Проехав сотни километров по дорогам гостеприимной Сербии, мы, группа русских паломников, прибыли в город Цетинье на юге Черногории. В этом небольшом городе есть древний монастырь, в стенах которого находится духовная семинария и храм, в котором покоятся мощи святителя Петра Цетинского, великого угодника Божия, молитвенника и чудотворца, горячо почитаемого сербским народом. Прикладываясь к раке с его честными мощами, мы получили двойную радость: в раке находилась ещё одна величайшая святыня – десница Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Какие пути Промысла Божия привели её сюда?
После усекновения беззаконным царём Иродом главы святого Иоанна Предтечи его тело было погребено учениками в самарийском городе Севастии. Когда святой Апостол и Евангелист Лука, проповедуя Христа и обходя многие города и страны, пришёл в Севастию, намереваясь отправиться отсюда на свою родину – город Антиохию, – ему пришла в голову мысль взять с собою тело святого Иоанна, которое было цело и нетленно. Осуществить это намерение оказалось не так-то просто: жители Севастии горячо почитали Крестителя Господня и, несмотря на уговоры, ни за что не хотели расставаться с его мощами. Единственное, на что они согласились, – отделить десную руку святого Иоанна, которая крестила Господа нашего Иисуса Христа. Её-то и принёс апостол Лука в город Антиохию.
Прошло несколько веков. Римский престол занял император Юлиан Отступник, который отрёкся от Христа и поклонялся идолам. Терзая Церковь Божию, он предавал христиан лютым мучениям. Не щадил он и умерших: останки святых, пострадавших за веру, вынимал из гробов и сжигал, а храмы Божии разрушал до основания.
Дыша яростью и злобой, император явился в Антиохию. Узнав об этом, верующие люди поспешили спрятать десницу Иоанна Крестителя в городской башне, называвшейся Гония. Потратив много времени на поиск святыни и не найдя её, разгневанный император послал гонца в Севастию с приказом: тело Крестителя сжечь, а храм предать разрушению. Что и было исполнено, как сообщают церковные историки Никифор Каллист и Кедрин.
Однако блаженный Симеон Метафраст придерживается другого мнения. Он говорит, что Иерусалимский Патриарх, узнав о намерении Юлиана, тайно взял из гроба мощи Иоанна Крестителя и отослал их на сохранение в Александрию, а вместо них положил кости другого человека, которые и были сожжены.
Вскоре Юлиан Отступник погиб на войне с персами. Христиане снова принесли руку Иоанна Предтечи в храм – она явилась людям как светильник из-под спуда. Около неё совершилось много удивительных чудес.
Утекло немало времени, и вот, по попущению Божию, Антиохия оказалась во власти арабов. Благочестивые византийские цари много раз пытались вызволить честную руку Иоанна Предтечи из плена, но это им никак не удавалось. И всё же в 959 году в правление императора Константина Порфирородного эта святыня, более ценная, чем все сокровища земные, была спасена. Произошло это так.
В Антиохии жил один диакон, которого звали Иов. По внушению свыше он стал служить в том храме, где находилась десница Иоанна Крестителя. Будучи человеком общительным, Иов подружился с сосудохранителем, в ведении которого была святыня.
Однажды диакон устроил большой пир, среди приглашённых был и его новый друг. Тосты следовали один за другим, вино лилось рекой, и через некоторое время сосудохранитель, опьянев от большого количества вина, уснул. Иов немедленно отправился в церковь и, открыв ковчег, взял честную руку Иоанна Крестителя. Под покровом ночи он незаметно покинул город. Хранимый молитвами святого Иоанна, диакон вскоре прибыл в Халкидон.
Весть о прибытии драгоценной святыни с быстротой молнии достигла Константинополя. Император отправил в Халкидон корабль. Приняв святыню на борт, корабль отправился обратно. Константинополь от мала до велика высыпал на берег, весь верующий народ встречал как бы самого Иоанна Крестителя, невидимо сошедшего с неба. С возжёнными свечами, пением псалмов и фимиамом десницу перенесли в дворцовую церковь. Это случилось в навечерие Богоявления Господня, перед самым освящением воды.
Канули в Лету ещё пять веков, и Константинополь пал под натиском турок. Султан Магомет Второй приказал положить руку Иоанна Крестителя (вместе с другими христианскими святынями) в свою сокровищницу и неусыпно охранять. И тут на сцену нашего повествования выступает славный орден Иоаннитов, о котором мы должны сказать несколько слов.
Орден возник в 1047 году. Его основал богатый купец Мавр из Амальфи. Какие цели ставил перед собой орден? Во-первых, давать приют паломникам, которые прибывали на Святую Землю, чтобы поклониться Гробу Господню и другим святыням, а во-вторых – врачевать раны воинам, которые защищали как сами святыни, так и паломников. Поэтому Мавр добился разрешения у Египетского халифа построить в Иерусалиме гостиницу и госпиталь. Ядром комплекса была церковь, она носила имя Предтечи и Крестителя Господня. Таким образом, небесным защитником и покровителем членов ордена с самого начала являлся святой Иоанн (отсюда и название организации).
В 1118 году главой ордена стал энергичный француз Раймунд де Пюи. Верная и безкорыстная служба Иоаннитов во славу Божию покрыла их неувядаемой славой. В награду за свои подвиги рыцари получили две величайшие святыни – частицу Животворящего Креста Господня и чудотворную икону Филермской Божией Матери, написанную святым апостолом и евангелистом Лукой.
Когда закончились крестовые походы, Иоанниты оставили город Птолемаиду, где жили, и переселились на остров Родос. Орден находился в зените своей силы и могущества, смело отражая вылазки врагов, в том числе и турок. Султан Баязет Второй счёл за лучшее жить с Иоаннитами в дружбе. Чтобы приобрести их расположение, он сделал весьма искусный дипломатический ход: подарил магистру ордена Петру Обюсону десную руку Иоанна Крестителя.
Минуло ещё три с половиной столетия. Местом обитания отважных рыцарей стал остров Мальта, у которого был один существенный «недостаток» – он находился слишком близко от мятежной Франции и Наполеона Бонапарта, чьи захватнические аппетиты росли не по дням, а по часам. В 1798 году он оккупировал остров (силы у Иоаннитов были уже не те, и они не оказали сопротивления французам).
Членов ордена безпокоило в этой трудной ситуации только одно – святыни: как поступить, чтобы они не попали в руки супостатов и чтобы те не надругались над ними? Взоры Иоаннитов обратились на север, к православной России: они предложили императору Павлу стать магистром их ордена. Русский государь, который прекрасно знал историю ордена и восхищался его славными делами, немедленно согласился (это произошло 29 ноября 1798 года). Благодарные рыцари решили подарить России свои великие святыни: десницу Иоанна Крестителя, частицу Животворящего Креста Господня и чудотворную икону Филермской Божией Матери.
12 октября 1799 года в десять часов утра из Гатчины по направлению к Ингебургу, куда должны были прибыть святыни, выехал государь император со своей семьёй, духовенство и многочисленная свита. Встреча произошла у так называемых Спасских ворот. Отсюда торжественная процессия направилась в Гатчинский дворец.
Когда торжественный кортеж приблизился ко дворцу, государь сам взял ковчег с десницей Иоанна Крестителя и с пением тропаря внёс его в придворную церковь. Частица Животворящего Креста Господня и образ Божией Матери заняли свои места рядом с ним. Для первых двух святынь были изготовлены чудесной работы золотые ковчеги, украшенные драгоценными камнями, а для чудотворной иконы – изумительной красоты дорогая риза.
Наступил 1917 год – роковой в судьбе России. В пожаре лихой смуты Промысл Божий хранил святыни по-прежнему.
Государыня Мария Феодоровна, мать императора Николая Второго, покидая Россию, увезла на свою бывшую родину – в Данию – все три святыни. После её кончины (1928 год) её дочери – великие княгини Ксения и Ольга – передали их митрополиту Антонию (Храповицкому), который, эмигрировав из большевистской России, жил в Сербии. Он в свою очередь передал их сербскому королю Александру. Этим актом митрополит Антоний выразил искреннюю благодарность русских эмигрантов, нашедших приют в дружественной Сербии.
В начале Второй мировой войны сербский король Петр II Карагеоргиевич и Патриарх Гавриил перенесли святыни в монастырь Острог (Черногория).
В 1951 году в монастырь нагрянули местные чекисты. Они увезли святыни в Титовград (ныне Подгорица). Через некоторое время коммунисты отдали эти святыни в государственный музей города Цетинье, отсюда десница Иоанна Предтечи и частичка Животворящего Креста Господня поступили в музей монастыря святого Петра Цетинского.
В 1993 году, в праздник Рождества Крестителя Господня Иоанна, святыни наконец обрели свободу: их перенесли в монастырский храм для всеобщего поклонения.
Господь наш Иисус Христос, разговаривая с народом, сказал об Иоанне Предтече: «Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Лк. 7, 27).
Нет, не случайно мы приехали в Черногорию и встретились с десницей Иоанна Предтечи, которая крестила Господа. Прикладываясь к величайшей святыне, мы молились святому Иоанну о России и Сербии и уповали на то, что он приготовит путь Господу, прямыми сделает русские и сербские стези для Него, чтобы всякий дол наполнился и всякая гора и холм понизились, кривизны выпрямились и неровные пути сделались гладкими. И тогда узрит всякая плоть спасение Божие (Лк. 3, 5–6).
Очнитесь, русские и сербы, стряхните с себя сон лености, восстаньте и прислушайтесь: над Россией и Сербией, как в древние времена над Иудеей, гремит набатный голос божественного пророка: «Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 7–10).
Николай Петрович КОКУХИН
Фото автора
Цетинье – Белград – Москва