25 ОКТЯБРЯ – память святых отцов VII Вселенского Собора
Мы совершаем память святых отцов VII Вселенского Собора, утвердивших истину иконопочитания. Догмат иконопочитания есть печать всех других догматов нашей веры. Печать тайны Воплощения Божия: Бог стал человеком, Слово стало плотью, и Он может быть изображён и видим. Его таинственное присутствие – во всех святых Его изображениях в Церкви. Вся судьба Православия, в особенности Русской Православной Церкви, связана с тайной иконопочитания.
Все знают летописный рассказ о том, как благоверный князь Владимир избирал истинную веру для нашего народа, и приходили к нему мусульмане, иудеи, католики и греки, и каждый рассказывал о содержании своей веры. Потом были отправлены в разные страны десять мужей «добрых и смысленных», чтобы они могли не только слышать о чужой вере, но видеть её своими собственными глазами. Мы помним, как они были поражены тем, что увидели в Константинополе в церкви Великой Софии за богослужением: «Мы не знаем, как рассказать о том, что мы увидели, – говорили они. – Но мы знаем, что там Бог пребывает с человеком, и этой красоты невозможно забыть».
Духовная красота, которая присутствует в богослужении, в иконописи, – это единое богословие Церкви. Для наших предков эта красота явилась главным доказательством истинности веры. Вспомним слова известного русского православного богослова, который сказал, что когда он смотрит на икону Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублёва, то видит, что есть Бог. Не нужны никакие доказательства и рассуждения. Духом Святым Церковь Небесная через изображения на иконостасах, на стенах храмов, в наших домах присутствует здесь, на земле.
Но, как говорят святые отцы, в нашем почитании святых икон «честь на первообразная восходит». Мы не поклоняемся древу или краскам – великим произведениям искусства, – мы почитаем Господа, Божию Матерь, все небесные силы, которые изображены на них. «В воню благоухания духовного» нашу молитву в Духе Святом мы приносим Господу и святым. И когда мы узнаём радость и утешение от святых икон, то эта радость новой жизни исходит от Господа и Божией Матери, и святых, которые присутствуют в этих святых изображениях. Поэтому глупцы и безумцы – те еретики, которые называли поклонение святым иконам идолопоклонством, – они находились и находятся под властью «отца лжи», духа вражия.
Разве Церковь православная в течение многих веков не вела войну против идолопоклонства и разве миллионы верных не принесли себя в жертву этой победоносной войне, чтобы не поклониться никакому идолу? И разве не православная Церковь сокрушила идолопоклонство? Посмотрите, как коварен диа-вол! Эту Церковь, победившую идолопоклонство, он называет Церковью, утверждающей идолопоклонство. Вот к чему приводит плотское, а не духовное видение сокровенных тайн, которые Господь хранит в Своей Церкви.
С каким поистине сатанинским ожесточением эти еретики выступали против православных! Совершенно не случайно их гонение на почитателей икон с самого начала совпало с гонением на почитателей святых мощей и на всех монашествующих. Потому что как в иконопочитании, так и в святых мощах, и в подвиге монашества сугубым образом является наше приобщение тайне Воплощения Христова и тайне Его Воскресения. И совершенно не случайно древние еретики, которые огнём и мечом хотели сокрушить веру православную, соединились в XX столетии с гонителями, выступившими с открытой войной против Бога и против человека.
Но мы знаем, что истина Божия и сила Божия сильнее огня и меча, и любой земной силы. И как тогда еретики были посрамлены и сокрушены, а иконы остались в православных храмах и в домах православных людей, чтобы свидетельствовать о благодатном присутствии Божием в нашей жизни, точно так же произошло во время этого недавнего гонения.
Сегодня многоопытный изощрённый в лукавстве враг Церкви Христовой изыскивает новые способы борьбы с иконопочитанием. Он хочет, чтобы иконы действительно стали новыми идолами, «шедеврами искусства», которым можно поклоняться как величайшему творению, делу рук человеческих. Верующим объясняют, что эти ценности принадлежат не только Православной Церкви, а всем людям. А поклонение им как иконам – только частное явление того, что эти иконы собой представляют.
На последнем этапе борьбы диавола со Христом все усилия будут направлены на то, чтобы превратить Церковь, её самые замечательные иконы только во внешнюю видимость – красоту, которая утратила бы свою благодатную силу. Эта война – не просто уничтожение святыни. В мире, где зло стремительно возрастает, враг хочет добиться того, чтобы святыни были обессмыслены.
Поэтому, празднуя память святых отцов VII Вселенского Собора, почитая святые иконы, древние и новые, будем молить Господа и Божию Матерь, и всех святых, чтобы даром благодати Христовой, заступничеством наших святых и мы тоже стали подлинно иконами Божиими. Чтобы каждый из нас своей чистотой, любовью, мужеством, верностью Господу явил, что он – образ Божий, что он – икона, перед которой уже сейчас Церковь Христова, как перед прославленными иконами, совершает за каждым богослужением каждение.
Протоиерей Александр Шаргунов