7 июня – день Святой Троицы, Пятидесятница
На утрени Пятидесятницы читается Евангелие о явлении воскресшего Христа среди учеников. Он преподаёт им мир и показывает руки и ноги, и рёбра Свои. Мы видим чудесную перемену учеников – от оставленности и одиночества к общению с Богом и друг с другом.
Мы не должны забывать, что явление воскресшего Господа совершается в Святом Духе. Оно предполагает веру. Иначе говоря, способность к принятию Духа Святого, без Которого никто не может назвать Иисуса Господом (1 Кор. 12, 3).
Дух Святой – Утешитель, Который исполняет нас мужества быть свидетелями Истины, не боящимися вражды мира, ибо согласно обетованию Христову, «Утешитель, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).
Дух Святой – Утешитель. Он совершает наш переход от печали по смерти нашего Господа к радости о Его прославлении и вознесении одесную Отца: «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу, ибо Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28). Дух Святой – присутствие Божие в наших самых сокровенных глубинах.
То, что было истинным для первых свидетелей Воскресения, остаётся истинным и для каждого из нас. В Духе Святом Господь утешает нас: «Да не смущается сердце ваше и не устрашается» (Ин. 14, 1). «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Таково условие, поставленное Господом каждому верующему в Него. Если он бодрствует, страшась «оскорбить Святого Духа Божия, Которым он запечатлён в день искупления» (Еф. 4, 30), не отступая от предписаний Господних, он станет жилищем Пресвятой Троицы. Все заповеди Божии сводятся к одной: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 12–13).
Эта любовь – дар Святого Духа, ею хранится в Церкви «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3): «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, 11). Святые отцы говорят, что Бог открывается нам в Трёх Лицах как Личная Жизнь, которая сообщается нам. В Боге – тайна общения, дара самоотдающей любви. Эта тайна Троицы является самой существенной для человеческих отношений. В основании всего – Превечная Троичная Любовь, превосходящая всякое наше разумение.
Это единство и общение прообразуются в Пятидесятницу собранием представителей всех народов Средиземноморья, как повествует книга Деяний. Все крещёные были в едином Духе, и люди «из всякого народа под небом» свидетельствовали: «Мы слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих» (Деян. 2; 5, 11). Радость о Духе Святом выливается в хвалу Богу за дар единения в любви, преодолевающей разделение всех грехом. Апостолы, первыми вкусившие от этой радости, будут безотлагательно посланы в мир, как только Церковь наполнится великим ветром с небес. У них не будет иного служения, кроме как донести до всех этот Божественный огонь, плод Крестной любви Господа Иисуса Христа: «Кому простите грехи, тому простятся».
Где покаяние, там наши измены не пугают Господа. Он покаянием всех нас принимает всегда, ибо «дары Божии непреложны» (Рим. 11, 29). Чтобы мы помнили, что «не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, дабы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5, 21).
Потому, восходя в покаянии и страшась теплохладности, будем постоянно помнить, что Крестною смертью Христовой – «древнее прошло, теперь всё новое» – Его Воскресением. «Все же от Бога Иисусом Христом, примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения». Поистине через каждого из нас Бог хочет обратиться к миру: «От имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5, 19–20).
Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26), исцеляя наши немощи, освящая всё наше естество. Наше общение с Ним и Его с нами – нормальное условие христианской жизни. Вне этого общения не может быть никакой жизни со Христом, достойной такого именования.
Этот зов примирения и общения, с которым Бог посылает Своих учеников, не всеми будет принят. Может быть, нашей Церкви, знающей, каким бывает противостояние мира, скоро снова придётся услышать то, что услышали первые свидетели Пятидесятницы: «Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?» (Деян. 5, 28). О если бы все христиане, когда наступят последние гонения, единым сердцем могли воззвать ко Господу: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое» (Деян. 4, 24, 25, 29). Чтобы по молитве Церкви «поколебалось место, где они были собраны, – вся земля – и исполнились все Духа Святаго» (Деян. 4, 31).
Церковь – длящаяся Пятидесятница. Полнота её торжества будет в день Второго Пришествия Христова, предваряемого явлением Его Креста, знамением Его Крестной любви.
Протоиерей
Александр Шаргунов