Обязательно ли идти на Пасху в храм?

Архив: 

Ответы протоиерея
Александра ШАРГУНОВА

Дорогой отец Александр! Мы помним, как в прошлом году из-за эпидемии многие были лишены возможности прийти в храм на Пасху Христову и молиться в храме на Светлой седмице. Для многих это было испытанием, превосходящим их силы. А для других достаточно было смотреть трансляцию служб по  православным каналам. Почему церковные правила предписывают обязательную молитву в храме не только в пасхальные, но и во все воскресные и праздничные дни?
С.А. Привалова, г. Москва

 

Обстоятельства бывают разные, но суть остаётся неизменной. После Пасхальной ночи продолжается Пасха Господня, праздник сорокадневный. Хотя все очень устали – пост был, Страстная седмица, – Церковь призывает нас не отлучаться от храма. Подобно тому, как первые ученики после Воскресения, как сказано о них в Евангелии, «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24, 53). Невозможно пропускать воскресные службы, особенно в пасхальные дни.
Воскресная всенощная входит в воскресную службу, без неё литургия немыслима. Когда-то всенощная действительно длилась всю ночь и была обязательной подготовкой к причащению. Светлая седмица – это совершенно исключительные богослужения. Каждый день – как двунадесятый праздник. Только на Крещение, на Рождество Христово и в Лазареву субботу поют: «Елицы во Христа крестистеся», а на Светлой седмице – каждый день, и открыты Царские врата. Все ли спешат в храм в эти светлые дни? К сожалению, приходится наблюдать иное: в пасхальную ночь – полный храм народа, а потом праздников праздник для большинства как бы начинает угасать.
Мы знаем из книги Деяний Апостолов, что ученики Христовы и после Воскресения посещают Иерусалимский храм. Хотя ветхозаветные установления уже миновали, они знают, что храм – это величайшая святыня, и приходят сюда молиться. Но молятся они отдельно от всех. Все видят, что это христиане, и никто из посторонних, как сказано, не смел присоединиться к ним. В мире, где всё более смешивается истинная и ложная духовность, мы должны быть свидетелями Воскресения Христова. Чтобы, глядя на нас, все понимали, что с нами Бог. Чтобы видели – мы христиане, потому что причастились Христову Воскресению.
Первые христиане, оттого что они были причастны Воскресению Христову, явили собой Церковь, исцеляющую всех. Многие приносили больных, расслабленных и бесноватых к ногам учеников Христовых, и силой Христа воскресшего эти люди получали исцеление. Хотя сегодня мы не можем с такой же чудесной силой являть действие победы Христовой в исцелении от телесных недугов, Церковь Христа воскресшего остаётся той же. И мы должны показать миру несравненно большее: приходящие ко Христу становятся другими, из духовно мёртвых – живыми. Если среди сегодняшнего распада
те, кто ещё хочет сохранить в себе человеческое достоинство, увидят это, они пойдут только к нам. Потому что некуда больше идти.
Господь воскрес для всех людей, для каждого человека, вызванного из небытия. И мы ответственны за всех людей. От того, как мы приобщаемся благодати Пасхи, зависит не только наша судьба, но и судьба наших близких и всех, кто нуждается в спасении, даже ещё не сознавая этого.
Образом святого апостола Фомы Церковь напоминает нам, как часто мы должны приходить в храм Божий. Оттого что Фома не был вместе со всеми учениками в первый день явления воскресшего Христа, он оказался лишённым радости узнать, что Христос воскрес, и мучился сомнениями. Точно так же бывает со многими из нас, когда мы без какой-либо серьёзной причины пропускаем богослужения, забывая, что воскресший Христос присутствует за всеми нашими богослужениями, и не только в великие праздники, а за каждой литургией – всегда, когда двое или трое собраны во имя Его.
Может быть, кто-то не сподобился приобщиться благодати Пасхи в пасхальную ночь. Но Господь испытывает его веру и верность – перестанет он ходить в храм или ещё с большей ревностью будет припадать ко Господу? И в новых явлениях Христа в течение сорокадневного праздника Пасхи (в течение сорока дней по Воскресении Он являлся Своим ученикам, говоря им о тайнах Царства Божия), может быть, и он сподобится увидеть Господа в церкви и поклониться Ему.
Апостол Фома был в страшном горе, весь опустошённый и разорённый, оттого что не было у него веры в Воскресение.
По этой причине он не хотел прийти туда, где собрались все ученики. Это к нам тоже относится, потому что мы живём во времена, когда «горе» – это слово, которое определяет жизнь большинства людей. С избытком у всех хватает горя. И когда приходит к нам горе, у нас возникает искушение замкнуться в себе, никого не видеть. А Господь говорит, что именно тогда мы должны прийти туда, где вся Церковь, где все собираются, чтобы Христом – Победителем смерти и ада, принять утешение, которое кроме Него никто на свете не может нам дать.
Апостол Фома показывает, что он – человек, который не останавливается на половине исповедания своей веры, не удовлетворяется полуправдою, полуверою. Мы должны увидеть, как апостол Фома не скрывает своих сомнений, своего неверия, потому что хочет вывести на свет Божий всю тьму, которая таится в сомнении, чтобы всё в его жизни заполнил свет Христова Воскресения. Чтобы его исповедание стало тем поклонением, о котором мы слышим в Евангелии и к которому мы все призываемся. Чтобы и мы не понаслышке говорили о Воскресении Христовом, не одними устами пели вместе со всей Церковью. Надо, чтобы подобно апостолу Фоме, исполнившись дара новой победоносной жизни мы были готовы идти со Христом до конца. Не четверть пути, не половину – пост, Пасха и всё, – а всегда, во всей жизни и во всех испытаниях, которые Господь даёт тем, кто любит Его. И всем Он в эти светлые дни говорит: «Не будь неверен, но верен». «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). Самое опасное – половинчатость в вере, особенно когда война против Церкви становится всё более открытой и наглой. Дверями затворёнными входит Христос к апостолам, где они находятся «страха ради иудейска». Господь приходит дверями затворёнными, и это значит, что свет Воскресения открывается только тем, кто внутри Церкви. Но и здесь сатана пытается всё перевернуть. Ему надо, чтобы «страха ради иудейска» Церковь затворилась изнутри и не выходила к миру. Мы должны явить такую любовь ко Господу, приобщиться такой глубине Его благодати, чтобы распахнулись все двери, а мы увидели стоящего в них воскресшего Христа, Который говорит нам: «Как послал Меня Отец, так Я посылаю вас» – в этот мир, охваченный отчаянием, чтобы мы верностью Христу открыли для многих путь к Воскресению.

Почему на Богородичные праздники за всенощной читаются одни и те же ветхозаветные чтения? И среди них – о видении патриарха Иакова лестницы, восходящей на небо. Что это значит?
В. К. Лаптев, г. Кострома

Эта паремия – чтение из 28 главы Книги Бытия. Она повествует о чудном видении патриарху Иакову во время его путешествия из Вирсавии в Харран. Жизнь Иакова учит нас, что те, кто наследует благословение, должны быть готовы к гонениям и скорбным испытаниям. Никто из людей не получал такого благословения, как Божия Матерь, и никому не дано было вкусить таких скорбей, как Ей. Те, кто имеет мир во Христе, будут иметь много тревог в мире. Именно это означал мир, «всякий ум преимущий», который приняла Пречистая Дева в час Благовещения. Вся жизнь Её была исполнена тревог – от Рождества Её Божественного Сына, когда «не было им места в гостинице», от бегства в Египет и через всё следование за Христом до стояния у Его Креста.
Иаков – наследник обетования о пришествии в мир Спасителя. Как открывается ему эта тайна? В первую ночь после долгого и трудного пути он мог подложить под голову только камень, и небеса были его шатром. Но Господь даровал ему сладостный сон. Любой человек был бы счастлив иметь подушку Иакова, если бы знал, что ему будет дано сновидение Иакова. Именно здесь он услышал глаголы Божии и имел видение Всемогущего Бога. Это был лучший сон в его жизни, который можно сравнить в какой-то степени с явлением архангела Гавриила Пречистой Деве. Мы знаем это утешающее всех людей видение. Он увидел лестницу, простирающуюся от земли до неба, и ангелов, восходящих и нисходящих по ней. И Самого Бога на вершине её.
Так открывается ему (и всему роду человеческому) Промысл Божий, который показан здесь как постоянное соединение неба и земли – лестницей, направляющей всё происходящее в мире к Первопричине всего. Это видение вовремя было дано как утешение гонимому Иакову. Как вовремя даётся каждому человеку, когда он уже близок к отчаянию, узнать, что есть в его жизни Благой Водитель и Всесильный Заступник.
Нам открывается тайна Христа. Он – эта лестница от земли на небо в Своём человеческом естестве, воспринятом от Пречистой Девы, а вершина на небе – Его Божественная природа. Потому святая Церковь и Божию Матерь именует этой лестницей, «Еюже сниде Бог».
Земля – это Его уничижение ради нашего спасения, небо – это Его и наше с Ним возвышение. Бог пребывает с нами, и мы с Ним, благодаря Христу и Божией Матери. Не существует другого пути на небо, кроме этой лестницы. Кто пытается забраться на небо другим путём, тот вор и разбойник. Кто не почитает Божию Матерь, говорят святые отцы, тот достоин такого же именования. Это видение имеет в виду Спаситель, когда в Евангелии, которое мы слышим в неделю Торжества Православия, Он говорит об ангелах «восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1, 51).
Бог повторяет Иакову обещание, данное его отцу. Он обещает ему, что потомство его умножится, как песок земной. И от него произойдёт Мессия, в Котором благословятся все племена земные. «Я с тобою, – говорит Бог, – не бойся». Иаков не знает, но Бог предвидит, какие испытания ожидают его. Он оставлен всеми, но Бог даёт ему уверение: «Я не оставлю тебя». Бог никогда не оставляет тех, кого Он любит.
После этого видения Иаков исполнился благоговения и благодарности Богу. И снова мы должны сказать, что никто как Божия Матерь не знал такого благоговения и благодарности. Не потому ли святитель Григорий Богослов говорит: «Когда мы благодарим Бога, мы становимся едиными с Ним». С великим изумлением исповедует Иаков: «Истинно Господь присутствует на месте сем, а я и не знал!» Мы видим, что Бог может давать несомненное свидетельство Своего присутствия, которое невозможно передать другим, но которое безконечно убедительно для принимающего его. Никакое место не исключено для Божия посещения – где бы мы ни находились: в городе или в пустыне, в поле или на улице, или в доме. Таково было Благовещение Пресвятой Богородицы. Ужас охватил Иакова. Он испугался и сказал: «Как страшно сие место!» То, что он увидел, было «домом Божиим» и «вратами небесными». Так Церковь именует Божию Матерь. Бог сказал Иакову: «Вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь». Снова мы слышим пророчество, изреченное о Рождестве Спасителя: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». А также слово воскресшего Христа, которым завершается Евангелие от Матфея: «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».