Ирина Свистунова - Крест Константина Великого

 

Роль личности в истории всегда была значительна, в том числе и в истории христианства. Промысл Божий действует через людей, непостижимым образом направляя их пути к осуществлению таинственных судеб государств и народов.

 


Первый римский император, принявший христианство, – Константин Великий (274–337 гг.) отличался неординарностью характера, способностью совершать рискованные шаги и принимать решения, менявшие ход исторических событий. Он был сыном цезаря Констанция Хлора, управлявшего Британией и Галлией –западными провинциями Римской империи, разделённой между четырьмя соправителями. Двое старших соправителей носили титул императоров, двое младших назывались цезарями. Такая система власти облегчала управление огромными территориями империи. 

Несмотря на видное положение отца, детство Константина прошло в довольно скромных условиях в доме его матери Елены в городе Наис, который находился в районе современного сербского города Ниш. Елена была христианкой, что во многом объясняет расположение будущего императора к вере, которая нередко подвергалась гонениям в Римском государстве. Впрочем, и отец его не относился к гонителям христиан, и в подвластных ему Британии и Галлии они жили спокойно. Отец Константина по политическим соображениям оставил Елену и женился на приёмной дочери императора Максимиана. Но он не забыл своего старшего сына и способствовал началу его военной карьеры.  
      
Константин проявил себя отважным и талантливым воином, отмеченным императором Диоклетианом за участие в походах в Египет и Персию. За всю свою жизнь он не проиграл ни единого сражения, которым руководил. Некоторое время он был вынужден находиться при дворе соправителя (и соперника) своего отца – цезаря Галерия в качестве почётного заложника. Узнав о том, что его отец Констанций Хлор серьёзно болен, Константин совершил дерзкий побег и стремительно пересёк пол-Европы. Он прибыл к отцу незадолго до его кончины, после которой западные легионы провозгласили цезарем Константина. Остальные трое соправителей были вынуждены признать свершившийся факт. 

Когда между соправителями начались вооружённые столкновения, Константин решился на битву с превосходящими силами императора-узурпатора Максенция на территории последнего – недалеко от Рима. Поступок был смелым, поскольку воины-язычники считали Рим священным городом и требовалось особое вдохновение, чтобы заставить их пойти войной на столицу. Но что было не по силам Константину, который, по преданию, однажды вышел на единоборство со львом и победил его. 

Неординарным поступком Константина было придание государственного статуса христианству – в то время религии меньшинства. На ту самую битву с Максенцием он пошёл со знаменем с изображением креста, как бы бросая вызов язычеству Древнего мира. Знамя Константина получило название «лабарум». Светящийся крест будущий император увидел на небе перед битвой, и затем всю жизнь носил шлем с монограммой имени Христа. Со времён Константина христианские армии стали носить с собой хоругви – знамёна с изображением крестов и святых ликов.

Достигнув единоличной власти, Константин перенёс столицу империи на Восток – в город Визáнтий, получивший название Константинополь (современный Стамбул). Со стратегической точки зрения, решение о выборе Визáнтия было гениальным. Город был расположен на берегу пролива Босфор, через который проходили международные торговые пути. С трёх сторон его защищали воды, что делало новую столицу практически неприступной для неприятеля. Впоследствии это обстоятельство спасло Константинополь от нашествия варваров, разрушивших Западную Римскую империю.

Константин задумывал создать Новый Рим, в котором лучшие достижения римской цивилизации будут наполнены духом христианства. В городе началось строительство жилых домов и общественных зданий. Со всех уголков страны сюда свозились произведения античного искусства, скульптуры и колонны для украшения дворцов, улиц и площадей. 

По распоряжению императора в новой столице были заложены три храма, сыгравшие важную роль в жизни империи. Прежде всего, собор Двенадцати апостолов, который много веков был усыпальницей византийских императоров, начиная с самого Константина. Ещё при его жизни в соборе были установлены двенадцать великолепных саркофагов, предназначенных для перенесения сюда мощей святых апостолов. В этой церкви погребали и византийских патриархов. После завоевания города османами в 1453 г. собор разрушили и построили на его месте мечеть Фатих.

Другим храмом Константина была церковь Святой Ирины, в которой в 381 г.проходил Второй вселенский собор, утвердивший Символ Веры.

Третьей выдающейся постройкой стал храм Святой Софии, посвящённый Христу как Премудрости Божией. На древнегреческом языке «мудрость» называлась «софия», и это имя перестроенный позднее собор сохранил до наших дней. Посвящение императорской церкви Святой Софии таинственно. Для христиан Премудрость Божия означала воплотившегося Иисуса Христа. В последующие столетия одноимённые храмы возникнут и в других христианских странах. И на протяжении многих веков дискуссии о значении этого мистического названия будут занимать умы историков, философов и богословов.

Император Константин начал собирать в столице христианские реликвии. Его потомки продолжили эту традицию. И со временем Константинополь стал не только самым великолепным и богато украшенным городом, но также средоточием святынь христианского мира.  Выдающуюся роль в этом сыграла мать императора – царица Елена. Уже далеко не в молодом возрасте она совершила настоящую экспедицию в Святую Землю, где обрела Святой Крест, на котором был распят Иисус Христос, Гроб Господень и множество других святынь. За свои христианские труды мать Константина, так же, как её сын, была названа равноапостольной. В христианских странах святые Константин и Елена считаются покровителями государственной власти. Привезённые Еленой из Иерусалима реликвии передавались в храмы, которые строились в Константинополе. Таким образом византийцы стремились освятить весь город.

Известно, что Константин уделял особое внимание вопросу о размещении святынь. Император собственноручно заложил реликвии в основание порфировой колонны, воздвигнутой в центре города. Колонна из царского камня должна была напоминать о величии Римской империи. На её вершине была установлена золотая статуя Константина, сидящего верхом на коне. В основании колонны был замурован вывезенный из прежней столицы палладиум – статуэтка Афины Паллады, которая считалась покровительницей Древнего Рима. В этом же тайнике император поместил редкие христианские реликвии: хлеб, оставшийся после чуда умножения хлебов, которое совершил Христос, топорище от топора ветхозаветного патриарха Ноя и огниво, при помощи которого добывал огонь пророк Моисей. Современный читатель может решить, что поступок императора представлял собой странную смесь языческих и христианских традиций. Но это была эпоха перехода от античности к христианству, которое меняло сознание древних римлян постепенно.

Возможно, под колонной были скрыты и другие драгоценные предметы. Во всяком случае, крестоносцы, захватившие и разграбившие Константинополь в 1204 г., не только сняли скульптурные барельефы, украшавшие фундамент колонны, но и пробили её основание в поисках спрятанных там сокровищ. 

Порфировая колонна императора Константина дожила до наших дней. Правда, теперь на ней нет статуи императора, а сама колонна в конце XVIII века была опоясана укрепляющими железными кольцами. В современном Стамбуле её можно увидеть в квартале, который так и называется – Чемберлиташ, то есть «Опоясанная колонна». Её массивное основание, укреплённое каменной кладкой, возвышается прямо возле трамвайной остановки с одноимённым названием.

В течение многих лет Константин реформировал римские законы, чтобы привести их в соответствие с христианскими взглядами. Проявлял государственную мудрость в отношении споров внутри христианства. Император верил, что Бог открывает истину собранию всех епископов. В 325 г. он созвал Первый вселенский собор для решения богословских вопросов и определения основ веры. Созданная Константином христианская империя просуществовала более одиннадцати столетий, оказавшись самым жизнеспособным организмом среди всех современных ей царств. За свои государственные деяния император был назван Великим, а за заслуги перед христианством – равноапостольным. При этом сам он принял крещение, уже будучи на смертном одре, что остаётся загадкой для его биографов. Возможно, император разделял бытовавшую в то время идею о том, что предсмертное крещение позволит ему предстать перед Богом очищенным ото всех грехов. 

Ирина Александровна 
СВИСТУНОВА