4 октября 1820 года, 200 лет назад, родился Григорий Сергеевич АКСАКОВ
Сергей Тимофеевич Аксаков, отец нашего юбиляра, велик не только своими литературными произведениями, а и тем, что дал России двух великих русских: Константина и Ивана Аксаковых. Но у Сергея Тимофеевича был ещё один сын, Григорий, который родился между ними и который как бы потерялся в тени их громкой славы. Константин и Иван тянули небесный путь России, а он тянул земной путь честного и принципиального государственного чиновника и на этом поприще оставил заметный след не только в истории Оренбургской, Уфимской и Самарской губерний. По общему мнению, выраженному историком литературы С.А. Венгеровым, «избравший административную карьеру, Григорий Сергеевич Аксаков был одним из наиболее замечательных губернаторов русских», не говоря уже о том, что именно он стал единственным продолжателем на земле славного рода Аксаковых, тянущегося со времен Рюрика.
Григорий Сергеевич Аксаков родился 4 января 1820 года в Оренбуржье, в дедовском имении Ново-Аксаково. Получив первоначальное домашнее образование, в 1836 году поступил в старший класс Училища правоведения в Петербурге. В отличие от своих братьев, он твёрдо решил посвятить себя стезе государственного чиновника.
С февраля 1846 года Григорий Сергеевич служит прокурором Оренбургской губернии, центр которой находился в Уфе. С апреля 1847 года получает назначение прокурором в Симбирск, где в 1848 году женится на Софье Александровне Шишковой, дочери симбирского помещика, которая становится его верным единомышленником и помощницей во всех его делах.
После краткосрочной службы в Петербурге Григорий Сергеевич в апреле 1852 года назначается вице-губернатором Оренбургской губернии. В 1855 году переводится вице-губернатором в Самарскую губернию. Потом снова возвращается в Уфу, но уже гражданским губернатором Оренбургской губернии, раскинувшейся на огромных пространствах Европы и Азии. В 1865 году ему удаётся убедить государя в необходимости разделения её для удобства управления на две и просит оставить его губернатором созданной по его предложению Уфимской губернии.
В истории Уфы Григорий Сергеевич оставил след прежде всего как градостроитель. Именно при нём сформировались Верхнеторговая и Соборная площади, где встали величественный кафедральный собор, здания духовной семинарии, дома архиерея, губернатора, гостиный двор и пр. До назначения его губернатором стояли без крыш здания присутственных мест, стали зарастать травой стены губернаторского дома, в развалинах были воинские казармы.
Средства нагло разворовывались. Теперь же Григорий Сергеевич требовал отчёта за каждую копейку. Аксаковы вообще отличались предельной честностью, а над Григорием Сергеевичем ещё в детстве в семье подтрунивали из-за его особой бережливости. Он, без преувеличения сказать, был главным архитектором города. И во всех его делах и начинаниях его верной помощницей была жена. По её инициативе в Уфе было построено первое театральное здание, но не за счёт казны, что было бы в порядке вещей, а за счёт собранных ею благотворительных средств. Одну из прекраснейших в городе липовых аллей, посаженных по её инициативе, уфимцы в честь неё ласково назвали Софьюшкиной аллеей.
В 1867 году Григорий Сергеевич был переведён губернаторствовать в Самару, в истории которой он тоже оставил заметный и благодарный след. Он явился одним из инициаторов сооружения в Самаре храма Христа Спасителя. Именно Григорий Сергеевич предложил начать строить железную дорогу между Самарой и Оренбургом и соединить города губернии телеграфным сообщением.
Журнал «Голос минувшего» писал про то время: «В конце 60-х – начале 70-х годов в Самаре жилось как-то свободнее и легче, чем в других городах... Были разрешены лекции по научным и социальным вопросам, открыта школа для фельдшеров и фельдшериц с общеобразовательным курсом. Открывшееся первое земское собрание в Самаре могло насчитывать в рядах своих губернских гласных около десятка горячих и честных голов… Вряд ли ещё когда Самара увидит такого губернатора, каким был образованный и гуманный Григорий Сергеевич! Поэтому, пожалуй, не будет удивительным, что Г.С. Аксаков недолго усидел губернатором: “подтянуть” прислали помпадура Климова, приступившего к разгрому земства… Г.С. Аксаков ушёл в свою бузулукскую деревню, вступил в ряды земских гласных…»
Уйдя в бузулукскую деревню, Г.С. Аксаков не остался в стороне от нужд родного народа. Во время голодных 1873 и 1880 годов самоотверженная помощь Г.С. Аксакова крестьянам губернии намного облегчила их участь.
В Петербурге в рукописном отделе библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина хранится «Записка самарского губернатора», составленная Г.С. Аксаковым в январе 1868 года для государя. В ней Григорий Сергеевич размышляет об особенностях крестьянского самоуправления, о взаимоотношении администрации и народа, о неподготовленности последней к проведению правительственных реформ.
«Вопиющей несправедливостью» назвал Григорий Сергеевич Аксаков мнение о «несоответствии нравственных и умственных средств» крестьян для успешного осуществления самоуправления. Главной причиной, мешающей развитию крестьянского самоуправления, он считал неграмотность. Придавая огромную роль народному образованию, он потребовал от губернского статистического комитета провести подворную перепись, чтобы установить процент неграмотности. По его мнению, нужно уделять особую роль образованию крестьянок. Грамотная жена и мать, считал губернатор Аксаков, будет иметь большой авторитет и ощутимее станет её влияние на экономический и нравственный климат семьи. При его участии был разработан проект Положения о земской школе для сельских учительниц.
Крестьяне губернии, где было имение Г.С. Аксакова, называли его не барином, а уважительно: по имени-отчеству. Сохранилось свидетельство одного из арендаторов его земли: «Храни Бог, неурожай или другое что – толкнись к Григорию Сергеевичу, и отсрочит уплату, а в голодный год и вовсе простит». Знаменателен такой факт из воспоминаний. На обращение к крестьянам-арендаторам Г.С. Аксакова поднять бунт против помещика, сельчане ответили решительным отказом, заявив, что «ничего плохого они от Григория Сергеевича не видели и что он всегда откликается на их нужды».
Вынужденный не по своей воле оставить должность губернатора, он с 1884 по 1891 год – самарский губернский предводитель дворянства. И на этом общественном поприще очень много сделал доброго. Смерть его была преждевременной. Обстоятельства её мы знаем из воспоминаний его дочери, Ольги Григорьевны. Пришло время, и Григорий Сергеевич решил оставить хлопотную должность губернского предводителя дворянства, целиком посвятив себя внукам и устройству крестьян. Но летом 1890 года его уговорили послужить Самарской губернии ещё один выборный срок, чтобы успешно провести реформу земских начальников и выбрать достойных. Зная расположение к нему государя, его попросили поехать в Петербург и продвинуть ходатайство самарского дворянства о точном соблюдении выплат недоимок по ссудам, выданным в неурожайные 1873 и 1880 годы. Государь принял Аксакова, обещал содействие. Но вечером этого же дня министр внутренних дел Дурново уговорил императора оставить письмо самарцев без внимания. И хотя Григорий Сергеевич ещё целую неделю был в Петербурге и за это время два раза был на приёме у Дурново, тот промолчал об изменении решения царя. Григорий Сергеевич вернулся в Самару в хорошем настроении, уверенный в положительном исходе порученного ему дела, от решения которого зависело благополучие многих землевладельцев, а значит, и крестьян, пострадавших в неурожайные годы. Вечером 6 января узнал он о вероломстве Дурново. Потрясение было настолько сильным, что Григорий Сергеевич слёг и в ночь на 24 февраля по старому стилю умер.
Прощалась с Григорием Сергеевичем Аксаковым, почётным гражданином города, вся Самара. После литургии в построенном им кафедральном соборе прощальная процессия, сопровождавшаяся пением хора архиерейских певчих, тронулась к железнодорожному вокзалу. Ночью гроб прибыл на станцию Марычевка. Ещё с вечера в ожидании поезда на станцию пришло много простого народа. На следующее утро гроб с телом покойного крестьяне несли на руках 18 вёрст до деревни Страхово.
«Самарская газета» писала на сороковой день после кончины Григория Сергеевича: «Таких людей, не слова, а дела – должна помнить земля Русская, говорим земля, потому что считаем, что Григорий Сергеевич Аксаков принадлежал в известном смысле не одной Самаре, а именно земле Русской.Светлая ему память!».
Глава Республики Башкортостан Р.Ф. Хабиров принял близко к сердцу знаменательную дату. Издан указ о праздновании 200-летия Г.С. Аксакова. Утверждена обширная программа мероприятий в течение всего года. Уже развёрнуты выставки в Национальном архиве и Национальном музее РБ, инициатором создания его предтечи, губернского краеведческого музея, был Г.С. Аксаков. Постоянная экспозиция, посвящённая его жизни и деятельности, развёрнута в Мемориальном доме-музее С.Т. Аксакова. Начала свой путь по Оренбуржью передвижная выставка «Григорий Аксаков – губернатор трёх российских губерний». Аксаковским фондом совместно с Институтом русской литературы (Пушкинским домом) готовится монография «Г.С. Аксаков: письма к жене».
Глава Башкортостана учредил также орден им Г.С. Аксакова, которым будут награждаться выдающиеся государственные и общественные деятели Республики. Орден под № 1 будет вручён на торжественном вечере в Аксаковском народном доме во время XXX юбилейного Международного Аксаковского праздника.
Михаил Андреевич
ЧВАНОВ