Протоиерей Александр Шаргунов - Илия – пророк Бога Живого

 

    2 августа – память Пророка Божия Илии

 

Никто из пророков, кроме Иоанна Предтечи, не почитается так в нашей Церкви, как Илия. И это понятно. Илия явился ангелом, посланным с небес во времена отступничества Израиля от веры отцов. Но апостол Иаков в своём Послании уверяет, что он был человеком подобным нам (Иак. 5, 17). Пророк предупреждает, что Израиль будет наказан за свои грехи голодом. Он говорит об этом царю, во власти которого было запретить идолопоклонство и разврат в стране, таким образом отвратив наказание. Пока не наступит покаяния, этот суд будет исполняться над его страной. Ни росы, ни дождя не будет в течение трёх с половиной лет. Он усердно молился, чтобы не было дождя, и по его молитвам небо затворилось. Пусть знает царь и весь народ, что Господь есть Бог, Которого они оставили, и что Он – Бог Живой, не такой, как мёртвые немые идолы, которым они поклонялись. И что Илия – Божий слуга и посланник. Им кажется, что у них мир и благоденствие, а Бог гневается на них. Засуха покажет безсилие и безумие тех, кто оставил Живого Бога. Илия даёт знать Ахаву, как слушает его Бог за то, что он во всём слушается Бога. Это произойдёт, говорит он, по его слову.

Бог заботится об Илии во время этого голода. Он повелевает ему скрыться у потока Хорафа, что против Иордана. Для чего Бог лишает нас порой внешней деятельности и посылает нам уединение? Не для того ли, чтобы мы увидели, что возможность молиться Ему никогда не отнимается от нас? Как же Бог питает пророка? Так же, как будет питать всю Церковь в последние времена. В Апокалипсисе сказано, что, когда жена, облечённая в солнце – Церковь, – убежала в пустыню, для неё было приготовлено место от Бога, чтобы питать её там тысячу двести пятьдесят дней, то есть три с половиной года (Откр. 12, 6, 14). Илия пил из потока, и вороны, по повелению Господню, приносили ему дважды в день, утром и вечером, хлеб и мясо. Илия – прообраз Иоанна Крестителя, пищей которого будут акриды и дикий мед. Если бы кто-нибудь спросил, откуда вороны брали пищу, как и где она была приготовлена, мы должны были бы ответить, как патриарх Иаков: «Господь Бог послал мне» (Быт. 27, 20). Воронам Бог приготовляет пищу, как сказано в книге Иова (Иов. 38, 41), а теперь они питают пророка. Но вот поток иссыхает, потому что не было дождя. Возможности природы ограниченны, но не возможности Бога природы. У Бога есть множество способов позаботиться о верных Ему людях, и Он не связан ни одним из них.

Место, куда посылается на этот раз Илия, называется Сарепта Сидонская. Оно находится за пределами земли Израиля. Наш Спаситель упоминает об этом как о древнем указании на благоволение Божие к язычникам, когда наступит полнота времён (Лк. 4, 25). «Много было вдов в Израиле во времена Илии», но он был послан с благословением в Сидон, языческий город, и таким образом становится первым проповедником среди язычников. Илия был ненавидим и гоним своими соотечественниками, а потому и обращается он к язычникам, точно так же впоследствии будут поступать и апостолы. Но почему в Сидон? Может быть, потому что поклонение Ваалу пришло в Израиль оттуда вместе с Иезавелью?

Иезавель была лютейшим врагом Илии. И чтобы показать ей безсилие её злобы, Бог находит убежище для Илии на самой её родине. Позаботиться об Илии была призвана бедная вдова, оставленная всеми. Бог имеет обыкновение – и в этом Его слава – обращаться к немощному и незначащему мира и воздавать ему честь. Промысл Божий привёл вдову к городским воротам, где она встретила Илию. Ей не на что было жить, у неё оставалась только горсть муки и немного масла. 

Она намеревалась приготовить из этого для себя и своего сына немного пищи, и потом вместе с ним умереть от голода. Ей нечем было затопить печь, и она собирала на улице дрова. К ней был послан Илия с упованием на Промысл Божий, как это было, когда вороны питали его. Бог, исполненный жалости к уничижению этой женщины, послал к ней пророка – не для того, чтобы тот взял у неё последнее, а для того, чтобы разделить с нею трапезу, за которую скоро заплатит Сам Бог. Мы видим великое испытание её веры и послушания, когда Илия говорит ей сделать прежде небольшой опреснок для него, а для неё и для её сына – после. Правда, что Илия упомянул о Боге Израиля. Но что это для язычницы из Сидона? Но те, кто имеет дело с Богом, должны исполняться к Нему доверия: искать прежде Царства Божия и правды его, и остальное приложится. Потому умножение веры вдовы до полного самоотвержения и упования на Промысл Божий было столь же великим чудом, что и умножение её масла. «Ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет», но по мере того как будут брать от них, всё больше будет прибавляться силой Божией. Ибо «дающий семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному» (2 Кор. 9, 10).

Мука и масло умножались – не накоплением, а тратой. Это было питанием пророка. Чудо было его хлебом насущным на каждый день. И это было питанием для бедной вдовы и её сына – в воздаяние за принятие пророка. Христос обещает тем, кто откроет Ему дверь, войти к ним, и Он будет вечерять с ними, и они с Ним (Откр. 3, 20). Уповающие на Господа «не будут постыжены во время лютое, и во дни голода будут сыты» (Пс. 36, 19). Но на самом деле речь идёт о несравненно большем. Господь показывает, что главное испытание жизни – смерть, и никто не может пройти его достойно без Бога. У вдовы была немалая надежда, что теперь Бог никогда не оставит её Своею милостью. Но вот посреди полного благополучия Бог посещает её великим несчастьем. Она теряет своего единственного сына. «Что мне и тебе, человек Божий», – изливает своё смятение перед пророком. Она называет его человеком Божиим и в то же время обвиняет его, как если бы он был причиной смерти её сына. «Разве я чем обидела тебя или как-то не угодила, служа тебе?» Но она говорит это с покаянием. «Ты пришёл ко мне напомнить грехи мои, из-за которых и случилось это горе». Может быть, она слышала об обличении Илией отступников от истинной веры и, сознавая своё прежнее поклонение Ваалу, богу Сидонскому, понимает теперь, что это относится и к ней.

Илия не отвечает ничего на её жалобы, но передаёт их Богу, сам не зная, что сказать. Взяв умершего отрока у матери, он молится в уединении, чтобы Бог возвратил его снова к жизни. Мы не прочтём нигде до этого в Писании, чтобы кто-нибудь был воскрешён из мертвых. Но Илия, по Божественному вдохновению, молится о воскрешении отрока. Он трижды простирается над ним. Святые отцы видят в этом указание на тайну Святой Троицы, ещё не ведомой Ветхому Завету. Илия хотел бы, если бы мог, вложить в этого отрока своё дыхание – отдать свою жизнь за него. «Господи Боже мой, – взывает он, – да возвратится душа отрока сего в него». Ибо смерть есть отделение безсмертной души от тела. Господь воскрешает умершего. Ещё раз нам показана сила молитвы и сила Того, Кто слышит молитву, Кто умерщвляет и живит.

Илия является также участником многих великих и таинственных событий, описанных в третьей и четвёртой книгах Царств, но все они об одном – о верности Богу пророка, ревнующего о славе Божией и о спасении народа. В мире идёт жестокая война со всеми силами ада и самой смертью. Может быть, кого-то смутит убиение Илией четырёхсот пятидесяти пророков Ваала и четырёхсот дубравных пророков, питающихся от стола Иезавели, которые схвачены как преступники и преданы казни, согласно Закону. Но это Ветхий Завет, и это война. Только после явления такой силы народ с покаянием возвращается к истинному Богу. И только после этого молитвой Илии отверзаются небеса, и изливается Божие благословение на иссохшую землю.

Илия – воин Господень, мужественно стоящий среди самых отчаянных сражений. Поразительно, что ни ветер, с треском сокрушающий скалы, ни землетрясение, ни огонь не заставляют его закрыть лицо. Но только веяние тихого ветра, открывающего тихий свет Преображения, грядущую победу над смертью, любовь Господню.

Ревность Илии – поистине до смерти. Для него лучше умереть, чем видеть каждодневное поругание святыни народом, слишком быстро забывающим о своём покаянии. Его молитва о даровании ему смерти напоминает молитву многострадального Иова об Искупителе, и оказывается молитвой о взятии его живым на небо. Разумеется, он не может об этом и помыслить. Но Господь забирает его в таинственной огненной колеснице в огненном вихре на небо. Таким пламенным гневом исполнена молитва Илии к нечестию мира, что возносит к небу не только его душу, но и тело. Господь принимает его на небо, чтобы Самому сойти на землю в гласе хлада тонка для спасения всех людей от зла и от смерти.

Протоиерей Александр 
ШАРГУНОВ