Владимир Басенков - Он любил Россию

30 октября в Клинико-больничном центре Черногории в Подгорице от коронавируса умер митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, второй человек в Сербской православной церкви, «джедо», дедушка, как его называли черногорские верующие.

Причиной смерти стал пневмомедиастинум – проникновение воздуха в средостение, развившееся на фоне двустороннего воспаления лёгких и длительной кислородотерапии, приведшее к дыхательной недостаточности, – сообщила руководитель пульмонологической клиники Клинического центра Черногории Елена Боровинич-Бойович.

Митрополит Амфилохий был госпитализирован 6 октября и уже практически излечился от коронавирусной инфекции, получив первый отрицательный тест.

Пообщаться с владыкой при жизни мне так и не удалось, хотя косвенно Господь как будто готовил нашу встречу. Епископ Южноамериканский и Каркасский Иоанн (Берзинь) с восторгом рассказывал мне о своей зимней поездке в Черногорию. Туда пастырь из далёкой Аргентины приехал поддержать православных братьев в борьбе за свои права. Мы все помним многотысячные крестные ходы и молитвенные стояния черногорских сербов, направленные на восстановление справедливости и отмену скандального закона «о свободе вероисповедания». Владыка Иоанн был восхищён стойкостью митрополита Амфилохия, о чём неоднократно повторял, стоило разговору зайти о Черногории, и обязательно советовал мне побывать в гостях у архипастыря.

Читая биографию митрополита Амфилохия, сразу понимаешь, что для этого подвижника Господь приготовил великий путь. Наставниками владыки стали светоч сербского народа архимандрит Иустин (Попович) и афонский старец Паисий Святогорец. 30 лет, начало которых словно специально было положено на закате коммунистического режима в Югославии, митрополит Амфилохий нёс служение на черногорской кафедре. Ему удалось восстановить духовную жизнь, возродив разрушенные и закрытые семинарию, храмы и монастыри края. Он любил Россию и русских, прекрасно разговаривал на языке братского народа. «Русский православный народ – это народ, больше других пострадавший в XX веке. Русская Церковь – это мученическая Церковь… И наш святой митрополит Пётр, умирая, оставил завещание, в котором сказал: если кто-то предаст единоверную, единоязычную и единокровную Россию, пусть лучше у него живого мясо отпадёт от костей», – сказал владыка в одном из интервью телеканалу «Царьград».

В борьбе за души людские владыка был чужд излишнего в важнейших вопросах бытия такта и дипломатии. Он называл зло злом и предостерегал врагов Церкви от вражды против Тела Христова. Это, кстати, ярко проявилось в последовательной позиции митрополита Амфилохия в осуждении действий Константинопольского Патриархата по фактическому усугублению раскола в Православной Церкви на Украине. Владыке и самому была знакома печальная схема создания параллельной церковной структуры по политическим мотивам: под боком у Черногорской митрополии только усилиями Джукановича содержится карманная раскольничья ЧПЦ. Правда, народ Черногории давно проснулся, сердцем выбрав истинную Церковь Христову. Церковь, предстоятелем которой в Черногории до последнего вздоха был владыка Амфилохий.

Владимир Вячеславович 
БАСЕНКОВ