27 сентября – Воздвижение Креста Господня
На Кресте Христос открывает нам Бога, Который идёт до конца Своей любви, соединяя Свою судьбу с погибшими. Ныне грех мира – на Нём. Уподобившись рабам, Он распят между двумя разбойниками. Он – с ними, Он – один из них, в то время как сильные смеются над Ним. Они видят в Нём отверженного, проклятого Богом. Сын Божий пришёл спасти людей, чтобы они могли приобщиться Его жизни в полноте. И потому приобщается всем ужасам человеческого пути там, где жизнь угасает под ударами ненависти. Он касается той глубины бездны, когда нет уже надежды, нет больше жизни. Он сошёл в эту бездну, чтобы утвердить в ней любовь Отчую, сжигающую Его сердце.
И происходит неожиданное. Мы слышим в Евангелии от Марка, как сотник – язычник, который командовал казнью, обретает доступ к вере и узнаёт в Нём Сына Божия. А в Евангелии от Матфея – земля разверзлась, как роженица, и мёртвые восстали живыми. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода», – говорит Господь. Не смерть приносит плод, а отдающая себя жизнь.
Господь живёт такой жизнью в предельной степени. Он поистине живёт только для других. И с самого начала Его служения мы видим Его побеждающим не с помощью силы. Он служит жизни других, являет Себя там, где эта жизнь погибает – среди больных, среди гонимых, среди грешников. Его пища – то, чем Он живёт каждый день, – творить волю Пославшего Его. Возвещению Царства Небесного отдаёт Он все Свои силы. И когда видит, что люди отвергают эту Благую Весть, обращается к Отцу, как свидетельствует Евангелие: «Душа Моя теперь возмутилась, и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое» (Ин. 12, 27–28).
Слово Божие не напрасно говорит, что во Христе – всегда только «да» (2 Кор. 1, 19). И именно это спасает нас от греха. Грех – по существу своему – всегда «нет». Сосредоточенный на себе, грешник говорит «нет» другим – оттого что стремится господствовать над ними или не принимает их в расчёт. Одним этим фактом он говорит «нет» Богу, поскольку он не может жить отдельно от других и отдельно от Бога. Отказываясь от отдачи себя, он остаётся один, в самозамкнутости, в безплодии – подобно тому зерну, о котором говорит Евангелие.
Господь спасает нас от греха и дарует спасение, потому что в истории человечества Он один – всецелое «да» – Богу и людям. Это «да», которое Бог ждёт от человечества, чтобы жить с ним в полноте общения, – Христос являет в Себе на Кресте. В Нём не было «да» и «нет», говорит Писание, в Нём было только «да» – до смерти. Преодолевая смерть верностью Своему служению, до конца отдавая Себя, Христос осуществляет призвание человека. И более того, спасает человечество.
Богу и Его замыслу о мире противостоит не смерть, но отказ от любви. Отдавая Себя Отцу Небесному и людям, Господь преображает смысл смерти. Она уже не плод греха, она становится для Христа выражением абсолютного дара – полной отдачи Себя, – который Он приносит Отцу. Такова победа Христа над смертью. Смерть больше не является неодолимой стеной, о которую разбиваются наши жизни. Благодаря Христу она становится Пасхой, переходом, где, отдавая себя всецело Богу, человек обретает доступ к полноте жизни.
Вслед за Христом Церковь входит в ночь своих крестных страданий, но в ней светит свет обетования Христова: «Когда Я буду вознесен от земли, Я всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).
Протоиерей Александр Шаргунов