21 сетября – Рождество Пресвятой Богородицы
В день Рождества Божией Матери святая Церковь хочет объяснить нам, почему и как Пречистая Дева – создание безконечной красоты, единственная из всех творений. Постараемся это постигнуть, насколько возможно, по данной нам благодати. Всё творение первоначально было чистым. Хотя только чистые сердцем могут это понять. Оно вышло чистым, юным и новым из рук Творца.
Но грех сатаны соблазнил половину ангелов, растлил их. И грех Адама соблазнил всех людей, растлил их кровь. Так что чистыми была только половина ангелов. И никто из людей. Никто из людей не сохранил первой, младенческой, созданной Богом чистоты. Пока не явилось это творение – благословенная в женах, безконечно единственная и безконечно угодная Богу. Ныне святая Церковь празднует день, который был сотворён для вечности. Для спасения мира. Она родилась, чтобы быть Материю Божией. Чтобы быть человеческим существом и быть чистой.
Это превосходит всякое разумение. В эту тайну желают проникнуть ангелы, и мы приглашаемся ей приобщиться. Всякому творению, говорят святые отцы, чего-то недостаёт. Не только того, что оно не Творец. Бог – его Творец, таков порядок мира. Но кроме этого есть нечто иное. Тем, кто рождается от плоти и крови, недостаёт чистоты. Мы знаем это. Тем, кто чисты, недостаёт плоти и крови. А Пречистая Дева не имеет недостатка ни в чём. Кроме того, чтобы быть Богом. Но Она первая в роде человеческом станет богом по благодати.
Будучи от плоти и крови, Она чиста. И, будучи чистой, Она – от плоти и крови. И Она не только единственная среди людей, но единственное творение среди всех творений. Буквально первая – после Бога, после Творца, тотчас после Него. И как только Церковь возводит свой взор к небесной иерархии, она воспевает Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим.
В этом греховном мире, где половина ангелов и все люди – падшее создание, где не было больше ничего чистого от плоти и крови, мы славим сегодня Её чистоту – в рождении Её Божественного Сына. Она родит Его от колена Иудова для спасения мира, потому что Она, как свидетельствует Ангел, Благодатная. И рядом с Нею будет стоять Иосиф – от дома Давидова, который был домом Иакова, когда Она станет Божией Материю, исполненная первозданной невинности. И вместе с ветхозаветными праведниками будет весь человеческий род, о котором Спаситель скажет: «Смотрите, да не презрите единого от малых сих, ибо Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10). И «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 10).
Вот почему Она – не только самое великое благословение земли, но самое великое благословение всего творения. Единственная – от плоти и крови, и чистая. Ибо ангелы чисты, но они – чистые духи. Они не причастны плоти и крови, не знают, что значит иметь тело. Что значит быть немощным плотским созданием. Они не знают этой безконечно таинственной связи между душой и телом, между духом и материей, безсмертным и смертным. Но тем смертным, которое воскреснет.
Душа связана с прахом и пеплом. И связанная так, она должна совершать своё спасение и спасение того, что воскреснет. Чтобы после последнего Страшного Суда вместе они участвовали в вечном едином торжестве. Она – безсмертная, и оно – смертное, умершее и воскресшее, ставшее прославленным тело.
Вот почему в день Рождества Божией Матери Церковь приносит хвалу и благодарение Богу за великие Его милости. Как две руки, простёртые в молитве, так наши душа и тело – пред Господом. Вместе они войдут в жизнь вечную. Ничто не разъединит их. Ибо Сам Бог соединил безсмертное со смертным, которое воскреснет. Непостижимой Своей любовью, предстательством Пречистой.
Протоиерей Александр Шаргунов