События в Белоруссии наглядно показали, кто формирует мнение в молодёжной среде. Все эти ночные токовища в трёп-шоу с участием одних и тех же аналитиков и депутатов, переходящих с канала на канал, не переодевшихся и не набравшихся новых аргументов и эмоций, молодые – принципиально не смотрят.
К тому же мои студенты кафедры журналистики уже понимают, что и профессионально это – убого, официозно, скучно: нет ни интересных репортажей, ни разоблачительных материалов. Типичный «видеоряд»: портрет Лукашенко на фоне флага – и его слова.
Правильно сказала в одной телепрограмме Маргарита Симоньян, которая, по её утверждению, и придумала эту пресс-конференцию с Лукашенко: «Я вынесла три главных впечатления: Батька не ожидал такой чёрной неблагодарности (даже прослезился, когда говорил), он не собирается сдаваться и отступать (даже лихая весёлость сквозила), информационная война в Белоруссии была начисто проиграна. Последнее – относится и к России! Мы тоже проигрываем информационную войну. Кто отвечает за это направление – непрофессионалы или предатели».
Дважды последний вывод повторила! Я с этим полностью согласен. Минкомсвязи, которое формально отвечает за всё информационное поле, не имеет ни специалистов-аналитиков, ни идеологов-социологов, ни публичных бойцов идейного фронта.
Ещё накануне белорусской трагедии по радио та же Симоньян поставила диагноз: «В российской информационной сфере царит хаос, бардак и анархия, которых нет в других странах. Мир находится в состоянии гибридной информационной войны, инициаторы которой одержали ряд побед. Победами можно назвать ситуации от Косово до Армении. Она [война] идёт и против нашей страны давно. Я не могу порадовать слушателей сообщением о том, что мы в этой войне выигрываем. Мы в этой войне проигрываем», – заявила Симоньян и продемонстрировала знание Ленина: «Это же известная истина, для того чтобы победить в войне, первым делом нужно захватывать почту и телеграф. Наши условные почта и телеграф захвачены давным-давно. Мы не имеем ни малейшего представления о безопасности своего информационного пространства. Люди, которые у нас занимаются этими вопросами, либо в этом не понимают вообще, либо искренне считают, что всё отлично и не надо нам, как в Китае, а надо нам, не знаю, как где», – сыронизировала журналистка.
А мне, глядя на моих студентов, – не до иронии…
На последних занятиях в университете стал разбирать статью второкурсницы из Минска Елизаветы З. с вопросом в заголовке: «Перемен не будет?». Сразу начинает с ужаса: «Сотрудники ОМОН, щиты и оружие, насильственные задержания, дымовые шашки, разруха, люди со слезами на глазах, остановленная работа заводов...Так выглядело моё лето в Беларуси».
Ну, не всё же лето, Лиза, и работа на заводах не остановилась. Даже по данным антилукашенковской прессы: «Митинги на машиностроительных предприятиях, в том числе на МТЗ и БелАЗе, которые имеют значительные доли на рынке РФ, также заметно не отражаются на производстве и поставках». Но так и тянет на апокалиптическое начало…
Студентка продолжает: «Протесты не заканчиваются и на сегодняшний день. Александр Григорьевич Лукашенко по данным ЦИК (Центральная избирательная комиссия) набрал 80,08 % голосов. Помимо действующего президента, баллотировалась Светлана Тихановская, жена довольно известного белорусского блогера. После необоснованного задержания Сергея Тихановского Светлана выступила перед народом, объявила о том, что будет баллотироваться за мужа...».
А почему «необоснованного»? И откуда 900 000 долларов у простого блогера? Света смешно открещивалась: «Да будь это наши деньги, разве он бы стал бороться за счастье белорусского народа?». Боролись, следили за голосованием, Лиза пишет: «Результаты голосования просто-напросто нарисовали. Цитата от большинства сотрудников избирательных участков: “Пришёл приказ “сверху” о том, что голоса кандидата номер 3 (Лукашенко) нужно поменять местами с кандидатом номер 4 (Тихановская)”».
Прямо уж наоборот? Но оппозиция не могла назвать точную цифру, не стала оспаривать итоги голосования, подавать в суд. Оппозиционное движение «Голос»: «В действительности она, видимо, получила около 50 % голосов»; «Честные люди»: «Голоса за Тихановскую занижены в 3 раза». Оппозиционеры почестнее признали, что Лукашенко набрал примерно 61 %, по их подсчётам. На плакатах и в методичках другое: «Саша 3 %». Это же просто абсурд!
А вот свидетельство ещё одной белорусской оппозиционерки, приведённое в одном из наших СМИ: «Я за перемены. Считаю, что голоса на выборах были подсчитаны неправильно. Теперь наших детей, кто выступает за прозрачные выборы, бьют на площадях люди в масках. Я тоже выходила протестовать, стояла в цепочке солидарности. Нас в Микашевичах таких немного, около 200 человек».
Напомню, в родных Микашевичах – 12 000 жителей, из них половина могла голосовать. И всего лишь – две сотни протестующих сторонников…Ну и лидер!
Стал другой пример Лизе из публикации приводить: «Дедушка Тихановской говорит на белорусской мове – трасянке. И, чтобы понять смысл сказанного, мы несколько раз его переспрашиваем. Пенсия у Николая Матвеевича – 500 белорусских рублей (около 16 тысяч российских). Говорит, что на жизнь хватает с лихвой. Ещё иной раз внуку и внучкам помогает».
Я посмотрел статистику: в соседней Смоленской области средняя официальная пенсия – 9 443 рубля (т. е. меньше средней по России), а по данным опроса ОТР – средняя пенсия 9 282 рубля, почти в два раза меньше, чем у дедушки Тихановской.
Но Лиза и тут не сдавалась: «Откуда они взяли такие большие пенсии?». Я ответил: «Посмотри на украинский сайт, где идёт прямое сравнение: минимальная пенсия в Беларуси по возрасту составляет 260,29 белорусских рубля. Её подняли в августе. Это почти 3 тысячи гривен или 106 долларов. В Украине минимальная пенсия составляет 1 712 гривен, что почти вдвое меньше».
Но приводить реальные факты было, увы, безполезно…
Концовка вообще убила: «Уже 26 лет страной правит один и тот же президент, несколько поколений успело вырасти. А никаких изменений не происходит. Всё стабильно плохо. Начиная от экономики, заканчивая культурным развитием нашей страны».
Я обомлел: она ж росла и видела, как преображалась и хорошела Беларусь, она приезжала в Россию и должна была заметить контрастные отличия, которые сразу все отмечают, лишь только пересекут условную границу. И потом можно ведь будущей журналистке и какие-то цифры посмотреть. Например, ВВП на душу населения в нефтеносной и морской Норвегии – 66 830 долларов; в Финляндии – 51 414 долларов; в богатейшей по природным ресурсам России – 29 175, а в Белоруссии – 19 943. В бурно развивающемся Китае – 16 785; в разрушенной НАТО Ливии – 15 803; на Украине с победившим майданом – 13 341; в пережившей две цветные революции Киргизии – 5 471. Ни о чём эти цифры не говорят? Про поддержку национальной культуры и литературы и говорить смешно в сравнении с Россией!
Я вынес этот спор в аудиторию и был потрясён: большинство младшекурсников судит о белорусских событиях по таким же лекалам, т. е. по методичкам Нехты. Вот реплики с места:
– А в Белоруссии цены растут! – А в России и в Литве – не растут?
– А зачем он с автоматом против народа вышел? – Язык жестов и символов понимаешь? Он показал, что не Янукович.
– А зачем в тряпочном бронежилете? – Ну, прочитай, что он сам сказал на пресс-конференции журналистам наших телеканалов.
– А зачем мне читать?..
Вот – главное: зачем читать, вникать, анализировать? Они просто считали меня в этом споре никем или замшелым сторонником Лукашенко, чьи шараханья и заигрывания с националистами, с «литвинами» я начал анализировать и осуждать, когда они ещё в школу ходили и не знали, где и что это за Беларусь. А я её проехал и узнал от героического Бреста до Гомеля, где являюсь членом редколлегии журнала, и от Минска до Пинска, под которым воевал мой любимый поэт Блок. Но что им мой опыт и трезвый взгляд на губительность творящегося?
Александр Лукашенко сделал сильный ход: вступил в должность президента и уже готов к борьбе в официальном качестве под завывания зарубежных политиков, а также многих СМИ, включая и наши федеральные каналы. Светлана Тихановская нагло объявила себя единственным «лидером, который избран белорусским народом». Хотя даже оппозиционное движение «Голос» темнит, ссылается на закрытость документов, но по полученным им протоколам Лукашенко всё равно мог набрать 51 %, а Тихановская – 38 %. Какой же «единственный лидер»? Она пообещала, что протест будет продолжаться «недели, месяцы, если надо – годы».
Ну что – безпросветные перспективы, если сам народ не преодолеет эту безнадёгу.
Лукашенко снова сломал опробованные методички США, приведшие Украину на последнее место в Европу. Россия, конечно, Белоруссию экономически поддержит, а вот идейно и информационно – не потянет. У нас продолжаются безплодные телетоковища…
Александр Александрович БОБРОВ