Горькие плоды беспечности

Архив: 

Очередная трагедия в школе.
Увы… в который раз посыпаем мы голову пеплом, в который раз ужасаемся проявлению зла, в который раз скорбим по невинно убиенным, в который раз всем миром думаем, какие ещё средства употребить для предупреждения подобных трагедий…


Но и в который раз с изумительным упрямством мы не хотим признать очевидную вещь: существует духовный мир, где духи тьмы яростно борются с Богом, и поле этой борьбы – человеческие сердца. И методы противодействия и борьбы в этом мире также должны быть духовными.
Бога обмануть невозможно. Этот мир, с его духовными и материальными законами сотворили не мы с вами! Но если законы материальные мы учитываем, хотя бы ради соблюдения собственной безопасности, то законами духовными почему-то дерзко пренебрегаем. В результате калечим собственные души и души наших детей.
С каждым годом совершается всё больше страшных, безсмысленных преступлений, отсылающих нас к таким глубинам человеческой души, где самая изощрённая психиатрия безсильно разводит руками.
Мы живём в состоянии жесточайшей войны, в которую волей или неволей вовлекается каждый. Эта война ведётся духами тьмы против людей, и самые жестокие преступления, самые мерзкие пороки, о которых мы слышим всё чаще – это лишь проявление тайной, разрушительной работы бесов. И благодушная безпечность с нашей стороны на этой войне означает лишь скорую нашу погибель.
Именно об этой войне говорит апостол Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). Верим мы в это или нет, но диавол действительно ходит как «лев рыкающий», ища, кого поглотить. Человекоубийца искони, он ненавидит человека за то, что тот сотворён по образу и подобию Божьему и, несмотря на самые чудовищные падения, покаянием может обрести утраченную благодать. Эта возможность покаяния, примирения с Богом особенно мучает бесов потому, что служит обличением их гордости – главного препятствия для спасения. Душа призвана к освящению, к сознательной жизни в согласии с Богом. Но, имея свободную волю, человек может распоряжаться ей как во благо, так и во вред себе. Вот эту свободную волю и стараются склонить на свою сторону духи тьмы, чтобы ввергнуть человека в погибель. Цель бесов – осквернять и губить человеческие души, и «лучшие» их помощники в этом страшном деле – наши маловерие и безпечность.
Святые отцы подробно описали процесс вовлечения человека в грех и посредством греха в вечную муку.
Бесы не знают наших сердечных помышлений, но они пристально следят за тем, на что человек обращает особенное внимание, к чему у него есть расположение. Увы, все мы с детства удобопреклонны ко греху. Один от природы более склонен к гордости и упрямству, другой – к сластолюбию, третий – к гневу… И вот, замечая в человеке те или иные наклонности, бесы постепенно, через греховные помыслы и ощущения вовлекают
человека в погибель.
Вот почему важно уже со школьной скамьи приучать детей к трезвению, к внимательному и сознательному отношению к внутренней жизни, к твёрдому пониманию: что есть добро и что есть зло. Всякий человек, независимо от пола, социального происхождения, способностей и характера, призван стоять на страже своего сердца. И то, что происходит в душе, должно быть оценено и осмыслено должным образом.
К любому человеку постоянно приходят греховные помыслы и ощущения, порой совершенно безсмысленные, дикие и пугающие. Так действуют на душу бесы – духи тьмы, и избежать их влияния не может ни один человек. Это влияние в святоотеческой литературе называется прилогом. Но какими бы мерзкими, гадкими и страшными ни были мысли и чувства, возникающие в душе, – святые отцы призывают нас не пугаться их, но противостоять им с решимостью.
В самом прилоге ещё нет греха, и за появление его в душе человек не несёт ответственности перед Богом. Здесь самое время отвергнуть грех и всё внимание обратить к Богу, потому что без молитвы, без помощи Божьей ни один человек не в состоянии справиться с действием зла. Вы только вдумайтесь: бесы живут тысячи лет, ничего не забывают и постоянно совершенствуются в погублении людей. Они очень легко могут обмануть, запутать любого человека, даже самого умного, и в конце концов погубить его, потому что это и только это составляет их цель. Вот почему святые отцы говорят, что опасно даже задерживать внимание на греховных чувствах и мыслях, а надо сразу решительно отвергать их и всей душой обращаться к Богу.
И другого пути нет!
Следующий этап вовлечения человека в грех называется сочетанием. Здесь уже действует сам человек, и действие это связано с греховным произволением. На этой стадии падения человек проявляет интерес к возникающим в его душе греховным образам, ощущениям и мыслям, обращает на них внимание, пугается, смущается от действия бесовских сил, начинает с ними собеседовать, спорить, запутывается и омрачается пуще прежнего… или, наоборот, начинает сочувствовать этим помыслам, услаждаться ими… Всё это начальная степень греха, незаметная для окружающих, а, что хуже всего, не осознаваемая зачастую и самим человеком. Ничего не зная о действии бесов, человек попросту может не понимать того, что с ним происходит и, сам того не ведая, продолжает вовлекаться в грех. Первый признак сочетания греху – это смущение, тоска и укоры совести. Нужно обязательно покаяться и исповедаться, если случилось посочувствовать греховным помыслам или, напротив, впасть в уныние, тоску от их действия.
Если человек проявил бОльшую беззаботность и легкомыслие, если он уже прямо вступает в общение с греховными мыслями и ощущениями, соглашается с ними, то эта степень грехопадения называется сложением. Бесы как бы роднятся с человеком, а сам человек уже стремится, хотя бы и безсознательно, исполнить бесовскую волю.
Следующая степень – пленение. Это состояние, когда человек явно, в словах и поступках грешит, и хотя начинает понимать, что жизнь его разрушается по этой причине, но уже не может ничего изменить самостоятельно. На этой стадии человек так срастается с грехом, что без него не представляет своей жизни.
Если он прекращает грешить, то весь мир кажется ему тусклым, безсмысленным и пустым. И даже если человек пытается противиться, бороться с грехом, но падает снова и снова, доходя порой до нравственного изнеможения. И последняя, самая опасная степень развития греха – это страсть. Человек уже в полном смысле сделался рабом греха, и этот грех влечёт его к смерти. Больше того, через одержимого страстью человека бес старается погубить как можно больше людей. Так взрываются бомбы в метро, школьники расстреливают в классе учителей и товарищей, мужья убивают собственных жён и детей, а затем пускают себе пулю в висок… Примеров, увы, более чем достаточно.
Борьба с грехом неимоверно трудна, а последствия страстей всегда мучительны. И чем глубже в человеке укоренился грех, тем труднее от него избавиться. Но, по учению Церкви, наблюдение за собой и отсечение греховных прилогов не требует крайних усилий. Это действительно «лёгкое бремя», и счастлив человек, который как можно раньше узнал и полюбил Бога и с Его помощью проводит жизнь внимательную и трезвенную. Духовная война в разгаре, незримая брань кипит с небывалой ожесточённостью, и сотни тысяч людей гибнут на этой войне, а наши дети лишены элементарных навыков «гражданской обороны». И в этом, конечно, вина нас – взрослых.
Кажется, пора более чем серьёзно говорить о введении в школе нового предмета: основ духовной безопасности.  
Это не значит, что детишек нужно пугать рассказами о жестокостях той духовной войны, которая непрестанно ведётся против человека, не значит, что нужно раскрывать ужасающие подробности этой брани… но сам факт такой войны им должен быть известен уже с раннего детства, и по мере взросления надо раскрывать постепенно и реальные картины этой безпощадной брани, уносящей множество жизней, зачастую просто по незнанию и безпечности.
В эту войну вовлечены все без исключения, и вопрос состоит только в том, в каком качестве – в качестве безпомощной жертвы или вооружённого воина, «препоясавшегося истиною… облекшегося в броню правды… надевшего шлем спасения… вооруженного щитом веры и мечом слова Божьего» (Еф. 6, 13–17). И необходимость этой «милитаризации» – это не безумная прихоть церковников, но вопрос жизни и смерти, вопрос выживания в наше больное, безумное время. К слову, уже во время крещения человеку объявляется, что он стал воином Христовым, и только от нас зависит, насколько мы останемся верны этому высокому званию.
Может показаться, что наша цель – это воспитание в детях ожесточения, суровости и безчувствия в отношении всего человеческого, душевного, но это не так. Цель Церкви – привить понятие о подлинной доброте, защитить детей, да и взрослых тоже, лишённых элементарных знаний о духовной войне, от гибели «по неосторожности». И цель духовного образования состоит именно в том, чтобы донести до ребёнка простую истину: полноценная, здоровая и радостная жизнь возможна только в согласии, единстве с Богом! Он – благ, и слишком высока цена вопроса, чтобы позволять нашим детям постигать эту истину методом от противного. Лучше бы нам тогда повесили мельничный жернов на шею и ввергли в море…
Наш долг – научить детей блюсти чистоту души, а для этого само понятие чистоты должно быть опытно усвоено нами, взрослыми, и передано детям не только посредством слов, но личным, живым примером. И времени для рассуждений и безбожных педагогических экспериментов у нас больше нет. Видя духовное разложение общества, пора уже перестать «изобретать велосипед», а обратиться к благодатному, животворящему опыту Церкви.
И давайте помнить: пока мы размышляем о том, надо или не надо учить детей основам духовной безопасности – с ними безшумно и незаметно для окружающих, в уме и чувствах ведётся разрушительная работа… с ними беседуют те, кого мы даже не видим, но кто сознательно ищет и, к сожалению, находит средства к погибели. Бесы присматриваются, терпеливо подбирают к нашим детям «индивидуальный подход», вступают с ними в тесную дружбу, а затем… А затем наши дети выпрыгивают из окон, погибают от передозировки, оказываются на скамье подсудимых… И все недоуменно восклицают: «Как же такое могло случиться?!»
А вот так… Из-за нашей безпечности и неверия в Того, Кто не случайно зовётся Спасителем.

Священник Димитрий
 ШИШКИН