Пока правительство ищет национальную, объединяющую всех идею, она существует на практике. И воплощается в жизнь десятками спасённых и восстановленных святынь – деревянных храмов в самом сердце России – на Русском Севере. Идея эта имеет название «Общее Дело» и принадлежит настоятелю столичного храма Серафима Саровского в Раево – протоиерею Алексею Яковлеву.
Батюшка вдвоём со своей супругой – талантливой художницей Татьяной Юшмановой, неожиданно для себя обрели её после знакомства с этой Русской Атлантидой, скрытой бездорожьем и расстояниями от миллионов соотечественников, утомлённых погоней за жизненными благами цивилизации, поиском смысла жизни и себя в ней. Когда-то в их числе был и я…
В поисках себя
Теперь четвёртый год подряд я каждое лето езжу в экспедиции «Общего Дела», стремясь «подзарядить» свой севший за год душевный «аккумулятор». Манят меня не только сказочные красоты Севера с его белыми ночами и потрясающей красоты закатами, но и уникальная возможность найти себя. Это очень важное занятие для русского человека, на мой взгляд, ибо разглядеть своё истинное «лицо» в закопчённом и надтреснутом «зеркале» многомиллионного мегаполиса практически невозможно.
Приехав первый раз с «Общим Делом» в Карелию, вдруг, словно очнувшись от сна, я вспомнил о своих давно забытых «корнях» – прабабушке Домне Трофимовне, чистокровной карелке, чьи предки ещё в петровские времена бежали от шведов на территорию нынешней Тверской области. Найдя в одном из ныне заброшенных, покосившихся домов, каких здесь, увы, слишком много, домотканый половичок, ручной вязки салфетку и рубель – деревянный аналог утюга, я вспомнил, что в раннем детстве видел эти предметы у своей бабушки, приезжая к ней в гости.
Схожее чувство я испытал, когда в другой экспедиции, работая на консервации старинной часовни Архангела Михаила на одном из островов Прионежья, я в старых досках обшивки обнаружил кованый гвоздь с клёпаной квадратной шляпкой. Такой же, каким, наверное, приколачивали к Кресту Спасителя! Это открытие потрясло меня, хотя я и до этого видел подобные изделия. Но «сработало» оно именно тут – на ставшем родным Русском Севере, куда я приехал в поисках себя. Естественно, этот экспонат пополнил мою домашнюю коллекцию и находится среди икон, чтобы напоминать о страданиях Спасителя. Так для меня слилось воедино: моё прошлое, Родина и вера.
Ода Северу
У каждого участника проекта есть своя причина отправиться во время отпусков-каникул вместо манящих югов на суровые севера. Но фактом остаётся то, что севера намертво влюбляют в себя практически всех. И пускай не все вернутся сюда год спустя, севера прочно обоснуются в сердцах неповторимыми пейзажами Прионежья, Ладоги, Подпорожья, Поморья, Белозерья, Кенозерья, Каргополья, воспетых Василием Беловым, Фёдором Абрамовым, Виктором Астафьевым, Валентином Распутиным, Евгением Носовым, Николаем Рубцовым, Николаем Мельниковым.
Русский Север – это наш тыл, точка опоры и, если хотите, пуповина русской цивилизации, это наша колыбель и кормовая база. Это сказочные богатые подземные кладовые и самый кратчайший с запада на восток северный морской путь. Здесь наши духовные центры – Соловки, Валаам и Северная Фиваида Вологодского Белозерья, здесь духовно родились святитель Филипп Московский и патриарх Никон, трудились преподобные Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Белозерский и Александр Свирский – наши молитвенники и чудотворцы. Именно здесь явилась Тихвинская икона Богородицы, покинувшая пределы Византии в грозный час её падения. Враги угрожали нам со всех сторон света: запада, юга и востока, а мы всегда знали, что за спиной у нас спасительный Север!
Его невозможно представить без памятников деревянного зодчества в Кижах, Малых Карелах, Кенозерье или Витославицах, но это лишь малая и, слава Богу, сохранившаяся часть нацио-нального достояния русского народа. Гораздо большая его часть пропадает: ветшает, гниёт, приходит в негодность и рушится. Часто, к сожалению, вместе со строгими табличками, предупреждающими об их исторической и культурной ценности и охране государством. Но нет у государства, а вернее, у представляющих его чиновников сил, времени, а чаще всего средств ни для восстановления, ни для их охраны. И с этим все давно смирились. Но одни, привычно махнув рукой, живут себе, как и жили до этого дальше. А другие, отложив в сторону планы на отпуск в сочах, турциях и таиландах, включаются в процесс сохранения этих чудес света и предмета национальной гордости. Ведь нигде больше во всём мире нет ничего подобного по красоте и величию!
Под небесно-голубым флагом
Для того чтобы «включиться», прежде всего надо найти единомышленников, что при наличии интернета нетрудно. Я нашёл таких людей в организации «Общее Дело: возрождение храмов Севера». Теперь у меня несколько десятков хороших знакомых и даже друзей, с которыми меня объединяет любовь к России, Северу, Православию и готовность снова собраться вместе под нежно-голубым флагом проекта, символизирующим чистое и прекрасное небо, которое есть только здесь!
Говоря о возрождении храмов как национальной идее, я не преувеличивал, имея в виду сразу несколько смысловых пластов. Патриотизм, конечно же, должен быть активный и действенный. Но в отличие от официально предлагаемых видов любви к Родине: от службы в армии до членства в юнармейском движении, именно в волонтёрстве-добровольчестве раскрываются высшие силы духовного, жертвенного служения идее. Сюда люди приходят без формализма, бюрократии и лишних разговоров о льготах и преференциях. Не брать, а отдавать. Каждая экспедиция на Север – это не только вкладывание собственных средств и сил в проект в виде самостоятельной оплаты дороги или ненормированного рабочего дня, прерываемого часто лишь темнотой, но порой и закупка необходимых стройматериалов или доставка их по бездорожью на место самыми непредсказуемыми способами. С этого года проект, правда, получил наконец-то не только общественное признание, но был замечен и в Кремле, став лауреатом президентского гранта, что позволило значительно расширить возможности привлечения в него дополнительных сил и средств.
Многоуровневый патриотизм
«Общее Дело» – прекрасная возможность и для широкой миссионерской деятельности. Проект получил широкую поддержку и благословение Патриарха, а руководителями нескольких экспедиций стали священнослужители. В рамках организации появилось несколько направлений и объектов, которые восстанавливают учащиеся духовных семинарий. Из личного опыта скажу, что когда свалившиеся как снег на голову местных жителей с десяток горожан разных возрастов с активной жизненной позицией начинают не просто помогать им возрождать храм, но и жить духовной жизнью, то большинство северян проникаются живым интересом и включаются в не менее важный процесс оживления душ: принимают участие в совместных вечерних и утренних молитвах, исповедуются, причащаются. Часто первый раз в жизни… Право, это дорогого стоит!
Ещё одним важнейшим направлением национальной идеи – патриотизма – в проекте «Общее Дело» является пропаганда семейных ценностей и крепких традиций. В составе экспедиций не редкость семьи, где присутствуют представители от дедов до внуков. Они представляют собой прекрасную действующую модель взаимоотношения предков и потомков в условиях реальных бытовых трудностей, ведь порой жить приходится в палатках, а готовить пищу в печи или на костре.
Проект предоставляет и прекрасную возможность для создания новых семей, поскольку мужчины и женщины находятся в тех условиях, когда невозможно выглядеть лучше, чем ты есть на самом деле. И люди вольно и невольно раскрываются в течение рабочей недели гораздо быстрее, чем в тепличных городских условиях комфорта за более длительные сроки. Здесь невозможно лишь казаться, но приходится быть тем, кто ты есть. За время существования проекта сложилось уже несколько десятков семейных пар, в которых появились дети, которые теперь приезжают с родителями в новые экспедиции. Такая семейная практическая педагогика, уходящая корнями в наши русские традиции.
А ещё в проекте сближаются исконно враждебные друг другу город и деревня. Именно здесь в этой точке – в заброшенной и опустошённой городом русской деревне – происходит так нужное нам примирение в затянувшемся конфликте цивилизаций. И не деревня в очередной раз пришла в город «ломать шапку», а именно горожане пришли просить мира и возвращать должок в едва живую, но не сломленную духом русскую деревню.
Знаменательно, что символом, вокруг которого происходит это давно чаемое национальное замирение, становятся не храмы-новоделы, а возрождаемые старинные церкви и часовни Русского Севера, не знавшего ни барщины, ни татарщины, ни неметчины, ни всё более зримой беды – заселения русских просторов пришлыми людьми с юга и востока. В этих северных храмах и должна возрождаться и отогреваться душа нашего измученного «измами», объединённого «Общим Делом» и храмом русского народа.
Пока не грянет гром
Есть над чем задуматься вернувшимся из экспедиции горожанам, зайдя в полупустые городские храмы, так и не отошедшие от карантина и его последствий. Зато оглянувшись, можно увидеть всё чаще встречающуюся в России картину, с которой я столкнулся в минувшую пятницу. Недалеко от своего дома увидел плотную толпу в несколько сот мужчин-мусульман, неспешно, группами расходящихся после пятничного намаза из молельного дома, устроенного в соседнем коттеджном посёлке. Это ведь тоже идея, уже объединившая этих новых россиян и бросающая вызов разделённой и терпящей бедствие русской цивилизации. Кто победит в этом пока мирном споре?
Альтернатива, на мой взгляд, есть – это наше общее русское дело, что в переводе на греческий означает ещё и литургия! Объединимся вокруг него или вместо Камня во главе угла станем искать пятой точкой свой спасительный «пятый угол»? Всё зависит от нас!
Роман Алексеевич Илющенко,
участник проекта «Общее Дело: возрождение храмов Севера»,
религиовед, ветеран боевых действий
Фото автора
и с сайта «Общее Дело:
возрождение храмов Севера