Житель Самары Виталий Алексеевич Симонов является заслуженным строителем России, почётным гражданином города. В 1995 году силами своего 11-го строительного треста он восстановил в селе Екатериновка Безенчукского района старинный Троицкий храм.
Архиерейская уха
Приезжая в епархиальное управление, Виталий Алексеевич рассказывал поучительные истории «со строительной площадки». Вот одна из таких историй.
– 4 сентября 1993 года в Екатериновку на освящение деревянной временной церкви должен был приехать епископ Сергий. Естественно, мы начали готовиться к этому событию. Знали, что владыка приедет не один, служить с ним будут священники, диакон, иподиаконы, певчие. Знали, что владыка монах и мясо не ест. Значит, нужна рыба.
Моя жена Ольга Сергеевна обратилась к главе села Ивану Михайловичу Севастьянову за помощью. Он выслушал и сразу предложил поехать в бригаду рыбаков, которые вели промысел за селом Кануевкой.
Приехали в бригаду. Бригадир, его звали Владимир, был на берегу у баркаса с сетями. Поодаль от берега расположились многочисленные покупатели – дожидались, когда рыбаки выберут из сетей улов.
Ольга Сергеевна подошла к бригадиру и объяснила суть дела. Величественный Володя ответил:
– Какой владыка? Это я тут владыка! Ты видишь, сколько народу тут ждёт. Пошла ты со своим владыкой!
Ольга Сергеевна ответила:
– Я-то пойду, я такая же грешная, как многие. Но вот куда ты пойдёшь вместе со своим промыслом. Ты ловишь дары Божии, обогащаясь ими, и так себя ведёшь.
Разворачивается и уходит.
Стоявший рядом покупатель, явно желая поддержать бригадира, тоже послал её подальше. Но тут Ольгу Сергеевну догнала женщина, которая убиралась в хозяйстве бригады, и сказала: «Спасибо вам, что вы урезонили этого распоясавшегося бригадира».
Рыбу тогда мы купили в городе Безенчуке.
Владыку встретили и проводили достойно.
На следующий день рыбаки из Володиной бригады обнаружили, что невод намотан на винт баркаса. Да так плотно, что никакие усилия рыбаков снять его не увенчались успехом. Баркас пришлось тянуть катером в док, в Самару, где невод просто срезали.
Бригада была вынуждена покупать новый невод за свой счёт и целый месяц в путину не работать.
Бригадир Володя жил без семьи, у своей сестры, которая обустраивала его быт. Готовила пищу, стирала одежду, ремонтировала её, убиралась в доме. Так вот, эта женщина примерно через неделю ехала в кабине само-свала. Навстречу им двигался автокран. Внезапно крюк троса, который крепится за передний бампер, слетает, стрелу ведёт в сторону, и она, пробив лобовое стекло самосвала, сносит кожу с волосами на голове несчастной женщины.
Женщину отвезли в больницу. А Володя, сразу потерявший своё величие, уже не рыбачил – он вынужден был каждый день посещать сестру, готовить еду, стирать…
Покупателю на берегу, который поддержал бригадира, также посмеявшись над владыкой и церковными людьми, повезло меньше. Его сын на автомобиле попал в аварию и погиб на месте.
Прошло три года.
На Духов день мы готовили восстановленный храм во имя Святой Троицы к освящению. Ждали владыку Сергия. Подготовку обеда для высоких гостей настоятель поручил прихожанину Василию Некрасову.
Василий Андреевич собрался и поехал в рыболовецкую бригаду. Подошёл к Володе и говорит: «Вот завтра будет освящение храма, приедет владыка. Продай рыбу»
При слове «владыка» Володя переменился в лице, бросил все дела и пошёл с Некрасовым к холодильнику. Открывает и говорит:
– Выбирай сам сколько надо.
Некрасов отказался, тогда Володя сам выбрал самую лучшую рыбу. Потом зашёл в другой отсек. Достал несколько рыбин стерляди, отдал и сказал: «Какая же уха без стерляди».
Деньги брать наотрез отказался.
Но главное, конечно же, было не в рыбе. Люди заметили: Володя-бригадир стал добрее душой, милосерднее к бедным, уважительнее к пожилым.
«Настрадался – и исправился! – сказали в селе. – Слава Богу!»
Христос
в государственном банке
В 2010 году самарский художник Рудольф Николаевич Баранов получил письмо от начальника самарского отделения Центробанка Виктора Александровича Данилина с просьбой «восстановить историческую справедливость» и написать вновь для банка утраченную после революции икону Спасителя и портреты царской семьи.
В письмо была вложена ксерокопия дореволюционной фотографии (1913 года), где на парадном снимке в зале Самарского отделения Госбанка на улице Дворянской (ныне ул. Куйбышева) были запечатлены сотрудники Госбанка под большой иконой Христа Спасителя, находившейся в самом центре просторного зала. Этот образ находился в здании банка с момента его постройки в 1898 году под руководством известного архитектора Александра Александровича Щербачёва.
До революции перед иконой Иисуса Христа и портретами императорской четы приносилась торжественная присяга в виде «клятвенного обещания» служить «верно и нелицемерно» его императорскому величеству, соблюдать указы, инструкции, «поступать благопристойно».
Большевики сохранили банк как финансовое учреждение, но икону Спасителя и портреты царя с царицей сорвали, судьба их неизвестна. Сохранившаяся арка, в которой находилась икона Спасителя, словно напоминала все эти годы об утраченном державном прошлом.
И конечно же, никто не мог предположить, что здесь когда-то вновь может появиться светлый лик Спасителя и портреты последнего самодержца Российского и его супруги.
Но Господь рассудил иначе.
– Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил меня создать икону Спасителя и портреты царствующих особ, – рассказывал Рудольф Николаевич Баранов. – Фигуру Спасителя я решил сделать даже больше, чем она была до революции. Это диктует архитектура зала и арка, где раньше была икона. Я сделал пять эскизов иконы Спасителя. Один из них Виктор Алексеевич Данилин утвердил и вывесил в помещении банка с предложением ко всем сотрудникам высказаться, восстанавливать иконы или нет на их историческом месте. Восемьдесят процентов сотрудников высказались за.
Но потом на должность, которую занимал Данилин, был назначен другой человек. Он предложил Баранову забрать свои эскизы. Расстроенный художник так и сделал, но один эскиз всё-таки оставил – на память.
Когда Главное управление Центрального банка РФ по Самарской области возглавил Константин Юрьевич Суриков, он случайно увидел тот памятный эскиз и приехал к Баранову в мастерскую. Посмотрел все эскизы и один из них утвердил.
– Написать шестиметровую фигуру в условиях мастерской и без лесов очень сложно, – рассказывал Рудольф Николаевич. – Я уже был готов отказаться от дальнейшего исполнения этого большого замысла, но тут я где-то прочитал, что знаменитый художник Василий Иванович Суриков своё четырёхметровое плотно «Боярыня Морозова» писал в небольшой мастерской, сматывая и разматывая холст. Точно так же писал свою знаменитую Бородинскую панораму русский художник Франц Алексеевич Рубо.
Так же стал делать и я – икону Спасителя размером 6 на 2,5 метра писал по частям. За образец взял объёмное афонское письмо настенных росписей Храма Христа Спасителя.
Четыре года трудился художник. К марту 2013 года работы по воссозданию иконы Христа Спасителя и портретов государя и его супруги были завершены. До торжественного открытия их завесили покрывалом, спрятали от посторонних глаз.
– Мы ждали какого-то особого события, чтобы к нему приурочить торжественное открытие иконы и картин, – рассказывал начальник Главного управления Центрального банка России по Самарской области Константин Юрьевич Суриков. – Знакомый монах мне сказал: «Жди, и в нужное время всё исполнится!»
Когда я узнал, что в Самару приезжает великая княгиня Мария Владимировна Романова, сразу появилась мысль открывать икону в её присутствии…
15 ноября глава Российского Императорского Дома великая княгиня Мария Владимировна Романова (праправнучка императора Александра Второго) приехала в банк. В торжественной обстановке, в присутствии персонала банка и многочисленных гостей были открыты икона Христа Спасителя и портреты царя Николая Второго и царицы Александры Феодоровны…
Посмотреть на святыню приезжают из многих регионов России и ближнего зарубежья.
Олег Иванович БЕДУЛА