30 октября 1860 года, 160 лет назад, родился Иннокентий Михайлович СИБИРЯКОВ
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви рассмотрит вопрос о канонизации иркутского купца и мецената Иннокентия Сибирякова. Знаменитый благотворитель прославился не только солидными суммами пожертвований, но и высокой нравственной жизнью. Как Сибиряков относился к своим баснословным капиталам и где окончил свой земной путь – читайте в нашем материале.
Игольное ушко
Христос в Евангелии говорит, что человеку богатому трудно войти в Царство Божие. Тем не менее в истории Русской Церкви известны случаи, когда состоятельные люди отвергались своего огромного имущества, жертвовали его в пользу нуждающихся и вступали на путь служения Бога. Например, Прокопий Устюжский и Серафим Вырицкий.
Дореволюционная Россия была крепка памятью традиций и заветов отцов. В среде христиан-старообрядцев, славившихся в XIX–XX веках своими капиталами, был распространён родительский наказ в отношении использования достававшегося детям богатства:
«Бог дал тебе деньги, чтобы ты жил и помогал жить другим».
Деньги не были целью жизни, их воспринимали как дар Божий для масштабного творчества и помощи ближним.
Именно в таких ценностных установках воспитывался и сын иркутского
золотопромышленника Михаила Сибирякова Иннокентий, появившийся на свет 30 октября 1860 года. Отец мальчика, купец I гильдии и основатель города Бодайбо, передал отроку собственные традиции щедрого меценатства. Сибиряков-старший вместе с супругой, Варварой Константиновной, оказывали финансовую поддержку храмам и нуждающимся людям.
Иннокентий имел сильную тягу к образованию, поэтому после окончания училища в Иркутске он отправляется в Санкт-Петербург. В крупнейшем вузе страны Сибиряков обучался на факультете естественных и юридических наук, а также стал слушателем курсов выдающегося русского биолога Петра Лесгафта. Научные, образовательные и исследовательские проекты стали одной из сфер благотворительной помощи со стороны Иннокентия на многие годы.
«Помогите, я страшно богат…»
Так писал Иннокентий Сибиряков в письмах Льву Николаевичу Толстому, не всегда понимая, что делать со своими огромными капиталами. Для иркутского благотворителя немыслима была ситуация собственного достатка при бедственном положении многих людей вокруг.
Обладая деньгами, Сибиряков решил действовать, вкладывая средства в развитие государства, общества и жизнь вполне конкретных людей.
Вклад в науку и культуру
Выделил 30 000 рублей на открытие школ, библиотек и музеев в Красноярске, Ачинске, Барнауле, Томске и других сибирских городах.
Построил учебные корпуса и общежития для Бестужевских женских курсов (ныне – часть Санкт-Петербургского университета).
Пожертвовал 50 000 рублей на создание первого женского медицинского института в России (сегодня – Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени Павлова).
Спонсировал экспедицию Русского географического общества в Азию и Якутию (1894–1896).
Пожертвовал 200 000 рублей и особняк в Петербурге Петру Лесгафту. На эти средства учёный построил биологическую лабораторию, музей и здание издательства (ныне Национальный университет физкультуры и спорта имени Лесгафта).
Выделил 10 000 рублей на развитие Русского географического общества в Восточной Сибири.
На издание научной и художественной литературы пожертвовал 600 000 рублей.
Помощь храмам и монастырям
Активно участвовал в финансировании строительства храма в честь Казанской иконы Божьей Матери в Иркутске.
Пожертвовал 147 000 рублей монастырю Богоявления Господня в Угличе.
Пожертвовал 25 000 рублей Свято-Троицкому монастырю в Приморье.
Пожертвовал 2 400 000 рублей на помощь нуждающимся монастырям России, а также на строительство Андреевского скита в Санкт-Петербурге и Андреевского комплекса с храмом и постройками на Афоне.
Пожертвовал 10 000 рублей на строительство скита на Валааме.
Выделил средства на строительство домового храма в честь святителя Николая при одной из гимназий Санкт-Петербурга.
Поддержка неимущих
Во время учёбы помогал своим одноклассникам в училище деньгами.
К 26 годам содержал 70 личных стипендиатов, не имеющих самостоятельной возможности обучаться в лучших вузах России и Европы.
Пожертвовал «Обществу бедных женщин» 50 000 рублей и дачу в Рощино (Ленинградская область), где был организован приют для девочек-сирот.
В фонд выплат пенсий пострадавшим и погибшим на производствах рабочим своих предприятий вложил 420 000 руб-лей.
Афонский схимник
Важное общественное служение тяготило Иннокентия Сибирякова излишней суетой. Бурная жизнь и слабое здоровье всё активнее подталкивают сибирского купца к мыслям о приближающейся вечности. В 1894 году он принимает решение стать монахом.
Миллионер поступает на двухгодичное испытание в Афонское подворье Санкт-Петербурга, а затем принимает иноческий постриг. Иннокентий поступает на послушание к архимандриту Давиду, с которым монах и будет пребывать до конца жизни.
На Афоне Иннокентий продолжает вкладывать средства в дела благотворительности, передав огромные суммы своему духовнику. На деньги сибирского мецената строятся храмы как на Святой Горе, так и в России. В 1899 году Сибиряков принимает схиму, а спустя два года, после тяжёлой болезни, отходит к Господу.
Уроки русского олигарха
«По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16), – говорит Спаситель со страниц Священного Писания о том, как можно распознать сущность человека. Иннокентий Сибиряков своими делами явил настоящий подвиг щедрости. Ведь богатство с неимоверной силой притягивает человека и делает его своим рабом.
Сибиряков не просто находил в себе силы делиться, преодолевая скупость, жадность и присущую состоятельным людям надменность, более того, он даже тяготился капиталом. Иннокентий получил в наследство 900 000 рублей, деньги немалые по своим временам, но к концу жизни стал буквально миллиардером.
Меценат писал, что от пожертвований его состояние не уменьшается, а увеличивается. Бог ясно показал на примере жизни Сибирякова, что значат слова «Не оскудеет рука дающего».
Иннокентий же искал тишины сердца, возможности молиться и видеть Господа, так трудно различимого человеческой душой в шуме волн житейского моря. Чаяния мецената сбылись: он окончил жизнь в схиме, среди монахов-исихастов на Святой Горе Афон.
Сибиряков внял словам Спасителя о необходимости богатому раздать все сокровища мира бедным, чтобы суметь пройти сквозь то самое «игольное ушко» Небесных врат. Щедрая русская душа Иннокентия сполна проявила себя в земной жизни, воздвигнув себе достойный уважения и почитания памятник жертвенного человеческого сердца.
Владимир Вячеславович
БАСЕНКОВ