Неблагодарные наследники, или Ликбез для московских чиновников

11 ноября 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения нашего великого писателя Фёдора Михайловича Достоевского. А в отношении его близких родственников уже в наши дни наблюдается настоящее безпамятство. Почти все могилы его родных утрачены в прошлые годы – родителей, первой жены, обоих сыновей, двух братьев, всех четырёх сестёр, внука и других.

Поиском этих мест погребения я занимаюсь долгие годы, но реальной помощи от властей нет. Одни отписки. Некоторые чиновники отвечали мне, мол, могилы родственников Ф.М. Достоевского не являются объектами культурного наследия. Поэтому и нет явного участия властей в их поиске и восстановлении. Приходится устраивать чиновникам ликбез на тему «Кем были некоторые близкие родственники писателя и какие заслуги у них перед Россией».

Начнём с установленного мною места снесённой могилы Александры Фёдоровны Куманиной, родной тёти писателя Достоевского, и её супруга Александра Алексеевича Куманина. Для рано осиротевших братьев и сестёр писателя их тётя и её супруг стали вторыми родителями.
Место их захоронения установлено по старому фото некрополя московского Данилова монастыря. Их могилы находились в 4-5 метрах от храма. Перед сносом некрополя офицер-топограф Генерального штаба, фотолетописец некрополей Алексей Лебедев по своей инициативе сделал схему расположения могил с масштабом в метрах. Я быстро установил место погребения Куманиных.
Кто такие Куманины? Они из рода известных российских благотворителей. Три брата: Александр, Иван и Константин Куманины, а также купцы Шестовы финансировали постройку в Даниловом монастыре Троицкого собора. Потом они же вложили средства в перестройку известного храма «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, при этом была построена красивая ротонда. Куманины участвовали в финансировании строительства новых больниц, создания детских приютов и учебных заведений.  
Недалеко от места погребения Куманиных – родственников писателя, похоронили и Алексея Алексеевича Куманина – отца трёх братьев Куманиных. А он, будучи в 1812 году городским головой Москвы, призвал москвичей вносить средства на оборону Отечества от войск Наполеона. Алексей Алексеевич первым передал огромную сумму на оборону. После победы над врагом также первым передал и другую большую сумму на строительство Храма Христа Спасителя.
Так почему же городские власти не восстановят могилу Куманиным, родственников великого писателя? Почему не поставят хотя бы памятный знак на это место? О Куманиных – щедрых благотворителях и общественных деятелях – не вспоминают!
Ответ из Департамента культурного наследия города Москвы, куда я представил достоверные документы о месте погребения Куманиных, гласит, что у них создана «Комиссия по монументальному искусству, которая рассматривает все поступающие предложения о возведении новых объектов монументального искусства в Москве. Данные предложения могут исходить от граждан и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления». В Департаменте «принципиально не возражают против установки памятного знака Куманиным на территории монастыря, при условии соблюдения закона».
Естественный вопрос: а почему Сергей Тюляков единолично вынужден обращаться в учреждения по поводу установки этого памятного знака? Почему этого не делают церковные власти, музейное руководство, да и сами чиновники Правительства Москвы? Это же погребения щедрых благотворителей и российских общественных деятелей.
Установленное место могилы А.А. и А.Ф. Куманиных должны восстановить. Сохранилось описание этой могилы и памятника на ней. А рядом следует установить кенотаф с именами остальных Куманиных.
Удивил меня один монастырский завхоз-мирянин своей речью, мол, эта установка будет мешать крестному ходу. Я ему напомнил, что до сноса некрополя вся территория некрополя была заполнена могилами и памятниками, и это не мешало крестному ходу.

Сергей Петрович Тюляков,
член Союза журналистов Москвы