Любой город на свете имеет свою неповторимую историю и судьбу. Города, как и люди, зарождаются, живут, расцветают или прозябают и умирают. Достаточно вспомнить историю некогда великих городов индейцев майя – Чичен-Ица и Паленке, камбоджийский Ангкор, знаменитые римские Помпеи, легендарную Трою, сибирскую Мангазею и даже современные Нефтегорск в России и Припять на Украине.
Но сейчас хочется сказать о беззастенчивом перевирании истории на примере некоторых городов из бывших союзных республик СССР. При этом каждое из этих нынешних государств из кожи вон лезет, но старается доказать свою собственную историческую древность, якобы прослеживающуюся на истории населённых пунктов, волею судеб оказавшихся на их территории.
К примеру, в 2016 году на официальном уровне в Казахстане отметили 1000-летие города Алматы (Алма-Ата), бывшего когда-то городом Верным, а ныне «южной столицы Казахстана». По улицам были развешаны огромные баннеры, вещающие об этой дате, появилась масса статей в СМИ, передач на телевидении, прошли научно-практические конференции и «круглые столы». Ныне покойный главный археолог Казахстана Карл Байпаков пообещал показать якобы случайно найденную во время земляных работ на территории погранучилища в Алматы древнюю монету, где была надпись, что монета сия отчеканена в Алматы. Но монету так никто и не увидел. Несколько невнятных фото с найденной монетой, находящейся якобы на реставрации, ни о чём конкретно не свидетельствуют. Тем более это не повод говорить, что на территории нынешней Алма-Аты тысячу лет назад был город с населением 10-12 тысяч человек. Откуда же такие сведения?
Нынешнюю Алма-Ату почему-то постоянно пытаются пристегнуть к средневековому городу Алмалыку, закончившему своё существование где-то в XIV веке и упомянутому знаменитым венецианцем Марко Поло. Но легендарный Алмалык на самом деле располагался на территории Синь-цзян-Уйгурского автономного района современного Китая.
Но это не важно! Главное ведь отпраздновать «тысячелетие Алматы». Хотя по многим архивным источникам (в том числе хранящимся в Центральном государственном архиве Республики Казахстан) и литературным свидетельствам прошлого, прекрасно известно, что когда отряд майора М.Д. Перемышльского в составе одной роты солдат и двух сотен сибирских казаков весной 1854 года пришёл в ущелье речки Малой Алматинки и основал там укрепление Заилийское, переименованное затем в Верное, то там не было не то что города, а вообще каких-либо населённых пунктов. Правда, упоминается, что на месте были видны заброшенные остатки каких-то старых арыков.
Перемышльский писал об этом генерал-губернатору Западной Сибири:
«Осмотрев с инженер-поручиком Александровским первые и вторые Алматы и долины между ними, мы нашли их по удобству добывания леса, большому количеству прекрасной, перерезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест далеко превосходящими урочища на Иссыке и Талгаре, почему и предложили Алматы местом будущего поселения».
Вот на этой пустынной местности, в предгорьях хребта Заилийского Алатау, и основал майор Перемышльский в 1854 году новое русское укрепление Верное, в 1867 году получившее статус города, а в 1921-м переименованное в Алма-Ату. Так что как ни крути, а фактическим основателем нынешней Южной столицы Казахстана является майор Русской императорской армии Михаил Дмитриевич Перемышльский. И ему должен был бы стоять памятник в этом городе, а не мифическим батырам из старых сказаний.
Похожая ситуация наблюдается и на Украине. В 2015 году Верховная Рада Украины приняла постановление о праздновании в этом же году 600-летия города Одессы, этой «жемчужины у моря».
Возникает вопрос – почему же 600 лет, а не 700, 800 или 1000? Ведь на территории нынешней Одессы по крайней мере со II века нашей эры существовало древнегреческое поселение, остатки которого были обнаружены в районе Приморского бульвара. Но в III–IV веках нашей эры, в ходе Великого переселения народов из Азии, это поселение было заброшено и исчезло. А всё просто – украинские «науковцi» опираются на сомнительное упоминание польским хронистом Яном Длугошем из его труда «История Польши» о некоем «порту Его Величества Коцюбиеве», из которого в 1415 году был отправлен некий груз в Константинополь.
Где точно располагался этот Коцюбиев и был ли он вообще, кроме цитаты из Длугоша, никакими другими источниками, в том числе и археологическими раскопками, не подтверждается. Вполне возможно, что и был этот пресловутый Коцюбиев на территории нынешней Одессы. Но судя по карте венецианского монаха Фра Мауро, уже в 1459 году на месте Одессы были лишь развалины какого-то поселения. Польские картографы XVI века также упоминают в своих трудах развалины «Кочибея», или «Кочибеева городища», примерно в районе нынешней Одессы. И наконец на знаменитой карте Украины, которую составил в 1648 году французский военный инженер и картограф Гийом Левассёр де Боплан, на месте Одессы опять обозначены руины Кочибея, видимые с моря в качестве мореходного знака.
Всё это доказывает только то, что в XV–XVII веках никакого города там уже давно не существовало.
Официальной датой основания Одессы считается 7 июня (27 мая по старому стилю) 1794 года, когда вышел рескрипт российской императрицы Екатерины Великой об основании города и порта: «Уважая выгодное положение Хаджибея при Чёрном море и сопряжённые с оным пользы, признали Мы нужным устроить там военную гавань купно с купеческой пристанью…».
Первые фундаменты нового города были торжественно заложены 2 сентября (22 августа) 1794 года после молебна и освящения места города и порта архиепископом Екатеринославским и Херсонес-Таврическим Гавриилом в присутствии вице-адмирала Иосифа де Рибаса (Дерибаса), военных, флотских и гражданских чинов. Этот день и поныне празднуется в Одессе как День города. Само название города – Одесса – появилось несколько позже. По легенде это произошло на придворном балу 17 (6) января 1795 года, когда кто-то предложил государыне-императрице Екатерине Алексеевне назвать новый город Одессос – по имени древнегреческого поселения, существовавшего якобы где-то неподалёку от Хаджибея. Екатерина согласилась, но тут же внесла свою поправку – мол, пусть будет так, но название города будет женского рода – Одесса. А уже через три дня это новое название стало фигурировать в официальных документах.
Будет неправдой говорить, что на месте Одессы к тому времени ничего не было. Примерно с конца XVII – начала XVIII века там существовало татарское поселение Хаджибей (Гаджибей), близ которого в 1765 году турки османы возвели свою крепость Ени-Дунья (Новый Свет).
Французский военный инженер Андре-Жозеф Лафитт-Клаве, посетивший Хаджибей в июне 1784 года, оставил нам его описание:
«...удалось нарисовать план этого замка. В нём нет амбразур для пушек, которых там очень мало. Маяк расположен на вершине мыса, содержится в неплохом состоянии, но с тех пор, как мы здесь, огонь в его застеклённом фонаре не зажигали...
Живущие в этом месте ногайские татары не пекут хлеба, а едят только просо, приготовленное различными способами с молоком, бараниной, говядиной, но чаще с кониной, которую предпочитают всем иным видам мяса. В Ходжабее есть лишь один колодец с довольно плохой водой…».
Вот такой «мегаполис» с одним колодцем пришлось брать русским войскам под началом генерал-майора Русской императорской армии Иосифа де Рибаса в 1789 году в период царствования императрицы Екатерины Великой. Хаджибейская крепость была взорвана и срыта до основания. Через пять лет, под руководством уже вице-адмирала Дерибаса, началось строительство абсолютно нового, европейского города, который получил наименование Одесса.
Надо отметить, что вообще на территории любого более-менее крупного города, намного раньше даты его официального основания почти всегда существовали какие-либо поселения – деревни, хутора, стойбища, аулы, вплоть до стоянок первобытных людей. Но они не имеют отношения к этим современным городам, и нет никакой прямой преемственности.
Взять, допустим, Санкт-Петербург. Он был основан Петром Первым близ шведской крепости Ниеншанц. Пётр взял эту крепость у шведов, срыл её до основания и начал строить на этом месте совершенно новый город – Санкт Петербург. Мало того – на территории нынешнего Петербурга с незапамятных времён находилось ещё несколько финских мыз и деревушек. Но тем не менее датой основания Петербурга считается 1703 год, когда Пётр с нуля стал строить новый город.
На месте нынешнего Нью-Йорка (в частности, на Манхэттене) находилось несколько поселений индейских племён. Но датой основания Нью-Йорка (тогда Нью-Амстердама) считается 1625 год, когда голландские колонисты стали строить на Манхэттене новый город. И никто этого не отрицает.
Подобных примеров можно приводить множество. Та же самая история получилась с Алма-Атой и Одессой. В одном случае пришёл майор Перемышльский и стал на совершенно пустом месте строить укрепление – будущий город Верный. А в другом генерал Дерибас, взяв турецкую крепостцу и разрушив её, начал строить новый город, который вскоре был наречён Одессой.
Поэтому все эти «популяризаторы истории», настойчиво продвигающие в массы теории о том, что Одесса – это 600-летний Коцюбиевск, основанный ещё во времена Великого княжества Литовского, а Алма-Ате уже тысяча с лишним лет, руководствуются лишь политической целесообразностью нынешнего момента.
Подоплёка этих теорий понятна, и лежит она как раз в логике политики «деколонизации» – искоренения всякого упоминания о роли России и русских в развитии Северного Причерноморья и Семиречья. Дескать, «дикие и дремучие москали» не основали Одессу, а просто захватили, присвоили себе и цинично переименовали существовавший веками процветающий город. А основателями, в примере Одессы, были, конечно же, «цивилизованные европейцы», а Алма-Аты – предки современных казахов (правда, ещё большой вопрос – жили ли там тысячу лет назад предки именно казахов?).
Однако ни к истории, ни к науке все эти измышления страдающих комплексом государственной неполноценности «учёных» никакого отношения не имеют.
Максим Николаевич
ИВЛЕВ