимает совершенно внезаконные решения, например, вводит во внесудебном порядке персональные санкции против граждан Украины. Такое трудно найти в современном мире. Мы видим кампанию против оппозиционера Медведчука. Его просто голословно обвинили в целом ряде якобы преступлений и посадили под домашний арест. Закрываются телеканалы, опять же без достаточных правовых оснований, фактически налицо разгром оппозиционной прессы. Вот такая ситуация на Украине.
– И всё это происходит на фоне приближающейся большой приватизации: продажи земли, важнейших объектов индустрии и инфраструктуры.
– Это, считаю, самое главное: почему происходят чистки, почему Зеленский расчищает и зачищает путь к диктатуре. Если решено распродавать страну, то либо она в ходе этой распродажи погрузится в пучину внутренних конфликтов, потому что власть слаба и не сможет контролировать этот процесс. Либо надо жёстко объединить власть в единых руках, для этого нужен диктатор. И Зеленский пытается стать таким своего рода диктатором, который, объединив все основные властные функции, контролируя почти все политические и экономические процессы в стране, хочет провести большую кампанию по приватизации. Для этого его и поставили, чтобы он выполнил техническую функцию по распродаже Украины. В том, что он сможет стать таким диктатором, кажется, уже сомнений нет, а вот сможет ли он провести потом эти преобразования, в смысле масштабную распродажу страны, тут есть сомнения, потому как, действительно, у человека никакого опыта в этой сфере нет.
– Конечно, сконцентрировать власть своих руках – это одно, а быть потом грамотным и опытным руководителем – это совсем другое. В истории на одной только земельной реформе, а тем более распродаже, не один деятель сломал себе шею.
– Собственно, она готовилась уже давно. Ещё с 2014 года. Каждый год при Порошенко принимался план большой приватизации, и в конце года просто отчитывались о его выполнении, где-то там на долю процента. Порошенко, будучи сам олигархом, конечно, не хотел проводить эту мощную делёжку имущества, потому что его задача была быть «царём горы», а не распределять собственность.
На Украине не действуют законы. Украина, мягко говоря, не правовое государство, и избежать внутренней войны в случае такой большой делёжки имущества просто не получится. Сейчас уже у каждого олигарха там есть фактически свои вооружённые силы, даже крупное предприятие имеет вооружённый отряд.
– Вот говорят, что был заговор генералов или олигархов против Зеленского?
– Никакого заговора генералов и попытки госпереворота не было. Если бы что-то такое было, то стало бы известно. Украина сейчас такое государство, в котором утаить масштабный заговор было бы невозможно. Два года, как Зеленский пришёл к власти, вначале нужно было освоиться на новой должности, потом разобраться, познакомиться с теми людьми, которые реально занимаются управлением страны. И организовать эту смену лиц во главе различных служб и ведомств. Понятно, что лето – очень удобное время года для того, чтобы проводить такие отставки и новые назначения. Ну, а что касается олигархов, то Украина как была, так и остаётся страной олигархической. Более того, все основные олигархи за два года правления Зеленского существенно нарастили свои капиталы, чего они не могли сделать при Порошенко. Так что преувеличивать антиолигархический запал президента Зеленского не стоит. Он идёт навстречу интересам основных олигархов. И мы видим, что Запад иногда просто в растерянности: несмотря на кураторство, побороть коррупционную систему на Украине не только не удаётся, но она год от года расцветает всё новыми пышными цветами. Запад даже не вкладывает серьёзные деньги в реформирование Украины, потому что все эти деньги расходуются на цели очень далёкие от того, что хотел бы видеть западный мир.
– Мы видим, что на Западе сейчас возрастает чувство разочарования Украиной. Возникла некая растерянность, что же с ней делать? Россию не удаётся заставить пойти на попятную, а решать проблему Донбасса надо, так как она мешает западно-российским отношениям.
– Зеленский не выполнил ни одного своего обещания по Донбассу. Наоборот, только ужесточает риторику. Поэтому Западу с Украиной очень сложно. Она постоянно на него давит, требует решительных мер. Но Западу это не выгодно.
– Общественного сопротивления расстановке президентом своих людей во главе важнейших государственных служб нет. В одном ряду с чистками силового блока стоит и подписанный президентом закон о создании национального сопротивления на Украине и увеличении вооружённых сил. Чего боится Зеленский – России или своего народа?
– Создание на территории Украины добровольческих подразделений напрямую следует из текста Стратегии национальной безопасности, которая была принята в прошлом году в сентябре. Украина во многом живёт в своих фэнтезийных политических представлениях, так как много лет себя убеждает в том, что вот-вот Россия нападёт и необходимо везде проводить тотальную милитаризацию страны. Вроде того, что воевать с Россией на фронте мы не можем, мы не потянем, поэтому будем вести партизанскую войну, которую нужно заранее организовать через государственные органы. А на деле это подготовка к внутреннему противостоянию в связи с приватизацией, то есть разграблением страны. Здесь президенту потребуются свои преданные вооружённые силы.
– Но я не думаю, что большую приватизацию, которую так грамотно, как вы говорите, готовит президент Зелинский, с одобрением встретит народ и предприниматели: и мелкие, и средние, и даже крупные. Наступившая осень может обострить все общественно-политические процессы, которые сегодня есть на Украине. А там такой клубок, который развязать, тем более штыками, довольно сложно.
– Проблема в том, что начнётся именно борьба всех против всех, то есть на каждом предприятии, которое будут переходить из одной форм собственности в другую, начнутся вооружённый конфликт и противостояние различных маленьких феодальных армий. То есть конфликтом станет любой участок земли, любое крупное предприятие, любой объект инфраструктуры, которые сейчас ещё находятся в государственной собственности. И это при том, что страна наполнена оружием под завязку. Зачастую нелегальным. На селе постепенно будут приходить к власти транснациональные корпорации со своими интересами.
– Да, но земельная реформа в том виде, в каком она принята, отсрочивает права иностранцев покупать украинскую землю до 2024 года...
– Но через банковскую систему де-факто это право появляется в общем-то почти сразу. И транснациональные компании, у которых капитал несопоставимо больше, чем у любого олигарха Украины, будут приходить на Украину и приносить свои методы хозяйствования, которым совершенно не нужно такое большое число людей в сельской местности. Миллионы украинцев потеряют работу в деревне и, соответственно, пойдут в города, но не только в города, они ещё поедут на заработки в Россию, на Запад. И это будет социальная катастрофа.
– Так что впереди у Украины – очень сложный период, который, может быть, пережить такому государству и не получится. Посмотрим... Надо ли ожидать ещё отставок?
– Чистки только начинаются и будут проходить в течение нескольких месяцев. Кто подпадёт под новые отставки, кто нет – мы сейчас однозначно предсказывать не можем, но эта кампания надолго.