Протоиерей Александр Шаргунов - По числу апостолов

 

 

18 ОКТЯБРЯ – память Московских святителей

 

Торжественно совершает Церковь память Московских святителей. Число их достигло двенадцати. Так и хочется сказать – по числу апостолов. Главный урок, который преподаёт нам Господь в этот праздник, – напоминание о том, что есть Святая, Соборная и Апостольская Церковь, к которой мы принадлежим. 

Святитель Петр, это XIII век, отличался исключительным благочестием, имел различные дарования от Бога. Он был талантливым иконописцем. Его благословение на строительство Успенского собора в Кремле определило судьбу Москвы. Если будет построен храм Успения, сказал святитель Петр, то Москва станет великим городом и вокруг неё соберутся все русские земли. Его пророчество исполнилось, и замечательно, что при другом святителе – патриархе Ермогене – Русскую землю стали называть Домом Пресвятой Богородицы. Гроб с телом святителя Петра лёг как бы краеугольным камнем в строительство Успенского собора, а значит, и всего града Москвы и всей Русской земли. У гроба этого особо чтимого покровителя Москвы князья целовали крест в знак верности. 

Святитель Алексий – это уже XIV век. Служению святителя Алексия сопутствовали многие бури. И та буря, в которую он попал во время плавания из Константинополя в Россию, где получил благословение на первосвятительство, как бы символизировала всю его многоскорбную, исполненную искушений и тяжких трудов жизнь. Во время этой бури он дал обет построить храм. И Господь спас его. Заботами святителя Алексия был воздвигнут монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя (сегодня это Андроников монастырь, названный так в память первого игумена, преподобного Андроника, ученика преподобного Сергия). Будучи предстоятелем Церкви, митрополит Алексий заботился и о делах государственных. Он был регентом юного князя Димитрия Донского, воспитав этого воина, этого святого в заветах любви к Церкви, в уповании на Господа.

Служение святителя Ионы, который подвизался в XV веке, отмечено исключительным даром молитвы и верностью чистоте Православия. Его предшественником на московском первосвятительском престоле был печально знаменитый митрополит Исидор, участник Флорентийской унии, где Православие внешне соединялось с католичеством, растворялось в нём и по существу уничтожалось. Молитвами святителя Ионы, его энергией русский православный народ отверг эту унию. Когда в 1461 году на русскую землю пришло новое испытание, татарское нашествие, святитель Иона, всегда уповающий на силу Божию, на заступничество Божией Матери, совершил с православным народом крестный ход вокруг стен Москвы. Встретив по дороге престарелого инока Антония, известного своей добродетельной жизнью и благодатной молитвой, он остановил крестный ход и сказал: «Отче Антоние, молись за землю Русскую». Преподобный Антоний смиренно пал у ног святителя: «Святче Божий, Господь услышал уже твои молитвы, и Москва будет спасена от татар. Только мне не судил Господь дожить до этого дня». Сказав это, он упал, пронзённый татарской стрелой.

Это участие в созидании нашего Отечества мы можем наблюдать и в подвиге священномученика Филиппа. Он говорил, что, где нет верности правде Христовой, там напрасно и хранение чистоты веры. Эта верность правде Христовой была у него воистину до смерти. Он мужественно обличал царя Иоанна Грозного, не допуская его до причастия, говоря, что здесь приносится безкровная жертва, а за стенами храма льётся неповинная кровь христианская. Какие скорби претерпел этот святитель! Как святой Иоанн Златоуст, он был осуждён нечестивым собором. Во время служения Божественной литургии в Успенский собор ворвались опричники, сорвали со святителя облачение, вытолкали его из храма, бросили на простые дровни и повезли как узника. После нескольких лет заточения он был задушен приспешником Иоанна Грозного Малютой Скуратовым. 

Наконец подвиг священномученика Ермогена – исповедника, который прославился в великую Смуту в начале семнадцатого века. С его именем связано обретение незадолго до этого чудотворного образа Казанской Божией Матери. Тропарь «Заступнице усердная» составлен им, тогда ещё простым священником. Господь, Божия Матерь призвали его к первосвятительскому служению в грозное для нашего Отечества время. От его лица шли воззвания к русскому народу, обличение нечестивых отступников. Это слово его было услышано. Стали собираться народные ополчения, которые в конце концов освободили Москву от литовско-польской оккупации. Святитель Ермоген мужественно стоял за чистоту Православия, не шёл ни на какие соглашения с католиками. Понимал, что для России это будет не только концом её политического существования, но и утратой духовной свободы.

Значительное место в истории Русской Церкви занимает святитель Филарет. Его влияние на жизнь не только Церкви, но и государства было весьма заметным. К его мнению прислушивались, за помощью и советом к нему обращались императоры Николай I и Александр II. Известны неустанные труды святителя Филарета по духовному просвещению и в первую очередь среди них перевод Священного Писания на русский язык. Мы все, наверное, помним столь актуальные для нас изречения святителя Филарета: «Кто не любит Отечества земного, тот не может любить Отечества Небесного», «Люби врагов твоих, поражай врагов Отечества, гнушайся врагов Божиих». 

Преемником митрополита Филарета стал святитель Иннокентий. После 45 лет трудов по просвещению народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, он был призван на кафедру Московских первоиерархов и учредил в Москве Православное миссионерское общество. О его даре проповеди и благодатной, столь нужной сегодня для нашей Церкви апостольской простоте, так свидетельствовал архиепископ Харьковский Амвросий: «Он явил в себе образ любвеобильного отца-пастыря и своим примером разрушил искусственные преграды, установившиеся между епископом и паствой».

Среди святителей московских мы видим в календаре также имена двух Макариев. Один из них подвизался в XVI веке, когда Московская Русь стала мощным православным царством. В житии о нём говорится как о подвижнике-аскете, молитвеннике, писателе-богослове, обличителе ереси, труженике на ниве русского просвещения. С его именем связано начало тиражирования учебно-богослужебных книг в русской Церкви печатным способом.

Служение другого Макария, митрополита Московского и Коломенского, приходится на очень близкое к нам время, на XX век. «Апостол Алтая», «сибирский столп Православия», «живой русский святой» – так называли его современники. За 36 лет своего миссионерского служения владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. Предчувствуя грядущие события, он говорил в своих поучениях: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетья, но тогда было не так худо, как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его... Они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков... Их желание – всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими...». В 1917 году, после Февральского переворота, в газетах начинается кампания клеветы на владыку, который остался верен присяге государю и отказался присягнуть Временному правительству. Святителя принуждают «как не соответствующего духу времени» – под угрозой заключения в Петропавловскую крепость – подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного масонского правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой – ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре, священноархимандритом которой он был, сослав в Николо-Угрешский монастырь. 

О патриархе Тихоне достаточно сказать, что Господь призвал его к управлению кораблём Церкви среди самых великих бурь истории. Отходя ко Господу, он благословил всех на мужество и терпение, потому что наступившая ночь, сказал он, будет очень долгой. Но мы знаем, что «свет во тьме светит, и тьма не может его объять». Память патриарха Тихона совершается одновременно с праздником Благовещения, а также апостола Иоанна Богослова. Промысл Божий определил эти дни, чтобы явить полноту торжества предстоятеля нашей Церкви. Тем не менее Церковь выделила в отдельный праздник день избрания его на патриарший престол – поистине это было событие, определяющее пути Православия на новом этапе истории. И, конечно же, мы сугубо молимся святому патриарху Тихону в день памяти всех новых мучеников и исповедников Российских. 

Вот наши московские святители. Как различны их судьбы: разные века, разные дарования, но все они едины в одном – в любви ко Господу, к своему народу, к своему Отечеству. Между прочим, прославление одних святителей связано с именами других, впоследствии тоже прославленных Церковью. Святые связаны друг с другом. Читая канон или акафист священномученику Ермогену, мы не можем не обратить внимание, что составителями их являются святители, которым скоро предстоит войти в новые, небывалые в истории потрясения. И они молят священномученика Ермогена, чтобы он не оставил верных в этих испытаниях.

Что сказать о наших днях, когда диавол ярится против Христовой Церкви как никогда? Где найти нам избавление, как мы постоянно молимся новым мученикам, от «ига ужаснейшего паче всякого иного»? Только обращением ко Господу, к тем святым – святителям в первую очередь, – которые возглавляли нашу Церковь в самые трудные времена русской истории. К тем святителям, новым мученикам и исповедникам Российским во главе с патриархом Тихоном, явившим славу Церкви Русской в годы жесточайших гонений, будем мы обращаться, помня о том, что Господь Промыслом Своим судил нашему народу крестный путь. Может быть, есть народы, которые с помощью экономических, военных, ещё каких-то достижений могут хранить своё могущество, достигать процветания. Но Господь определил русскому народу одно: всё упование своё возлагать на Бога. Только ради Православия, единоспасающей чистой веры, как свидетельствуют преподобный Серафим Саровский и все наши святые, Бог помилует Россию. Будем следовать за нашими святыми, не унывая, не теряя никогда надежды, но зная, что этот самый трудный, самый скорбный путь является даром и благословением Господним для всех ищущих спасения, которое мы их заступничеством призваны обрести.

Протоиерей Александр Шаргунов