Никольское кладбище и великий святой

Архив: 

Никольское кладбище год назад.
Весна. После службы в Александро-Невской лавре мы любим гулять по Никольскому кладбищу, идём по этой вечности, мимо крестов, мимо устоявших во времени усыпальниц. Направляемся в ту сторону, где всегда есть движение жизни. В старенькой, со скрипучей дверцей часовенке всегда кто-то есть. Открываешь дверь, а там кто-то сидит на лавочке в полумраке, с зажжёнными свечами. Молится. Терпеливо ждём своей очереди. Наконец заходим, и нас окутывает тишина, приходит спокойствие. Блаженный Матвей Татомир был погребён на этом месте, но его мощи находятся в Никольском храме, который стоит неподалёку, а точнее, в центре кладбища, напротив ворот. Но почему-то помолиться и попросить о помощи чаще приходят в эту часовенку. Да и правда, здесь ощущение покоя и мира не проходит.


Кто такой блж. Матвей? Коротко, это петербургский затворник, почитаемый людьми, к которому обращались за советом и помощью при жизни и продолжают обращаться после его смерти. В тридцатые годы, когда старательно уничтожались духовные ценности, были уничтожены и могилы многих подвижников. Но каким-то чудом сохранился склеп с захоронением блж. Матвея. Люди зажигали лампады и свечи и тихо молились в глубине кладбища. Как пишет А. Левитин-Краснов в своей книге «Старец Патермуфий», у ворот кладбища одно время дежурили монахи и предупреждали: «Не ходите на могилку блаженного Матвея – там всех арестовывают».
...Мы выходим из часовенки, осторожно спускаемся с крутой невысокой лесенки и уступаем место новым посетителям. Идём в Никольский храм, куда стараниями митрополита Антония Мельникова в середине 1980 года были перенесены в алтарь Никольской церкви мощи блаженного «скоропослушника», как ласково именуют его почитатели. Почему? Думается мне, что приходит он на помощь людям скоро. Чудотворная икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» находится рядом в соборе. Мы Ей молимся о нём, а он Ей о нас. И как писал Иоанн Кронштадтский: «Некоторые говорят: к чему поминовение имён усопших или живых при молитве за них? Бог как всеведущий и Сам знает эти имена, знает и нужды каждого. Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово, забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви. Такие не знают, что и Церковь первородных, на небесах написанных (Евр. 12, 23), по любви своей постоянно молится за нас Богу, а именно упоминает пред Богом особенно о именах тех людей, которые молятся им, – равное за равное. Мы поминали их, они – нас».
И вот тут мы подошли к тому, ради чего я и писала этот очерк. О той невидимой связи, той невидимой нити, которая связывает незримо тот мир и этот. Не помню, с какого времени, но я поминала на молитве имя матери Иоанна Кронштадтского – Феодору Власиевну Сергиеву. Поминала не всегда регулярно, но, по возможности, старалась и её имя писать в записках.
Так вот, мы поднялись по ступеням в храм. Здесь та же тишина, старинные иконы в рамах. Пол напоминает настил из досок в избе. Половицы приятно скрипят под ногами. Служительница доброжелательно смотрит на нас, ждёт, когда мы насмотримся вокруг, надышимся этим воздухом старины. И неожиданно для нас, словно опережая все наши вопросы, протягивает две иконы – Скоропослушницы. Одну мне, а другую подруге. И сразу же ещё две фотографии. Одну с Серафимом Вырицким – подруге, а мне... Вот тут я сделала бы паузу, если бы рассказывала, потому что я держала в руках редкий снимок-фотографию Феодоры Власиевны Сергиевой. На другой стороне фотографии было написано: «Родилась 8 февраля 1808 г. в семье причетника Власия Порохина. 22 июля 1828 г. обвенчана с Ильёй Михайловичем Сергиевым, чтецом Никольской церкви в г. Сура Архангельской губернии. Родила шестерых детей. Старшим был Иоанн Кронштадтский. Преставилась в Кронштадте 6 июля 1871 года. Похоронена на городском кладбище Кронштадта. Над могилой матери о. Иоанн воздвиг часовню, которая сохранилась поныне. Летом 1999 г. во время ремонта часовни были освидетельствованы нетленные останки Феодоры Власиевны, и 15 августа был совершён чин переложения её останков в новый гроб».
Вот и всё. Так просто. Мы молимся о них, они – о нас.
«Мы поминали их, они – нас. А кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут и сам не удостоится поминовения. Много значит на молитве одно слово веры и любви. Много может молитва праведного» (Иак. 5, 16).
Так говорит святой Иоанн Кронштадтский.

Галина Николаевна ЛЕБЕДИНА