Отпраздновали Пасху – что дальше?

Архив: 

Как жить, чтобы по нам было видно, что Пасха – была?

 

Только среди постоянных трудов бывает место празднику.
Упадите в траву, посмотрите на постоянное копошение жизни. Какие-то муравьишки и червячки постоянно что-то тащат и куда-то спешат. Трава шевелится, приглаживаемая ветром, дышит земля. Там, под землёй, тоже ни на секунду не перестаёт двигаться многообразная жизнь: оживают семена и зёрна, разрыхляют почву черви. Спокойная и однообразная с высоты двух-трёх метров, в приближении жизнь обычной клумбы – это фейерверк многообразия.
Попразднуем – и за работу!
Теперь повернитесь на спину. Там, в небе, тоже не останавливается жизнь. Воздух полон насекомых и птиц, полон звуков и запахов. Ветер, как буксирный катер, тянет по небу облака. Жизнь нигде не стоит на месте. Она всюду движется и трудится, постоянно и неброско.
Точно такой же должна быть и религиозная жизнь. Она не должна раз в год вскипать, чтобы затем надолго умолкнуть. Если она – жизнь, то, как и подобает жизни, ей нельзя останавливаться. Само праздничное закипание должно происходить не на фоне привычной мёртвости, а на фоне ежедневной деятельности.
Вот отпразднуем Пасху, и что? Будем дальше жить, словно Пасха – это просто праздник в ряду праздников?
Но ведь Пасха – это праздников праздник и торжество из торжеств. Если она действительно празднуется, то вся жизнь пересматривается и обновляется. Если нет, то…
Что ищете Живого с мёртвыми? Его здесь нет.
Праздников Праздник синонимичен Святому Святых, то есть главному месту и части храма. И ведь не весь храм состоит из одного Святого Святых, но есть в нём ещё и просто Святое, и место для народных молений. То есть, чтобы было Святое Святых, нужно место для постоянных молитв и сами эти молитвы, нужна чреда служения и многое другое. Только тогда раз в год первосвященник мог войти туда, к ковчегу, и прошептать имя Божие.
По аналогии – чтобы раз в году совершить христианскую Пасху и праздник Христовой победы над смертью, нужно весь год быть христианином. Или же сейчас обратиться от мёртвых дел и положить намерение стать христианином в эту Пасхальную ночь.
Иначе, без решимости Богу служить, без множества незаметных, но постоянных духовных жертв и приношений, мы просто будем год за годом топтать дворы Господни. Конечно, не до безконечности. У Бога есть множество способов прекратить безполезное и формальное преклонение перед Его Святыней.
Однократное чудо. Этого, кажется, хватает многим. В Неаполе раз в год разжижается собранная в сосуде кровь мученика Януария. Народ собирается на площади в ожидании чуда.
Чудо происходит, и народ расходится. Так же можно относиться и к Благодатному огню. В этот год сошёл? Ну, слава Богу. В этот годик поживём по-прежнему.
Великое чудо раз в год поддерживает мысль, что Бог с нами.
Но то, что Бог с нами, не означает, что мы – с Богом.
Одно великое чудо раз в год должно быть тем огнём, благодаря которому лампады на алтарях во весь следующий год не затухнут. Не ради самой себя подаётся людям Пасхальная радость. Если она кому подастся, то это будет призыв на труды во имя Христово.
Каждое воскресенье – малая Пасха. На утрени – воскресное Евангелие, песни и чтения во славу Воскресшего. Сама литургия – праздник. Её не столько служат, сколько празднуют. Если количество прихожан на воскресной службе не растёт в храме, городе, епархии, значит, мы что-то не то делаем. Скорее, что-то не так делаем.
Огонь от огня зажигается, а вера – от веры. Если годы проходят, а от нашей веры никто не зажигается, то о чём это говорит?
Вот помолились, попостились, земно покланялись. Сейчас запоём, попразднуем, разговеемся. Попьём, поедим. Всё, что ли? Мало.
Очевидно, нужно задаваться вопросом освящения самих будней и вопросом внесения Христового света в гущу повседневности. Повседневность-то чужда Христу до открытой враждебности в нашем христианском народе (звучит как насмешка, но мне не смешно).
«Доколе не приду, – пишет Павел Тимофею, – занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4, 13). Будем считать, что и к нам придёт апостол языков. Поспешим заняться чтением, наставлением и учением.
Поспешим поставить эти труды ради веры в число приоритетных занятий, а не побочных. Если, конечно, мы действительно и всерьёз исповедуем свою принадлежность к Апостольской Церкви и слова Павла для нас не пустой звук.
Ведь без постоянного научения и общения таинств нет веры! Вот ведь и ещё Павел говорит: «Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам или с любовью и духом кротости?» (1 Кор. 4, 21)
Христос воскресе! Воистину воскресе!