Пасха, Христова Пасха!
Воскресения день, и просветимся Торжеством!
Христос воскресе из мертвых!..
Радостно, весело встречать Пасху Красную! Радостно и весело читать о ней, вбирая в душу, в сердце, в ум благодать Воскресшего Господа, пронизывающую каждое слово свидетельства о восстании Христа из гроба. Примите во внимание, дорогие читатели, сколько раз мы слышим в эти дни слова «свет», «светлый», «светозарный»... Поистине, «ныне вся исполнишася света»! «Свет велий возсия нам!» Восстал Господь и показал нам «чудный свет» воскресения Своего! Это «светолитие» – излияние в душу таинственного, непостижимого, неуловимого, несотворенного, невещественного, неземного, немерцающего, тончайшего, умиротворяющего, радостотворного, умного, духовного, упремудривающего, благодатного, Божественного света, света истины, любви, правды, мира, воздержания, кротости, света животворящего – знают на опыте все православные христиане. И малые, и великие, и учёные, и неучёные, и юные, и возрастные, и мужеский пол, и женский – все чада Святой, Соборной, Апостольской Православной Церкви удостаиваются в ночь Пасхи Господней посещения и просвещения Светом Божества Христова, если они того желают, о том молятся и предварительно очистили себя от всякой скверны плоти и духа.
И только тот христианин остаётся в этот праздник праздников неозарённым, непросвещённым, не изменённым прекрасным, вышеестественным, дивным изменением, кто этого преображения не ведает и не желает, его не ждёт и не чает, о нём не молится и не кается в своих грехах и беззакониях. О как бедственно и страшно, как печально и трагично остаться на земле, когда все братья и сёстры твои взяты на небо! Какой стыд обымет мрачную душу, возлюбившую свои мерзкие грехи и зверообразные страсти, когда вокруг неё все праведные, возлюбившие покаяние, «просветятся, яко солнце, во Царствии Отца своего Небесного»! Не приведи, Господи, оказаться на Пасху Твою тёмным и нечистым козлищем посреди тонкорунных, белоснежных, светлообразных овец и агнцев церковных!.. Но не будем более говорить об этом, ибо всякому просящему прощения, очищения и освящения дано будет, всякому стучащему в дверь милосердия Божия отворят, всякий ищущий Воскресшего Господа своего обрящет Владыку, узнает, увидит Его, припадёт к стопам Его, носящим победные знаки распятия на Кресте, и воскликнет со святым апостолом Фомой и мироносицами: «Господь и Бог мой!»
Следовательно, всё дело – в нашем произволении и желании. Благодать не насилует и не приневоливает. Хочешь – прииди и виждь Жениха Церкви, Воскресшего из мёртвых Агнца. Желаешь – припади к прободенному ребру Его и пей воду жизни даром. Да будет же с каждым из нас на Пасху по слову книги Откровения: …праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще (Откр. 22,11).
Но продолжим слово о Пасхе, «пречестной, таинственной», в течение всей Светлой седмицы (и, более того, целых сорока дней, вплоть до Вознесения Господа Иисуса Христа на небо), отверзающей нам сокровища Царствия Небесного. Веселится дух наш, радуется взор всему, что созерцаем мы в храме Божием. «Свят храм Твой» на Пасху, «дивен в правде»! «Единого просим у Господа» вместе с царём Давидом в эти дни, «дабы видеть нам красоту Господню, посещати храм святый Его». «Внидите же», людие, «во дворы Господни» во дни Светлой седмицы, услышите «глас радости и спасения в селениях праведных», «составите праздник во учащающих до рог олтаревых», «принесите Богу глас» благодарения, «жертвой хвалы» прославьте Его!
По какой причине, друзья, деннонощно открыты в эти дни Царские врата, не закрывающиеся ни на минуту? По той причине, что «река Божия наполнилась вод» и «земля в каплях ее возвеселится возсияющи». Для того отверст алтарь, чтобы каждый из нас мог припасть «к чистой реке воды жизни, светлой, как кристалл, исходящей от престола Бога и Агнца»!
Почему на солее (возвышении перед иконостасом) видимы в эти дни квасные, то есть испечённые на дрожжах, большие хлебы, на каждом из которых сверху оттеснено изображение Воскресения Христова? Для того помещены здесь «хлебы предложения», чтобы ты, чадо Церкви, алкал и жаждал на Светлой Седмице вкушения от плодов древа жизни, листья и плоды которого – «для исцеления народов». Древо жизни – это победоносный и Животворящий Крест Христовых страданий, плоды Древа – Страшные и Святые Тайны Христовы, то есть Пречистое Тело и Честная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Не останься же равнодушным, бездвижным, безчувственным, когда услышишь пение ликов – церковного хора: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите». И Дух, и невеста Христова (Церковь) говорят (причастнику): «Прииди!» И услышавший да скажет: «Прииди! Ей, гряди (к нам, недостойным, но стремящимся к единению с Тобой в Божественной Евхаристии), Господи Иисусе!»
Почему все дни Пасхальной седмицы названы светлыми? Помимо уже сказанного, позвольте, читатели, прибавить следующее и на этом завершить наше слово. Восприняв в сердце Животворящие Святые Тайны Христовы, обретя в чертоге души Царя Христа, блистающего неприступным светом Божества, мы все познаём на опыте истину слов Господа, которые Он возвестил в Своём Божественном Евангелии: Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, что бы входящие видели свет. Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло... Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием (Лк. 11, 33–34, 36). Оком Святое Писание называет совесть человека, а телом – наши мысли, слова и поступки, иными словами, деятельность, всю нашу жизнь. Соединившись на Пасхальной Божественной литургии со Христом Жизнодавцем, просвещающим благодатью Своею умное око нашей души, и пребывая в последующие дни во всегдашней молитве благодарения, мы увидим, что Свет Христов таинственным и непостижимым действием пронизывает, объемлет и растворяет собой все наши намерения и чувства, мысли и слова, поступки и деяния.
Таким образом, тело наше будет всё светло, как будто бы некий светильник освещал путь нашей жизни. «Поступая по правде, мы пойдём к свету», ещё более возлюбим и устремимся вослед Воскресшего Господа, «дабы (в последний день) явны были дела наши, потому что они в Боге соделаны».
Теперь, кажется, совершенно ясно, по какой причине дни Пасхальной седмицы названы светлыми. Светлы они оттого, что Бог исполняет их светом Воскресения Своего! Пусть же для нас они станут сугубо светлыми, когда в мире приумножится духовный свет через наши добрые дела, посвящённые славе имени Господа. Да сияет во взорах наших свет сострадания и сорадования! Да струится этот свет в наших пасхальных приветствиях, словах утешения и ободрения, свидетельствах правды и истины! Да умножается этот свет под руками нашими в делах тайного благотворения и явной помощи ближним, просящим у нас помощи! Тогда и духовно слепым людям, сиротливо стоящим во мраке неведения Истины за оградой Церкви, «возсияет свет велий», и они с изумлением исповедуют устами и сердцем ныне то, чего не знали вчера и третьего дня, – что «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».
Протоиерей
Артемий ВЛАДИМИРОВ