Святые Дары

 

О новой книге протоиерея Александра Шаргунова

 


Эта книга о самом насущном в нашей жизни. Все отцы Церкви, множество святых с благодатной мудростью и великой любовью с самого начала во все века говорили об этом неиссякаемом Таинстве. Они проявляли великую заботу о том, чтобы передать новым христианским поколениям сокровище, содержащее всю полноту нашего исповедания. Ими написано столько дивных страниц, но человеческий язык никогда не сможет выразить эту неизреченную тайну. Тем не менее каждый самый скромный, искренне совершающий своё служение священник (как и каждый благочестивый мирянин), мог бы из своего опыта поведать о том, что не вычитано из книг, хотя и абсолютно совпадает с тем знанием, которое хранит Церковь в первом, десятом и двадцать первом веке. Вот уже сорок четвёртый год своего священства в проповедях или в общей исповеди перед причастием я тоже пытаюсь донести до прихожан эту веру Церкви. В предлагаемой книге – некоторые из этих проповедей. Цель одна – Церковь зовёт нас узнать ни с чем не сравнимое значение евхаристической тайны и жить ею на большей, на подлинной глубине. Потому что каждый раз, когда мы приступаем ко причастию, Господь задаёт нам тот же самый вопрос: «Можете ли пить чашу, которую Я пью?» (Мк. 10, 38).

С самого начала христианства Евхаристия была откровением, которое дало каждому возможность определить себя. Многие ученики, как сказано в Евангелии от Иоанна, когда Христос говорил им об этой тайне, отошли от Него. Это было слишком непосильно для них. Двенадцать влеклись к истине и стремились преодолеть свои колебания молитвой. Но во все времена откровение Христово о Евхаристии было преткновением в подлинной вере. Можно так перефразировать древнее изречение: «Скажи мне, как ты веришь в причастие, и я скажу, какова твоя вера».

Все знают, что Евхаристия означает благодарение. Всякий раз, когда совершается литургия, мы благодарим Господа. Жизненно важно понять, что Евхаристия, которая совершается в храме каждый день, может превратиться в самое опасное, что есть в духовной жизни, – в привычку к святыне. В особенности к той святыне, которая даёт нам саму жизнь воскресшего Христа.

Мы должны постигнуть смысл нашего причащения! Евхаристия – прежде всего дар Божий. Мы говорим «дар Божий», в то время как Евхаристия – не дар Божий в ряду безчисленных даров Божиих святой Церкви. Мы знаем, что первым из даров Божиих, полученных богоизбранным народом, был дар манны в пустыне. Это было, прежде всего, прообразованием Евхаристии. Испытывая веру Израиля, Бог дал ему дар нищеты.

Что это значит? Почему после обретения свободы от рабства в Египте этот народ был введён в пустыню? Моисей отвечает: «Помни, Израиль!» Израиль должен помнить о долгом странствовании, которое он совершил в пустыне. Господь дал ему это испытание, чтобы он познал свою нищету. Богоизбранный народ должен был испытать и узнать, что в его сердце.

В этом смысл всех скорбей, которые переживает наша Церковь во все времена, особенно во времена гонений, да и в наши, отмеченные массовым отступничеством от веры и всё возрастающими нападками на Церковь, – в этом смысл наших испытаний пустыней жизни, через которую мы проходим. Возьмите, например, недавнее вынужденное закрытие храмов из-за эпидемии. И вследствие этого лишение причастия в Великий Четверг и на Пасху, и в другие самые наши святые дни. Обнаружилось, что многих вполне устроила такая ситуация. Как хорошо и удобно, сидя на диване, смотреть трансляцию красивых богослужений! Не требуется никаких усилий – ни внешних, ни внутренних. 

Но есть люди, для которых дар причастия – самое великое благословение, самое величайшее блаженство вхождения в Царство, которое уже сегодня присутствует среди нас. Им невыносимо лишение причастия как лишение вечной жизни. Одна крошка этого Небесного Хлеба и одна капля этого вина, освящённого Духом Святым, содержит в себе больше, чем может вместить самый великий человеческий ум. Для таких людей лишение причастия – самое величайшее бедствие из всех, какие могут быть на свете. Вспоминаются слова священномученика Анатолия Жураховского, посланные им из концлагеря: «Издалека целую землю, где совершается Божественная Евхаристия». Кто из нас способен нелицемерно благодарить Бога в самых скорбных обстоятельствах, научившись этому у Господа и Его святых в Таинстве Евхаристии? И когда нам кажется, что мы лишены даров Божиих, остаётся ли у нас любовь к их Подателю?

Главная подготовка к причастию заключается в том, как мы отвечаем на эти вопросы. Потому, что Евхаристия не может быть тем, чем она порой нам представляется. Как часто причастие кажется нам помощью, силой, способной поддержать нас в той жизни, которой мы живём. И намереваемся продолжать жить согласно нашим желаниям, порой даже освобождающим нас от требований Божиих. Мы просим у Бога, чтобы Он дал нам силы для этого.

Какое заблуждение! Евхаристия – это Сам Бог, отдающий Себя нам, не для того, чтобы утверждать эту нашу жизнь, искажённую грехом и смертью. Причащаясь Святых Христовых Таин, мы призваны узнать, что Господь отдаёт Свою жизнь, чтобы взять на Себя нашу жизнь. Евхаристия – это отвержение наших собственных перспектив, которые всегда открываются в поисках себя. Чтобы все способности разума и любви отдать на служение Господу Иисусу Христу, Который желает продолжить Свою жизнь в нас. Именно об этой тайне говорит апостол Павел: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос». Евхаристия – не дар среди других даров. Она – Сам Податель – Бог, Который хочет войти в нас и пребывать с нами.

Вот почему Евхаристия не кончается с окончанием литургии. Разумеется, Евхаристия начинается с литургии. Однако она не подлинна, если не преобразует наш новый день на земле и не возвышает жизнь всей наступающей недели. Нашими талантами, способностями, которыми мы сияем среди людей, мы ищем, как служить себе, как продолжать эту безсмысленную игру. Но причастием Святых Христовых Таин мы входим в противоположное. Во всех наших делах (в том числе профессиональных, мирских), если мы верны причастию, мы желаем отныне служить другим, как Иисус Христос всегда желает так поступать среди людей. Мы хотим уже не жить для себя, но дать Господу действовать через нас в нашем многострадальном народе, во всём человечестве, начиная с тех, кто является нашими ближними. Это трудное обращение к Богу – подлинно и со всей очевидностью, если мы узнаем благодать причащения, – будет Евангелием, Благовестием истинно христианской жизни.

Цель книги «Святые Дары» – пробудить те чувства трепета и благоговения, с которыми мы должны подходить к Святой Чаше. Мы созерцаем великое Таинство Причащения как драгоценный камень, каждая грань которого по-своему отражает Солнце – Христа.

Вот главные темы книги:
Не существует другого пути спасения.
Как готовиться к причастию.
Великий пост и Евхаристия.
Страстная Седмица и Евхаристия.
Пасха Господня и Евхаристия.
Двунадесятые праздники и Евхаристия.
Евангелие и Евхаристия.
Божественная литургия.
Евхаристия и священство.

В книге мы прочитаем о том, как часто нужно причащаться, о том, что подлинное причащение невозможно без подлинного покаяния, о том, что, если перед Чашей Христовой мы одними устами произносим: «От них же (грешников) первый есмь аз», мы одними устами причащаемся Святых Христовых Таин, о том, что значит «первее примирися тя опечалившим», о предательстве и верности, о том, что каждый христианин – Дарохранительница, о Божией Матери и Евхаристии, о том, что причастие – это слово и действие. О том, как неразрывно связана Евхаристия и священническое служение. Всякий раз, когда священник причащается Святых Христовых Таин, он не может не приводить себе на память час, когда в Таинстве Рукоположения он принял из рук епископа Тело Христово со словами: «Прими залог сей, о нём же истязан будеши в день Страшного Суда». И наконец о словах Господа, обращённых ко всем нетвёрдо стоящим в исповедании веры: «Не хотите ли и вы отойти?»

В Таинстве Евхаристии присутствует всё, что совершил Христос нашего ради спасения. И в нём – напоминание о Втором Пришествии Господа. В Великий Четверг мы слышим слово апостола: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 26). Призыв Церкви к ответственности предельно строг: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11, 27–28). Верность – это подлинная вера. 

И снова хотелось бы выделить слова Христовы, приведённые в подзаголовке книги: «Можете ли пить Чашу, которую Я пью?» Почему преподобный Серафим Саровский говорит хорошо известное: «Кто причащается, спасён будет, кто не причащается – не думаю». А также: «Есть такие причастники, которые остаются непричащёнными». В конце концов, что означает наше причащение Святых Христовых Таин?

После того как Христос явил послушание Отцу Небесному до смерти и смерти Крестной ради нашего спасения, нет такой скорби и нет такой смерти, которой мы не могли бы принять ради Него. На Тайной Вечери Он испил горькую чашу до края и преподал её нам, наполнив её небесным вином, которым Он будет увеселять Своих мучеников. Когда Он спрашивает нас, можем ли мы пить ту же чашу, что и Он, мы должны отвечать то, что Ему ответили апостолы: Господи, мы можем это, но не своими силами, а силой, которая исходит от Тебя. Всегда необходимо мужество, чтобы быть верным своему христианскому долгу. Не боясь преувеличений, можно сказать, что в Церкви и в любом государстве нет такого человека, которому верность свету Христову не стоила бы какой-то жертвы. Но мы достигаем Креста Христова и Его Воскресения только Им, Его любовью, только святым приобщением Ему.