Вадим Кулинченко - Война реальная и бумажная

...Сейчас уже не секрет, что после войны реальной развернулась война бумажная, вернее сказать, война мемуаров, авторы которых всегда старались показать себя в лучшем свете, а «товарища» в сером.

 

Много лет назад, в августе 2003 года, уже имея за плечами большой опыт кадрового офицера ВМФ, я услышал по радио взволновавший меня правдивый рассказ о войне Героя Советского Союза Георгия Тимофеевича Добрунова. Он касался одного из главных сражений Великой Отечественной войны – Курской битвы. Надо признать одно, что здесь счастье, удача, Бог были на стороне советских войск. Но, отмечает Герой, и я с его мнением полностью согласен, мы выиграли ту жестокую войну за счёт патриотизма нашего народа и солдата, нашей массовости. Вопреки мнению Суворова, побеждали не умением, а числом, и уже во вторую очередь, если можно так выразиться, талантом наших полководцев, которые учились искусству войны в процессе самой войны.

Сейчас уже не секрет, что после войны реальной развернулась война бумажная, вернее сказать, война мемуаров, авторы которых всегда старались показать себя в лучшем свете, а «товарища» в сером.

Я сам участник боевых действий, и, на мой взгляд, любая война в её настоящем виде объективна только в реальном масштабе времени. А потом это уже идут домыслы авторов, которые никогда сами не воевали и даже «не видели трапа на корабль». Самое ценное во всех этих материалах, пожалуй, одно – оценка событий с точки зрения настоящего, а не реального времени.

А между тем правдивую книгу о войне легко отличить от суррогата – человек, который сам пережил войну или хотя бы настоящий бой, больше апеллирует к чувствам, чем к цифрам. Чувства незримо присутствуют в каждом рассказе, репортаже, исследовании о войне, если только они пишутся не по заказу, а от души.

В своё время мы зачитывались книгами (именно книгами, а не мемуарами) таких писателей-фронтовиков, как Константин Воробьёв, Виктор Астафьев, Анатолий Ананьев, Виктор Некрасов и других, которые показывают страдания человека на войне не только физические, но и нравственные. Не в тылах, штабах и политотделах, а на передовой, где смерть рядом. Испытывая адские страхи и страдания, люди сражаются до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы одолеть врага, чего бы это ни стоило: увечья, гибели или мучительной смерти в плену.

Но почему-то эти книги не переиздают, предпочитая им мемуары асов Третьего рейха. Загадка?  Нет, расчёт! Это я, взрослый человек с военным опытом, могу отличить чёрное от белого, а нынешний ребёнок нет.

…Вот я, шестилетний пацан, и мой трёхлетний братишка (г. Острогожск Воронежской обл., январь 1943 г.), держась за подол своей мамы, пытаемся перебраться из разрушенного погреба через улицу к соседям. В это время на улице с рёвом появляется фашистский танк, грозно ворочая орудием. Я успеваю с матерью проскочить перед ним на другую сторону улицы (ширина улицы в небольшом городе 20-25 метров), а плачущий брат остаётся на другой. 

Неосмысленный страх, но танк проносится мимо… Ужас приходит позже, через многие годы, когда я уже сам военный и мыслю военными категориями, ведь танкисту ничего не стоило нажать на гашетку пулемёта или дернуть рычаг управления… – и нас нет! Но он был занят более важной задачей – вырваться из окружения. Завершалась Острогожско-Россошанская операция 13–27 января 1943 года, вошедшая в историю Второй мировой войны. Но сегодня о ней мало кто вспоминает: рядовой случай войны мало привлекает писателей.

Сегодня появляется масса книг о тех событиях, о которых мы знали только с одной стороны. Приветствую появление таких книг, как, например, серию «Россия забытая и неизвестная» (Белое движение) издательства «Центрполиграф». Книги этого же издательства о подводной войне 1939–1945 годов мне как офицеру-подводнику близки по теме: «Никогда нельзя забывать о не поддающемся расчётам человеческом факторе – о неустрашимых военных и гражданских моряках, невоспетых героях…».

Но вот недавно мне на глаза попались книги, как гласит издательская ремарка, «широко известного автора» Игоря Бунича: «Князь Суворов» и «Корсары кайзера», изданные в Санкт-Петербурге в 2003 году. Честно признаюсь: эти книги не вызвали у меня особого интереса и доверия. По моему мнению, и не только моему, а многих моих товарищей, профессиональных военных моряков, версия Бунича была рассчитана на людей несведущих. Он, по какой-то непонятной причине пылая ненавистью к нашему флоту и вообще к Вооружённым Силам, а, возможно, отдавая дань моде, пытался убедить читателей: солдаты и матросы наши вроде неплохие, а вот их командиры в неприязни друг к другу готовы пойти даже на то, чтобы жертвовать сотнями людей в своих узколичных интересах. А я, в свою очередь, вправе не доверять книге «Князь Суворов», исторической хронике флагманского корабля 2-й Тихоокеанской эскадры под флагом адмирала Рожественского. Не может автор, с презрением относящийся к отечественному флоту, объективно писать о нём.

Пусть извинит меня читатель, что я вспомнил книги 25-летней давности, просто я их сейчас перечитывал. Но за эти годы издательская идеология мало в чём изменилась. Мы вроде заимели свою гордость, а всё же допускаем фальшь. Но в любом случае и такие книги о войне нужны. Они заставляют думающих читателей анализировать, сопоставлять и делать свои выводы. 

Вадим Тимофеевич КУЛИНЧЕНКО,
капитан 1 ранга в отставке, 
участник боевых действий