Смысл праздника Вознесения Господня величествен и прост. Человек, прельщённый диаволом, захотел стать богом, но подчинился злу и смерти. Для того чтобы человек исполнил своё призвание, достиг полноты жизни, для которой он создан, Бог стал человеком, смирил Себя до смерти, и смерти Крестной. Он прошёл от начала до конца весь путь человеческий, путь каждого из нас, сокрушил диавольскую гордыню греха и смерти и вознёсся со славою к Богу Отцу.
Он пришёл в мир как Сын Божий, Он возносится как Богочеловек. Это значит, что наша человеческая природа, преображённая, причастная Богу, пребывает там, где Бог пребывает вовеки. И в этом радость праздника. Не только апостолы, избранные Господом из всех людей, могут теперь иметь общение со Христом Богом, но каждый человек, все люди могут теперь вступать в это общение. Потому апостолы возвращаются с радостью, с печалью простившись с воскресшим Христом. Теперь Господь уже как Богочеловек восседает одесную Отца, и как Бог Он пребывает повсюду. Теперь Он всем доступен, где бы и в каком бы состоянии человек ни находился. Благодаря тому, что совершено таинство нашего спасения.
Господь говорит на Тайной Вечери: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (Ин. 16, 7). Теперь, когда человеческая природа вознесена туда, где Бог пребывает, к Престолу Божию, возможно сошествие Святого Духа, освящение земли, всего нашего существования, если мы в великой нашей свободе изберём Господа и последуем за Ним. Всё совершил Господь, чтобы мы могли восходить вслед Ему крестным скорбным путём от земли на небо. И диавол, зная, что ему осталось мало времени, пытается соблазнить человека древним соблазном самообожения через всякий грех – через всё, что разделяет человека с Богом и небо с землёй.
С одной стороны, праздник Вознесения Господня возвещает нам, что Церковь – это уже небо на земле. Христос говорит: «Аз есмь дверь», то есть дверь, которая открывает нам вход на небо. Через святую Церковь земля становится преддверием неба, исполнением того, что предначертано Богом прежде «Что вы стоите и смотрите на небо?» сотворения мира и что теперь должно совершиться. С другой стороны, ещё в большей степени обнаруживает себя зло. Мир по-прежнему лежит во зле, ещё неистовей сатана воинствует против добра, которое открывается человеку. Ещё большей зависти исполняется он по отношению к каждой душе человеческой, которая получает сейчас возможность действительно, по дару Христа, стать как Бог. Потому апостол Павел, говоря о своём восхождении до третьего неба, говорит и о том, в каком смирении, в каком приобщении к уничижённости Христа совершается это восхождение (2 Кор. 12, 2–7). И апостол первомученик архидиакон Стефан накануне своей мученической смерти видит «небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 55–60). Всё завершится пришествием «человека беззакония», антихриста, и земля нуждается в огненном очищении от смрада зла, которое накопилось на ней.
«Что вы стоите и смотрите на небо?» – говорят нам сегодня ангелы, возвещая о Втором Пришествии Христовом. Не смотреть надо на небо, а делать дела Пославшего нас в этот мир. Чтобы быть соработниками Господа, уготовляющими Его спасительное возвращение во славе. И мы призываемся немного отступить от земли, как Господь это сделал, прежде чем стать участниками Вознесения. И отступить от людей, но вместе с Господом и так, как Господь это сделал. Это значит – от того греха, который есть в них. Мы должны всегда отступать от людей – в Господе, во Христе, – и тем самым соединяться с ними. Не отделяясь ни от кого, потому что Христос всех зовёт к Себе и хочет соединить друг с другом в Своём Божественном Вознесении.
Пусть каждый из нас воспримет то, о чём возвещает сегодня Церковь, как призыв – жить глубокой сокровенной жаждой принятия Духа Святого, Которого мы будем ждать в эти дни, от Вознесения до Пятидесятницы. Дай Бог, чтобы вся наша жизнь была исполнена этим ожиданием, устремлённостью к последнему дню Господню, ко Второму и славному Его Пришествию. Ей, гряди, Господи Иисусе!
Протоиерей
Александр
ШАРГУНОВ