Постковидные мысли
Когда вокруг тьма
Святитель Лука Войно-Ясенецкий писал: «Когда придёт день Страшного Суда, Господь не спросит никого из нас, ходил ли ты на богомолье, не спросит, поклонялся ли ты во Иерусалиме гробу Моему? Был ли ты девственником? Этого не спросит, спросит только одно: творил ли ты милостыню? Творил ли ты дела милосердия?».
В наши непростые времена, когда на Суде Божьем может оказаться каждый из нас, ежедневно я читаю о людях, которые помогают другим. Они разные, с разными убеждениями и живут в разных странах. Объединяет их одно – неравнодушие к чужой беде. Они не ссылаются на тяжёлые обстоятельства, не говорят, что «пускай государство о них заботится», а просто идут и помогают. И за их жертвенное сердце помилует нас Господь.
В «бездуховной» Америке основатель и гендиректор компании Twitter Джек Дорси пожертвовал 1 миллиард долларов на борьбу с коронавирусом. Спустя непродолжительное время стало известно, что этот человек, сделавший самое большое пожертвование в мире, намерен передать всё своё состояние на благотворительность. На вопрос, зачем он это делает, он просто ответил, что хотел бы увидеть изменения ещё при своей жизни.
Когда пандемия пришла в Москву, молодой врач Валерий Епишов продолжил выполнять свой долг на своём рабочем месте в больнице, оказавшейся в «красной зоне». Его жена тоже врач, работает в другой столичной клинике. С началом пандемии её отправили в отпуск. Ей позвонили и сказали, что больных всё больше, врачей не хватает, надо выходить. Она позвонила мужу, объяснила ситуацию. Естественно, он был против и сказал: «Ни в коем случае, сиди дома!» – «Чего мне сидеть дома? Я тоже медик, я хочу быть полезной». И не послушалась. Сейчас оба работают с заражёнными, после суточных смен ночуют в разных гостиницах, общаются друг с другом по телефону и с помощью СМС.
21 летняя студентка 4-го курса Пермского медуниверситета Ксения Мякишева работает медсестрой в коронавирусном отделении первой медсанчасти. В университете ей предоставили выбор – стать волонтёром или пойти работать в отделение для больных коронавирусом. Она сразу решила, что будет ухаживать за больным. Её жених поддержал свою избранницу и пошёл добровольцем работать в «красную зону». Они считают, что сделали правильный выбор, мечтают летом пожениться и сыграть скромную свадьбу в кругу семьи.
Епископ Бийский и Белокурихинский Серафим вместе с волонтёрами и сотрудниками социального отдела епархии фасует продуктовые наборы, которые потом развозятся нуждающимся пожилым, ветеранам и многодетным семьям. А митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор во время пандемии стал волонтёром и вместе с православной службой милосердия два-три раза в неделю доставляет необходимые продукты многодетным семьям и старикам, оказавшимся на карантине. Потому что добровольцев не хватает, а помощь нуждающимся нужна всё больше и больше. Вот и помогает.
Вспомнились слова поэта Аполлона Майкова:
Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звёзды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог...
Лакмусовая бумажка
Перед Пасхой разговаривал с одним прихожанином из нашего храма, который ходит в церковь уже много лет. Естественно, нас волновало, сможем ли мы попасть в храм на Пасху, и вообще, как теперь ходить на службы и вести нормальную духовную жизнь. Во время разговора он сказал: «Эта Пасха, как лакмусовая бумажка, покажет, где овцы, а где козлищи», имея в виду, что истинные православные – это те, кто, невзирая ни на какие запреты, полицейские кордоны и опасность заразиться, придут в храм на службу, будут стоять с зажжёнными свечами и радостно кричать: «Христос Воскресе!». А те, что останутся дома – козлищи, только с виду православные, а проку с них, как с козла молока! И все их «Христос Воскресе!» и молитвы, слёзы и радость без храма будут ненастоящими, а так – не пойми что! При этом моего церковного товарища, с которым мы дружим много лет, мало волновало, что воздержаться от посещения храма в условиях карантина его просили Патриарх и священноначалие. На моё замечание он поморщился, махнул рукой и сказал: «Да что они там, в Москве, о нашей жизни вообще знают?». Когда я спросил, готов ли он взять на себя ответственность, если из-за несоблюдения карантина станет причиной заражения, а может, и смерти своих близких и других невинных людей, он просто ответил: «Все под Богом ходим!».
Пасху я встречал дома со своей семьёй, поэтому наверняка мой знакомый сделал по этому поводу определённые выводы. И некоторые другие люди, рассуждающие подобным образом, сильно разочаровались в других, считая их чуть ли не предателями. Мне хочется спросить у этих не по разуму ревностных людей, отцеживающих комара и не видящих бревна в своём глазу: «Вы уверены, что мы говорим об одном и том же Боге?». Вы вправду верите, что Господь, который Любовь, что сожгла моё сердце и привела в храм, как безжалостный ростовщик и немилосердный судья интересуется только процентами и исполнением приговора? Нет, нет и ещё раз нет!
Я думаю, право верующих в Господа Иисуса Христа отличает не столько хождение в храм по праздникам и воскресеньям, знание наизусть молитв и уставов, а в первую очередь любовь к Богу и ближнему. Как сказал Господь – в этом закон и пророки. И ещё Он сказал, что суббота для человека, а не человек для субботы. И если случится беда, а храм будет закрыт, Господь и Пастырь мой оставит свои дела и девяносто девять других овец, и поспешит ко мне, чтобы разделить со мной трапезу, освятить мой дом и сделать себе Престол из моего сердца. Чтобы нас ничего уже не разлучило.
Помогайте своей церкви
Тем, кто недоумевает, почему священникам и работникам храма, как всем остальным гражданам, нужно платить зарплату, а самим храмам платить налоги, а также оплачивать воду и свет, дальше можно вообще не читать. А всем остальным, кто любит Бога и Церковь, я просто скажу: помогайте своим священникам и помогайте своим храмам. Сейчас им труднее всего. То, что священники делают сейчас, – подвиг не меньший, чем подвиг врачей: они так же спасают жизни, подвергаясь опасности, так же без отдыха и выходных заботятся обо всех нас, служат, молятся. И так же умирают, выполняя свой долг.
Если вам нужна духовная помощь, исповедь, причастие, вы звоните в храм, и священник к вам приезжает. Чаще всего у него большая семья и много детей, которых он тоже хотел бы видеть взрослыми, ему тоже, как нам, хочется жить, есть что терять, но он приедет и сделает всё, что должен, чтобы в вашей душе воцарился мир. В отличие от государственных служащих, врачей и социальных работников, ему никто не заплатит за вредность и сверхурочные. За ним не стоит государство, его благосостояние целиком зависит от пожертвований прихожан, а в ситуации, когда из-за коронавируса храмы оказались закрытыми, пожертвований совсем не стало.
Не слушайте истории про толстых попов на «Мерседесах» – это полная чушь! Я лично знаю множество батюшек, у многих бывал дома – большинство из них живут более чем скромно, если не сказать просто бедно. Им и раньше приходилось несладко, а сейчас буквально не на что стало кормить детей. Поэтому помогайте, как можете, заказывайте требы, подавайте сорокоусты и записки. Можно просто спросить у настоятеля: чем я могу помочь? Можно принести в храм свои соленья, варенья и разные заготовки, картошку, муку – это всё потом распределяется среди священников и работников храма, певчих и алтарников. И Бог за вашу лепту воздаст стократно.
Мы привыкли видеть Церковь в торжественных, праздничных золотых одеждах: золотые купола, золото икон, золото в облачении священника. Это не любовь к роскоши, как думают некоторые, это напоминание о победе Христа над смертью, о рае, о мире горнем, о Небесной торжествующей Церкви, где нет ни воздыхания, ни плача. А сейчас Церковь предстала нуждающейся, в ветхом рубище, с протянутой рукой. Те, кто привык в Церкви только брать, пожмёт плечами и пойдёт в другую сторону, а кто-то вообще будет злорадствовать и улюлюкать: смотрите, им плохо, ха-ха! Для лукавого сердца чужая беда – радость.
Но не смутится сердце верных, когда их мать в нужде! Они не станут ничего говорить, а просто возьмут её под руку и помогут, потому что с ними Бог.
Денис Теймуразович
АХАЛАШВИЛИ