На рубеже веков особую популярность в России приобрёл романс «В лунном сиянье…». Но, несмотря на широкую известность, никто не мог с уверенностью сказать, каково же его настоящее название, – то ли «В лунном сиянье…», то ли «Колокольчик», то ли «Динь-динь-динь». А об авторе музыки и стихов было известно лишь то, что им является Е. Юрьев.
Обращение к дореволюционным изданиям позволило выяснить, что настоящее название романса «Диньдинь-динь», а автором его является Евгений Дмитриевич Юрьев. Он же автор ещё целого ряда известных романсов: «Молчи, ямщик», «Зачем любить, зачем страдать» и др.
Но о самом авторе, в отличие от его произведений, какая-либо информация отсутствует. Нет данных о дате и месте его рождения и смерти, отсутствуют даже его фотографии. Как же так вышло, что прошло всего сто лет, а о человеке, поэте, композиторе, авторе многих популярных музыкальных произведений не сохранилось никакой информации?
Евгений Дмитриевич Юрьев родился в 1882 году во Владивостоке в семье морского офицера. Так говорится в его биографии, записанной со слов матери, Олимпиады Васильевны Юрьевой, в 1943 году и хранящейся в РГАЛИ. Но здесь имеется некоторая недосказанность. Времена были непростые, и либо Олимпиада Васильевна, либо переписчик не решились указывать, что отец Евгения Юрьева – Дмитрий Фёдорович Юрьев, был не просто морским офицером, а контр-адмиралом Российского Императорского флота (получил это звание в 1906 году).
С детства будущий поэт и композитор отличался крайне слабым здоровьем, вследствие чего родители не
решились отдавать мальчика в учебное заведение, а ограничились домашним образованием, которое оказалось весьма солидным. Практически
всё детство его прошло в переездах из одного портового города в другой, в зависимости от местопребывания отца. Интерес и способности к музыке Евгений Юрьев начал проявлять с 7-летнего возраста, а первые его опыты в поэзии относятся к 12-летнему возрасту. Впоследствии современники отмечали, что, «хотя музыкальное образование он получил домашнее, но теорию музыки и композиции знал хорошо. Как пианист – он был посредственный, как аккомпаниатор – очень не дурный».
В 1900 году Евгений Юрьев издал во Владивостоке сборник своих стихов «Аккорды жизни». Несмотря на то, что автору в то время было всего 18 лет,
сборник уже содержал 233 стихотворения. Чувствуется, что писал их молодой автор, многие стихи не до конца отшлифованы, в ряде случаев чувствуется влияние Кольцова, Надсона… Но одновременно в них слышен и собственный голос поэта. Безусловно, издание этого сборника стало важным шагом, оказавшим значительное влияние на дальнейшее творчество Евгения Юрьева. Вот одно из стихотворений из этого сборника.
Молитва
Перед иконою Твоею
Я, Вседержитель, припадаю…
Внемли слезам моим нелживым, –
Как мытарь, я к Тебе взываю…
О, успокой тревогу сердца,
Дай силу муки усыпить!..
О, укрепи мою Ты веру
И помоги людей любить…
Благословен еси Всевечный…
Рассей страстей невольных дым
И научи меня, о Боже,
Ты оправданием Своим!
12 сентября 1899 г
Последующие несколько лет оказались для Юрьева очень плодотворными. Он написал большое количество романсов, выступая одновременно и как поэт, и как композитор. Его произведения исполнялись лучшими российскими певицами того времени
– Вяльцевой, Каринской, Дулькевич, Плевицкой, Комаровой и др. Современники отмечали, что Юрьев «писал музыку на собственные стихи, всегда красивые и талантливо срифмованные. Музыка его полна безотчётной грусти и тоски; в ней нет удали, но она проникнута благородным лиризмом и глубоко прочувствована». Стихи Юрьева были популярны, на них сочиняли романсы другие композиторы. А сам он писал не только музыку и стихи для песен, но и другие музыкальные произведения – вальсы, марши. Выступил он также и в качестве поэта, сочинив слова к музыке Камиля Сен-Санса «Лебедь». И это тот самый случай, когда слова не только не испортили музыку, но, напротив, дополнили её, сделав это произведение совершенным.
Казалось, что перед Евгением Юрьевым открывается большое будущее: ему ещё нет и тридцати лет, а он уже один из наиболее популярных российских авторов песен и романсов. Но сказалось слабое здоровье, у него начала развиваться чахотка. Он холост, живёт с родителями в Вологде, ведёт уединённый образ жизни. Юрьев по-прежнему пишет стихи, которые публикуются в архангельской газете «Голос Севера», журналах «Артист и сцена», «Кинемаколор», «Пробуждение», в ряде других журналов. Но если в песнях и романсах мы по-прежнему видим жизнерадостного и уверенного в себе автора, то в личных стихах видна совершенно другая его сторона, и в этих произведениях много тоски и грусти.
О, Боже мой! Подай мне силы
Болезни тяжкий крест нести…
Не открывай мне мрак могилы
На неоконченном пути.
г. Вологда, декабрь 1910 г.
По его стихам видно, что поэт чувствует приближение своей гибели: в 1911 году он скончался. Причиной смерти стал общий туберкулёз (чахотка). Так закончил свой земной путь автор известных русских романсов.
Отец, вероятно, ненадолго пережил сына. В Памятной книжке Вологодской губернии на 1916 год Дмитрий Фёдорович Юрьев, отставной генералмайор, был указан как вологодский кандидат Дворянского депутатского собрания. А в списке избирателей города Вологды, подготовленном для выборов в Учредительное собрание в 1917 году, он уже отсутствует. В списке присутствует лишь Олимпиада Васильевна Юрьева, 54 лет, проживающая по адресу: Екатерининская Дворянская, 37, дом Дубиничева. Это совсем недалеко от церкви Великомученицы Екатерины, из чего можно сделать предположение, что семья Юрьевых и ранее проживала в этом доме, и именно здесь скончался Евгений Дмитриевич Юрьев. В настоящее время в этом доме располагается «Вологдареставрация».
Церковь великомученицы Екатерины была одной из наиболее известных в Вологде. В 1787 году в ней крестили будущего поэта Константина Батюшкова. 5 ноября 1861 года в этой церкви венчался будущий авиаконструктор Александр Фёдорович Можайский. Но после революции её постигла судьба многих других храмов. В 1930-х годах Вологодское управление НКВД перестроило храм под ведомственную столовую и магазин. В начале 1950-х годов церковь была частично разобрана, а в середине 1960-х годов храм был разобран окончательно. Сейчас на этом месте находится проезжая часть улицы Предтеченской и стоянка автомобилей
перед бассейном.
Примечательно, что отпевание Е. Юрьева в Екатерининском храме проводил священник Николай (Караулов), впоследствии погибший в застенках НКВД. В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви канонизировал священномученика Николая (Караулова) Вологодского.
Не сохранилась и могила Евгения Юрьева. В начале 1980-х годов при строительстве автомобильного путепровода через пути станции Вологда-1 все находящиеся на Богородском кладбище надгробные памятники были уничтожены, а большая часть кладбища засыпана. В начале 2000-х годов при расширении железной дороги были засыпаны погребения в северовосточной части кладбища, сейчас на этом месте уложены железнодорожные пути. Таким образом, можно лишь приблизительно указать место, где покоится прах автора многих известных и любимых русских романсов и песен.
Долгое время не было известно, как выглядел Евгений Юрьев. Единственный источник, где можно было бы встретить его портрет, – это изданные музыкальные произведения. Такое иногда встречалось до революции, когда на титульной странице нотных изданий вместе с названием произведения печаталась фотография композитора или исполнителя. Нам удалось обнаружить два таких изображения Е. Юрьева на нотных изданиях – песня «Месть» и вальс «Волны жизни».
Творческое наследие Евгения Дмитриевича Юрьева до настоящего времени остаётся практически неизученным. В одном из некрологов было сказано: «В точности неизвестно, сколько оставил после себя сочинений Е. Юрьев, но, судя по той массе изданных и находящихся неизданными в рукописи, надо полагать, что он был очень плодовит». Но после 1900 года сборники стихов Юрьев не издавал. Многие его произведения были опубликованы либо в редких провинциальных изданиях, либо в столичных изданиях, тираж которых был настолько мал, что найти их сегодня практически невозможно.
Не менее сложной оказалась и судьба многих музыкальных произведений Евгения Юрьева. Тираж подобных изданий в начале прошлого века был незначителен, и многие изданные произведения становились раритетами уже через несколько лет после их издания.
А потом произошла революция, и многие произведения Юрьева оказались под запретом. Так, в рамках решительной борьбы «по линии искоренения из репертуара произведений, рассчитанных на обслуживание нэпманства и мещанства (шантанной, фокстротной музыки, псевдоцыганщины, разнообразных интимных, салонных, мещанских и т. п. романсов и песен)» в 1931 году был издан Репертуарный указатель, и в нём оказались многие песни и романсы Евгения Юрьева, даже без указания его авторства. Среди запрещённых к исполнению песен: «Зачем любить, зачем страдать», «Не нов припев заветной песни той», «Умирающий лебедь» (со словами) Сен-Санса, «Динь, динь, динь», «Шалишь»… И лишь в пятидесятые годы отдельные произведения начали публиковаться в музыкальных сборниках. Сегодня репертуар исполняемых романсов Евгения Юрьева несколько расширился. Но обобщение творческого наследия Евгения Юрьева всё ещё ждёт своего часа, и не исключено, что будущее откроет нам «новые» забытые произведения этого замечательного автора.
Анна КАРБОВСКАЯ
Виталий КАРБОВСКИЙ