1 сентября – День знаний, начало нового учебного года
О том, почему именно сегодня невежество – грех, о примерах горячей тяги к знаниям и пагубности пренебрежения к ним, что о мудрости говорит Библия, какая судьба ждёт народ, равнодушный к учению, – рассуждает протоиерей Андрей Ткачёв.
Попробуем взвалить на себя непростую ношу, а именно: разговор о невежестве. Когда мы говорим о грехах, нам ясно, что – грехи. Воровство – грех, сквернословие – грех, нарушение поста – грех, блудных много грехов… Перечень грехов довольно большой. Грех многообразен, и каталогизировать его невозможно, поэтому святые отцы для того, чтобы дать нам чёткое понимание, как жить и как не жить, называли главные страсти, которые исчисляются у некоторых семью, у некоторых восемью. Гордость, уныние, блуд, объедение и т.д., а уже из этих страстных корневищ вырастает очень много разных побегов, и нет смысла всё это считать. В современном мире никакой доктор не скажет вам, сколько есть болезней, потому что их насчитали уже сотни, тысячи, десятки тысяч. Кстати, Библия очень скупо говорит о болезни. Какие болезни вы знаете из Библии? Сломанный зуб, ослепший глаз, от старости ослабевшие руки или ноги, совершенно мистическая болезнь проказа, которая воспринималась как явное наказание Божие, и нужно было у священника пройти освидетельствование, что ты от неё исцелился, если исцелился. Ещё какие-то болезни… Других нет. А раз нет, значит, этого и не было. Люди как-то жили, доживали до старости, слабели естественным образом, но они не были раздираемы на части болезнями печени, почек, лёгких, гортани, трахеи, глаз, кровеносных сосудов… – всего этого просто не было. Человек был действительно физически здоровее.
И о грехах Библия точно так же скупо говорит. Она однозначно называет грехами те вещи, которые сегодня мы за грехи можем даже не считать. Например, о том, что познание Бога – это корень жизни, что Бога надо всю жизнь познавать, Богу нужно служить, Богу нужно молиться, и если ты этого не делаешь, ты неизбежно будешь грешен – потому что неизбежно будешь грешить.
Поговорим об одном из современных грехов. Это – невежество. Это отсутствие вкуса к приобретению знаний. Человек не хочет знать: отечественную историю, историю своего рода, своего города, своей малой родины, села, историю своей Церкви. Он не хочет знать свою литературу, иностранную литературу. Он не хочет знать обычаи, привычки, характерные для чужих народов, потому что у всех же можно чему-то научиться. У китайцев, индусов, тунгусов, американцев, немцев, бразильцев… – у всех можно чему-то научиться. А ему не надо, он и так всё знает. Ему кажется, что он всё знает. То есть невежа – это человек, который ничего не хочет знать, потому что убеждён, что он всё знает. Сегодня это непростительный грех.
Почему именно сегодня? Потому что мы живём в информационную эпоху, при которой облегчён доступ к информации. И сегодня не искать знания – это просто смерти подобно. Были люди, которые всю жизнь хотели учиться, но были вынуждены зарабатывать на хлеб работой кучера или вскапывая чужие огороды. Святитель Тихон Задонский восемь лет учился в семинарии, а тогда семинарии были, как крестьянские хаты, и семинаристы в лаптях ходили. А ели, кроме Рождественских и Пасхальных дней, только картошку и капусту. Никакого мяса, никаких разносолов – ничего. Для того чтобы заработать себе лишнюю копейку, он ходил огороды копать. Покупал себе сальную свечку и книжку и по ночам читал, потому что был жаден к знаниям. Жадность к знаниям, «мне интересно это знать»… Всё знать, конечно, невозможно, здесь мы смирим свою гордыню, но интересоваться этим миром надо. Не интересоваться им просто преступно.
Здесь я бы хотел сказать ещё следующее: мы вынуждены похвалить некоторые народы и цивилизации, которые в своём культурном коде имеют заложенный прочно и давно компонент стремления к знанию и желания узнать больше и глубже – погрузиться в ту или иную науку или искусство. Люди, знакомые с китайской культурой, рассказывают: там, если человек умеет что-то и этому может научить кого-то, то это человек, перед которым снимает шапку любой, даже если он старше по возрасту. Например, ты умеешь играть на флейте. И мало того, что ты умеешь сам играть, но ты можешь кого-то ещё научить этой игре – ты будешь уважаемый человек. Или ты можешь копать колодцы, класть печи – ты нужный в хозяйстве человек, тебя уважают за то, что ты являешься носителем полезных знаний и можешь кого-то этому научить.
Помню, когда я жил в другом городе – давно это было, – я ходил на лекции на отделение русской филологии. Среди студентов была китаянка. Спрашиваю: «Она знает русский?» Мне говорят: «Нет, она ни одного слова ещё не знает. Только приехала». Она ходила на все лекции, ничего не понимая. Но она приобрела книжку «Русский язык для 1-го класса», переписала её, чуть ли не выучила её наизусть; через месяц пришла в библиотеку за книжкой для 2-го класса, ещё через месяц – за книжкой для 3-го класса. Где-то через полгода читала Тургенева и Бунина. И продолжала ходить на все лекции, уже всё понимая. Полгода! Феноменальная работоспособность, огромная энергия, огромное желание знать! И тут же – куча бестолочей, которые за деньги поступают, за деньги учатся, получают липовые дипломы.
Вдумайтесь: 90% нашей молодёжи не работают по той профессии, по которой получили дипломы! Учились на бухгалтера – с лотка продают женские колготки. Зачем вы учились в таком случае? Потратили пять лет жизни, протёрли несколько пар штанов и прожгли родительские деньги? Это же жизнь впустую!
Вместо этого – «у нас есть Ломоносов!» Вцепились в Ломоносова: пешком пришёл из Холмогор в Москву, потом пошёл в Германию, потом вернулся из Германии… Но подождите, таких ломоносовых у нас должно быть тысяч двадцать и ещё маленькая тележка! У нас же огромный и талантливый народ, у которого руки работящие – кулибиных полным-полно везде. Люди смышлёные, с цепким умом… Почему это умирает? Я не понимаю.
«Любите меня», – говорит Премудрость. Почитайте Книгу Премудрости, главы 5–8. Премудрость взывает на площадях: «Безумцы, обратитесь ко мне! Берите даром мой хлеб и пейте мою воду – пожалуйста! Кто не любит меня, тот любит смерть». Кстати, эту речь о Премудрости Она Сама и говорит – а ведь это Господь Иисус Христос до воплощения, Он – Премудрость Божия. Он говорит, что «ещё прежде первых пылинок Вселенной Я была перед лицом Творца и веселилась, и проводила черту по небосводу, и создавала бездны, источники вод… Все ищущие Меня найдут благодать, а не ищущие Меня любят смерть». Понимаете, что такое невежество? Это любовь к смерти. Это любовь к тому, что сгниёт. Это страстная привязанность ко всему тому, что в принципе смердит.
Современный человек считает, что миром правят секс и деньги. Это абсолютная неправда: миром правит Бог. И Бог даёт знания. Тот, кто верит в деньги, будет в пух разбит тем, кто любит знания, – вот правда жизни. А тот, кто не любит знания, будет побежден тем, кто любит знания, и огромные территории не спасут человека: ядерное оружие – это великое дело, но это ещё не всё.
Нам нужно любить знания, нам нужно поднять из грязи этого бедного учителя, которого никто теперь не уважает. Которому, как мы видим в сводках, может хамить совершенно безсовестно не то что десятиклассник, у которого уже усы растут, а какой-нибудь первоклассник. И учитель беззащитен перед ним – современная школьная жизнь забрала у учителя все формы воздействия на ученика: ты уроки свои читай, а у него прав больше, чем у тебя.
И нам нужно читать, и думать, и говорить, и формировать другую политику на федеральных каналах, иную культурную политику. Необходимо, чтобы человек сам был заинтересован в этом. Не думайте, что всё наверху делается, – всё делается внизу силами энтузиастов, неравнодушных людей. Если этого не будет – будет наказание Божие. Потому что быть русским человеком и не прочесть ни разу в жизни Пушкина, Достоевского, Гоголя – это смертный грех, это не прощается. За одно это человека нужно законопатить в преисподнюю: ты носишь язык в устах и сердце, на котором написаны самые лучшие книги мира, и ты их ни разу не открыл. Ну как это так?!
Цивилизация делает людей сильнее, и она же делает их слабее. Пользоваться цивилизацией можно при двух условиях: при условии смирения и при условии желания знать. На атомной электростанции с тремя классами образования работать нельзя: нужно знать базовый курс физики и математики и нужно получить специальное образование. А если это всё начнёт ломаться в неумелых руках безтолкового поколения, которое не привыкло работать – девчонки хотят по подиуму ходить, мальчишки хотят с папочкой под мышкой «дела решать»… Стоп! – а кто будет всё остальное делать? Кто будет строить, поддерживать эксплуатацию и жизнеобеспечение плотин, электростанций: тепловых, ядерных, гидро и т.д. – это же всё ума требует. Ума и рук. Если это всё забросить, нас убьёт наша же цивилизация, которую мы построили, – из-за нашего невежества и нежелания ничего знать.
Закончу тем, о чём я уже говорил: не желает ничего знать, ни книжек хороших читать, мудрых людей не ищет, не спрашивает ни о чём ни у кого только тот, кто уверен в том, что он уже всё знает. Невежа – это глупец, который уверен в своём всезнайстве. Все остальные люди читают, думают, ищут тех, кто мудрее их, с радостью их находят, если находят ещё, потому что бывает, что оскудевает мудростью человечество. Всю жизнь ищешь какого-то наставника, но не можешь его найти. Но ведь самые дорогие люди – энтузиасты, согласитесь. Со школы каких преподавателей помните? Как звали преподавателя химии, я уже, предположим, забыл, а вот этого помню и не забуду никогда, он вложил в меня душу, это был учитель от Бога. У каждого из нас есть один такой – всего было учителей, допустим, 20, а запомнили одного. Так же и в институте: всего было прочитано дисциплин множество, а запомнишь того одного, который был яркий, неравнодушный, интересный, и он тебе что-то в душу вложил – не в голову даже, а в душу саму, в самую глубину.
Любовь к знаниям делает жизнь интересной. Невежество – это добровольное проклятие. И надо исцеляться.
Будем исцеляться!