Елена Митрович - «Быть женой священника – радость!»

 

Беседа с матушкой Еленой Митрович из Боснии и Герцеговины

 

Что известно широкой аудитории о сербском Православии? Пожалуй, сходу вспомнится пара-тройка имён: святителей Саввы и Николая Сербских, покойного патриарха Сербского Павла... Посетившие Черногорию ещё, пожалуй, вспомнят монастырь Острог и святителя Василия Острожского. На этом познания зачастую заканчиваются. 

Однако Православие в балканских странах – это не только целый пласт духовного и культурного наследия, зачастую малознакомый россиянам. Христианство – это основа как менталитета, мировоззрения братского народа, так и экономического, политического и духовного развития Сербии.

Матушка Елена – супруга священника Сербской Церкви. Одиннадцать лет назад, оставив привычную жизнь в Москве, переехала вслед за мужем в Республику Сербскую в составе Боснии и Герцеговины. За это время успела адаптироваться в новой стране, проникнуться местными традициями и обычаями, выучить язык. Вместе с мужем воспитывает троих сыновей – Йована, Алексея и Дмитрия. В настоящее время помогает супругу в его приходской деятельности, занимается переводами с сербского языка, поёт в хоре при Русском культурном центре, ведёт свою страницу в «Инстаграме» (@elena_balkanika), где рассказывает о Православии на Балканах, его особенностях и местных церковных традициях. Матушка с радостью согласилась поделиться своими мыслями и наблюдениями с нашими читателями.

– Мы живём в городе Баня-Лука в Боснии и Герцеговине – это столица Республики Сербской, сербского государственного образования в составе Боснии и Герцеговины. Мой супруг – протоиерей Миладин Митрович, настоятель храма св. Василия Острожского в Баня-Луке. Это один из самых крупных храмов в нашем городе. Точное число прихожан назвать сложно, но на воскресной литургии и по праздникам храм всегда полон.

– Полный храм – всегда радость, матушка. А кто составляет приход храма?

– Наши прихожане – люди совершенно разных профессий и социальных слоёв: и люди простые, и более образованные – словом, разные. И это прекрасно! Все хорошо ладят между собой, наш приход вообще очень дружный. После литургии прихожане все вместе пьют кофе, общаются со священником в неформальной обстановке. Устраиваются паломнические поездки по святым местам на Балканах. Есть одна православная молодёжная организация в городе – там проходят лекции, беседы со священниками, практикуются разные виды служений.

– Как живёт семья священника в Боснии? Слышал, что в соседней Сербии священники получают жалованье от государства. А что у вас?

– Живём с Божией помощью вполне хорошо. Местные сербы в целом относятся с большим уважением к представителям духовенства. Супруг в настоящее время занимается строительством русско-сербского собора в честь св. Царственных Страстотерпцев. Этот храм посвящён русско-сербской дружбе и строится в русском стиле. И святым Царственным Страстотерпцам он посвящён не случайно: сербы очень любят и уважают нашего последнего императора Николая II, помня о его мученической кончине от рук безбожников и той помощи, которую он предоставил сербам во время Первой мировой войны. Возле храма также планируется строительство Русского культурного центра и возведение памятника российским добровольцам, сражавшимся во время Боснийской войны 1992–95 гг. и положившим свои жизни за сохранение сербского государства. 

Относительно жалованья. Как дело обстоит в Сербии, не знаю, но в нашей Боснии, кажется, была пара лет, когда государство выплачивало священникам какие-то деньги. Сейчас это не практикуется. Помимо служения в храме, почти все сербские священники преподают в  общеобразовательных школах, т. к. Закон Божий – обязательный для изучения в школе предмет.

– В чём главное отличие в традициях Сербской Церкви и Русской? 

– Православный мир многогранен и интересен. Сербское Православие тесно переплелось с местной историей, культурой и менталитетом. Например, есть одна очень интересная и даже в своём роде уникальная традиция – это Крсна Слава (по-русски Крестная Слава). Она была установлена основоположником Сербской Церкви святителем Саввой Сербским в XIII веке и означала следующее: как всякий храм освящён в честь какого-то святого или праздника, так и каждой семье предписывалось иметь своего небесного покровителя. Эта традиция передавалась из поколения в поколение – каждое семейство чтило память «своего» семейного святого – и таким образом сохранилась до наших дней. Крсна Слава – основной праздник в сербских семьях, и для многих даже более важный, чем день рождения или именины.

– Так вот почему мой сербский кум скромно, хоть и с благодарностью относится к поздравлениям с его днём рождения, но негодует, если я не позвоню ему в первой половине дня в день святителя Николая, когда вся их семья празднует «славу»!

– Точно так. Уж со «славой» серба поздравить необходимо – всё остальное второстепенно. Кстати, поздравить можно в течение трёх дней. Подарки дарят по своему усмотрению, но нередко это вино, ракия, посуда или что-то красивое или полезное для дома.

– Как сейчас строятся отношения в Боснии? Чувствуется ли напряжение, а то и вражда между православными, мусульманами, католиками? Можно ли спокойно православному сербу ездить в Федерацию Боснии и Герцеговины или нужно быть готовым к провокациям и оскорблениям? Есть ли православные храмы в остальных частях страны – мусульманской и хорватской? 

– На государственном уровне отношения, к сожалению, по-прежнему остаются довольно напряжёнными. Среди простых людей открытой вражды, конечно, нет, но некое напряжение всё же чувствуется. Увы, на это есть веские причины.
В целом можно спокойно передвигаться по стране. Главное – это вести себя вежливо и дружелюбно, тогда и проблем быть не должно. Хотя, конечно, иногда можно «нарваться» на проделки местных хулиганов. Есть и боснийцы-мусульмане, проживающие в Республике Сербской, и их немало. Это в основном те, кто в своё время был против распада Югославии. Есть даже такие, кто во время Боснийской войны 1992–95 гг. воевал в сербской армии. С ними отношения очень хорошие, никакой дискриминации по национальному признаку нет. Они имеют все те же права, что и православные сербы: могут занимать высокопоставленные должности, их дети учатся в школе вместе с сербскими детьми.

Практически все православные храмы на территории Федерации Боснии и Герцеговины (боснийско-хорватская «часть» Боснии) были разрушены во время той недавней и страшной войны. Сейчас многие восстановлены (на средства Сербской Православной Церкви), но прихожан там по-прежнему очень мало, а то и практически нет. Ведь почти всех сербов выгнали с этих земель во время войны.

– Во время поездки по стране я видел очень много разрушенных, сгоревших, покинутых домов – картина удручающая. Это следы войны или же последствия «оптимизации», урбанизации? 

– Да, разрушенные дома – это следствие войны. Люди покидали свои дома и уезжали. Или просто приходилось бежать. Сербы бежали в Сербию и на территории, контролируемые сербскими войсками в Боснии. Хорваты и мусульмане – в Хорватию и за рубеж. Европейские страны (Германия, Австрия, Швеция и другие) принимали боснийцев и хорватов во время войны как беженцев.

Сейчас тоже очень большая эмиграция в Европу и другие страны из Боснии, Сербии, Хорватии и других балканских республик. До сих пор не удалось преодолеть экономический кризис, вызванный распадом Югославии: прекратили свою работу заводы и фабрики, нарушились хозяйственные связи. Как следствие, люди потеряли свои рабочие места. Безработица – одна из главных проблем нашей страны. Плюс уровень зарплат в ЕС, конечно, значительно выше.

– Расскажите немного о вашей адаптации в новой стране: что для вас – самая большая радость в Боснии? А что не очень радует?

– Радость – что я рядом со своей семьёй, в тёплом климате и в окружении добрых, отзывчивых людей. То, что не радует, – это значительная технологическая отсталость от России. Босния скорее напоминает Россию начала 2000-х: многие сферы и отрасли, ставшие для нас в России уже привычными, здесь не развиты или отсутствуют вовсе. Надеюсь, это временно. Но, находясь в Боснии, скучаю по своим родственникам и друзьям, оставшимся в России. По Русской Церкви и русским службам. По некоторым элементам русского уклада жизни и общения между людьми.

– Закончатся, дай Бог, скоро, все эти масочные карантины и т. п. – как вы считаете, имеет ли смысл русским путешественникам почаще обращать внимание на Боснию? Что лучше всего посетить? 

– Да, конечно. Босния незаслуженно обделена вниманием со стороны российских путешественников. А зря. Это страна с красивейшей природой: горы и бирюзовые горные реки, долины, национальные парки с каньонами и водопадами. Качественный рафтинг – вообще визитная карточка Боснии. Плюс интересные, самобытные этносёла со всякими народными промыслами, вкусные сочные овощи и фрукты, мёд… Интересно и очень полезно, на мой взгляд, было бы сюда приехать и в паломничество. Посетить монастыри Гомионица, Липле, Ступле, город Требине, монастыри Тврдош и Херцеговачка Грачаница и другие. Также стоит увидеть каньон реки Врбас, национальный парк Сутеска, города Баня-Луку и Вишеград, где находится знаменитый Вишеградский мост, водопады возле города Яйце. Любителям активного зимнего отдыха могут быть интересны горнолыжные курорты Яхорина (где проходили Олимпийские игры в 1984 г.), Влашич и Купрес. О красотах и достопримечательностях Боснии частично рассказываю в своём блоге.

– В чём радость и трудность быть женой священника?

– Быть женой священника – радость! Радость в том, что ты можешь быть надёжным тылом своему супругу-священнику, сослужить с ним в какой-то мере. При этом надо подавать хороший пример окружающим, поддерживать благоприятную атмосферу на приходе – ко всем относиться с добром, ответить на вопросы прихожан, выслушать, ободрить... Плюс быть готовой, что твоего супруга могут послать служить куда-то в отдалённый маленький город или деревню с непростыми условиями жизни. Бывает, конечно, нелегко. Но когда знаешь, что служишь Богу, жить легче и спокойнее. С Божией помощью всё преодолимо.

Беседовал 
Пётр Михайлович МИХАЙЛОВ