Не в первый раз задаюсь вопросом, почему поколение нынешних выпускников знают школьную программу хуже, чем поколение их даже не родителей, а бабушек и дедушек? Почему учебный материал, изученный 2-3 месяца назад, не удерживается в голове, даже если умственные способности ребёнка вполне достаточные для освоения школьной программы?
Почему подростки так примитивно, со скрипом формулируют свои мысли, даже если думают в правильном направлении? Огромной бедой многих современных подростков является безволие, отсутствие учебной мотивации, нецеленаправленная деятельность, импульсивность поведения, неумение предусмотреть последствия своих действий.
У таких подростков при нейропсихологическом обследовании выявляется нарушение функционального взаимодействия различных зон коры головного мозга. (Эту ситуацию можно сравнить с футбольной командой, участники которой бегают по полю каждый сам по себе – никакой слаженной игры, тем более победы, не будет.) И что самое главное, у всех школьников, слабо справляющихся с программой, отмечена недостаточность согласованного функционирования лобных долей. А именно лобные доли отвечают за смысловое построение речи, регуляцию мыслительной активности, направленную на решение актуальных проблем, мотивационную деятельность, контроль поведения.
Необходимо отметить, что функциональное формирование лобных долей происходит уже после рождения ребёнка в результате получения разнообразного жизненного опыта.
Формирование высших, произвольных форм регуляции поведения, дающих возможность реализовывать сложные, целенаправленные виды деятельности, тесно связано с развитием регулирующей функции речи. Мышление и речь тесно связаны между собой: активная устная речь формирует мышление, мышление, развиваясь, совершенствует речь. И всё это при активной согласованной работе всех отделов мозга.
За последнее десятилетие устная речь агрессивно вытесняется из учебного процесса. Проверка знаний по устным предметам заменяется проверкой рабочих тетрадей, в которые надо всего лишь вписать нужные слова из параграфа. В рабочих тетрадях по геометрии (вдумайтесь, это предмет, формирующий пространственное мышление, доказательность, аргументированность мышления) решение задачи уже напечатано, от школьников требуется лишь вписать нужные углы или стороны. Что же сетовать, что молодые специалисты не умеют ставить перед собой задачи, не могут самостоятельно составить алгоритм решения заданной проблемы?
Единственная возможность вырваться из этой интеллектуальной ямы – возвращение в школу устных экзаменов. Давно уже пора вернуться к проверенной десятилетиями системе устных переводных экзаменов, которые сдавались по окончании каждого класса. Ведь именно те, кто ежегодно сдавал экзамены по билетам, восстанавливали страну из послевоенной разрухи, строили ракеты, осваивали космос, обеспечивали разведку и разработку тех ресурсов, которые мы до сих пор успешно поставляем на экспорт.
Считаю, что единственной ошибкой советского образования было то, что, выращивая человека-творца, духовное воспитание подменялось верностью руководящей партии. Поэтому многие образованные, талантливые люди, не имея духовной связи со своим народом, так легко поменяли верность отечеству на верность тем, кому выгодны рабы-потребители, бездумные исполнители чужой воли, не умеющие наблюдать, анализировать, делать выводы. Ведь потребитель бездумно заглатывает привлекательную наживку, не догадываясь, на какой крючок его поймают. Именно такие потребители становятся массовкой на всевозможных сомнительных акциях, садятся за руль заминированных автомобилей, надевают «пояса смертников». Кому выгодно плодить таких потребителей?
Екатерина КУЛЕБЯКИНА,
детский врач-психиатр,
врач высшей категории