8 сентября 1380 года, 640 лет назад, состоялась Куликовская битва
Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди.
Александр Блок
Эти слова гениального поэта, автора символического цикла «На поле Куликовом» и поэмы-предсказания «Скифы» всё чаще цитируют в незатихающих дискуссиях и домыслах вокруг величайшего исторического события. Вот и «Русский Дом» постоянно прислушивается к эху грандиозной битвы, грянувшей в двунадесятый праздник Рождества Богородицы. Кстати, в году 75-летия Победы надо напомнить, что фашистские войска в 1941 году дальше Непрядвы – не прошли…
Несмотря на эпидемиологические сложности этого года, в сентябре в Тульской области прошёл фестиваль «Поле Куликово». Впервые он состоялся в 1997 году и со временем приобрёл международный статус. В нём принимают участие члены военно-исторических клубов России, Украины, Беларуси и других стран. Праздник проходит на большом лугу берега Дона на Красном холме у деревни Татинки и в селе Монастырщина Кимовского района Тульской области. Официальная часть фестиваля военно-исторической реконструкции «Поле Куликово» начинается с торжественного богослужения в храме Сергия Радонежского. Накануне битвы он благословил Дмитрия и предрёк войскам победу дорогой ценой.
Когда мы обращались к жизни Куликова поля накануне 635-летия битвы, шла полным ходом работа по созданию экспозиции в Моховом, где создан целый музейный комплекс. Основную экспозицию открыли в 2016 году, это современный музей с элементами интерактивности. Есть там и познавательные, и развлекательные придумки – попробуйте-ка натянуть лук или взвесить на руке боевое снаряжение дружинника! Центральный экспонат музея «Куликово поле» – большой макет Куликовской битвы с воссозданным историческим ландшафтом и хроникой событий. Особо привлекательная часть музея – смотровая площадка, куда обязательно надо подняться, чтобы окинуть взглядом всё поле великой битвы – от ставки Мамая на Красном Холме до Зелёной Дубравы, скрывшей под своей сенью засадный полк.
Раньше мы вкладывали в это словосочетание только военное значение, а сегодня засадный полк – это целая проплаченная пятая колонна злопыхателей России, хулителей её истории. Собственно говоря, небывало широкое и патриотичное празднование 600-летия Куликовской битвы (было принято немыслимое прежде постановление ЦК КПСС о праздновании исторической даты!) послужило в 1980 году сигналом и Западу, и внутренним врагам: Российская держава возрождается! В период махрового цвета либеральной демократии её трубадур, историк Юрий Афанасьев, писал: «Спросите у любого человека, кто такой Дмитрий Донской? Куликовская битва, освобождение от татар… Если бы самому Дмитрию Донскому сказали эти слова – “освобождение от татар”, – он бы с ума сошёл. Потому что царём, которого он признавал, был именно татарский царь. А Мамай, которого побил, был самозванец, узурпатор, от которого он этого самого царя защищал. И ничего даже близкого “освобождению от татар” у него в голове не было».
Действительно, в войсках Димитрия были лучшие татарские лучники. Но все настоящие учёные, от Ключевского до Кожинова, подчёркивали, что Димитрий прежде всего воевал не с Золотой, а с Мамаевой ордой. Долго объяснять всю разницу, достаточно сказать, что впервые католические наследники империи Карла Великого замахнулись всерьёз на влияние, на сами православные земли за восточным геополитическим разделом. Как пишет Вадим Кожинов: «Битва на Куликовом поле была важнейшим этапом великого противостояния между православной Русью и латинским Западом. За ордой Мамая стояли – транснациональное ватиканское жречество и торгашеские кланы Средиземноморья. Сам же Мамай, в отличие от ордынцев предшествующего периода, планировал заселить Русь своими людьми…».
Свет события, состоявшегося на Куликовом поле, струится и через 640 лет. Димитрий Донской, как и Александр Невский, причислен Русской Православной Церковью к лику святых. В войну были учреждены их ордена, потому что князья-воители, порой опиравшиеся на разные силы, прежде всего защищали Веру и Родину от экспансии Запада. Это и народ осознавал, и власть. Поэт-фронтовик Сергей Орлов пронзительно точно выразил в стихах «Монолог воина с поля Куликова»:
И стою я в полку засадном,
Вольный воин, как терний сильный.
Сотоварищи мои рядом,
Нету только ещё России.
Нет России с песней державной
С моря синя до моря синя,
Ни тесовой, ни златоглавой,
Нет ещё на земле России…
Как орда Мамая качнётся,
Как мы ляжем костьми на поле, –
Так Россия с нас и начнётся
И вовек не кончится боле.
Не кончится, если будем блюсти и защищать свои национальные интересы и помнить уроки отечественной истории.
Александр Александрович
МОСКАЛЕВ