Монахиня Иоанна - Памяти архимандрита Амвросия (Юрасова)

Архив: 

7 мая 2020 года на 82-м году жизни отошёл ко Господу основатель и духовник Введенского женского монастыря г. Иваново архимандрит Амвросий (Юрасов).В течение нескольких дней архимандрит Амвросий находился в городской больнице № 4 с двусторонней пневмонией и подозрением на заражение коронавирусом. 

Как сообщается в группе Введенского Ивановского монастыря в социальной сети «Фейсбук», утром 7 мая отец Амвросий причастился. Затем он был переведён в реанимационное отделение, где через два часа скончался.

Ещё при жизни отца Амвросия о нём рассказала в своём блоге «Некелейный разговор» монахиня Иоанна (Введенский женский монастырь, г. Иваново):
Духовник Свято-Введенского женского монастыря архимандрит Амвросий (Юрасов) родился на Алтае 8 сентября 1938 года. Десять лет его жизни связаны с Троице-Сергиевой Лаврой. Закончил Московскую православную духовную семинарию и академию, во время учёбы принял монашеский постриг, был рукоположён во иеромонаха, после окончания учёбы был направлен в Почаевскую Лавру, где пять лет был в числе братии – служил, исповедовал, проводил экскурсии. В 1981 году, когда власти намеревались закрыть Лавру, на время ушёл в Кавказские горы. С 1983 года служит в Ивановской епархии. Первый приход – с. Жарки, сюда к игумену Амвросию приезжали студенты, московская интеллигенция, которые и образовали по благословению своего духовника общество «Радонеж». В ноябре 1985 года о. Амвросий был переведён в село Красное под Палехом, через несколько месяцев в Иваново, в кафедральный собор. В 1988–1990-х годах духовные чада о. Амвросия активно боролись за возвращение Введенской церкви верующим: были и хождения по инстанциям, и голодовка. Так Введенская церковь вновь стала действующей, образовалась православная община, которая в 1991 году была преобразована в женский монастырь.

Архимандрит Амвросий написал 10 книг: «Яко с нами Бог», «Православие и протестантизм», «Исповедь: в помощь кающимся», проповеди «Слово утешения», «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», «Во дни поста» (рецепты православной кухни с проповедями архимандрита Амвросия), «О вере и спасении» (т. 1-2), «Монастырь», «Господи, благослови» (для детей).
Многие книги о. Амвросия переведены на сербский, польский, румынский, чувашский языки.

Отношение к о. Амвросию в народе и среди духовенства разное: от неприятия до причисления к старцам. Думается, как всегда, правда находится где-то посередине. Отец Амвросий из «простецов», он сам о себе говорит: «колхозник» (в колхозе никогда не был, но, вероятно, этим подчёркивает свою близость к народу). Речь о. Амвросия образная, батюшка любит пословицы, сравнения – «примерчики», как он говорит, всё для того, чтобы было понятнее, доступнее. Конечно, о. Амвросий не богослов, он – популяризатор, миссионер, потому и к книгам, проповедям и статьям о. Амвросия нужно относиться соответствующим образом. Тот, кто это понимает, находит в книгах архимандрита Амвросия не только простоту, незатейливость, но и искренность, пастырский опыт и веру.
Недавно один из сугубо светских журналов попросил о. Амвросия статью о колдунах и целителях. Вот что получилось.

Как рыбка на крючке

«Прелестно», «прелестная песенка», «прелестный ребёнок» – мы слышим и радуемся: нас похвалили. Скажите вы это слово христианину, он расстроится. Почему? Да потому что корень в этом слове «лесть», «ложь». И когда человек ложь принимает за истину, это называется прелестью.
Знаю одну женщину. Сейчас она настоящая верующая христианка. Но прежде чувствовала в себе странные способности, своего рода болезнь: прикоснётся к металлу и падает. «Скорая помощь» увозит её в больницу. Какой-то врач посоветовал: «Вам надо лечить людей». Она спрашивает: «А как?» – «У Вас огромный избыток энергии. Прикасаетесь к железу, и Вам становится плохо. А Вы должны прикасаться к людям, делать им массаж, лечить». И она мне рассказала: стала лечить людей, устроилась массажисткой. Прикасалась к телу человека – и сразу все его болезни чувствовала в своём теле. Печень, сердце, почки, головные боли. Начинала его массировать, разминать и своим телом чувствовала, что его боль проходит.

Когда прикасалась к другому человеку, то болезни второго вытесняли недуги первого. И второго она массировала, и снова боль убирала. Через неё проходило до шестидесяти человек в день. А когда принимала последнего, его боль в ней оставалась, и она мучилась. Стала воду молитвой наговаривать, опускала туда крест, ей стало легче народ лечить.
Пришлось с ней очень много беседовать, убеждать, можно сказать, вести борьбу с демонами, захватившими её в свой плен. Было сложно, потому что она находилась в прелести, была убеждена, что у неё великий дар от Бога и что она лечит людей только во славу Божию. Она не уставала повторять: «Я, батюшка, много людей вылечила от этой болезни, от другой, от третьей...» Клиентов у неё за миллион. «Всех, – говорит, – и от всех болезней лечу». – «Вот, – отвечаю ей, – в этом и весь секрет твоего “успеха”, вернее, падения. Ты незащищённая, безблагодатная, поставила себя на место Бога». Она мне на это: «Но через меня же Бог лечит!» – «Заметь, что вся слава при этом не Богу, а тебе. Ты себе приписываешь: я вылечила». Осуждает врачей, подарки любит получать. А святые отцы, наделённые Богом даром исцеления, были безсребрениками, денег не брали и свой карман не обогащали. «Даром получили, даром отдавайте», – эту заповедь они соблюдали неукоснительно. Да и почему ты решила, что через тебя лечит Бог? Ты что – святая?

Смотришь по телевидению, в газетах: «Я – колдунья четвёртого-пятого поколения. Лечу от испуга, сглаза, винопития, исцелю от всех болезней, дам удачу в любви и бизнесе».

Когда целитель пишет о себе в газете, что он маг или экстрасенс, это одно – ясно, что он может принести вред. Но когда целитель говорит, что он сам будто бы ходит в церковь, прикрывается иконами и свечами, это многих может сбить с толку.

По телевидению проводились целые серии сеансов «исцелений». Люди за деньги, и немалые, брались на расстоянии излечить многолетние людские недуги. На экране алтарь, служит священник, горят свечи, какой-то человек в костюме, а перед ним женщина на коленях. Он над её головой яйцом выкатывает болезни. Льёт воск. А в Апостольских правилах сказано: «Все восколеи и оловолеи двадцать лет да не причастятся». А все, кто ходят лечиться к знахарям, к экстрасенсам вместо того, чтобы идти в церковь на исповедь, «шесть лет да не причастятся». Какова цель строгости этих правил? Церковь не отвергает медицину, она признаёт многие её методы, кроме тех, что вторгаются в душу человека.

Когда человек живёт в грехах, утопает в пороках и страстях, он грехами удаляет себя от Бога, находится вне Церкви, во власти дьявола, и после смерти его ожидают вечные адские муки. К сожалению, об этом он даже не думает. Бывают у него болезни, скорби и всякого рода неприятности. Но он бежит не к Богу каяться в грехах, а ищет бабку, чтобы та заговорила «от порчи, от сглаза», исцелила. Надо сказать, что хозяин таких «целителей» только на время освобождает человека от болезни, потом они возвращаются с новой силой. Самое страшное – от якобы исцелённого человека отходит благодать Божия.

Прежде чем лечить тело, надо вылечить свою душу. А если душа остаётся больной, мёртвой, то она не способна находиться в церкви, воспринимать Слово Божие, она не переносит колокольного звона. У такого человека и душа мучается, и тело.

В Иванове я как-то увидел одного человека. Он подошёл ко мне в монастыре брать благословение, чтобы лечить. Спрашиваю:
– А как ты лечишь?
Он принёс с собой два больших плаката, которые наклеил на фанеру.
– Я выхожу на улицу и там на людном месте ставлю свою рекламу. Говорю, что за восемь секунд любую болезнь вылечу за определённую сумму – восемь тысяч.
Говорю ему: 
– И что, бывает, что вылечиваешь болезни?
– Ну а как же! Иначе я не стоял бы там!
– А может, ты и в залах выступаешь?
– Да, бывает, и зал снимаю.
– Наверное, денег много набираешь? А не бывало ли у тебя такое, что хотели у тебя деньги отнять? Например, в зале.
– О! Видите, у меня большая красная сумка? Она всегда открыта, в ней молоток. В случае чего, я сразу его выхватываю и по ключицам бью! Отбиваю руки так, что нападающий их уже не поднимет.
– Как же совместить: ты человека лечишь и сразу же калечишь?
Вот такие несовместимые вещи можно встретить у «целителей»: одной рукой в церковь идти благословляют, другой – в погибель толкают.
Когда человек обращается за помощью не к Богу, а к экстрасенсу, колдуну или бабушке-знахарке, те, хотя и ничего не знают, всё же помогают. Почему? Человек в это верит, и по вере своей и получает. И так человек запутывается в демонических сетях, что порой не знает, как ему из этого состояния выйти.

Спрашивают: почему приметы сбываются, например, если дорогу перебежала чёрная кошка, обязательно будет неприятность. Будет. А знаете почему? Потому что мы в это верим. Господь, когда к Нему обращались, просили помочь, всегда спрашивал: «А веришь ли? По вере твоей будет». Хотя наша Россия и православная, дух суеверия, язычества остался. И народ верит: икнул – кто-то меня вспоминает; чихнул – правду сказал; в ухе зазвенело – известие будет; нос зачесался – к выпивке; ладонь – к деньгам; кошка дорогу перебежала – несчастье; паук опустился – известие будет; ложка со стола упала – женщина придёт, а ножик – мужчина… И масса других примет. 

Каждому естественному проявлению мы придаём особое магическое значение.

Однажды приходит ко мне девушка и говорит: «Батюшка, вот Вы говорите, что в гороскопы верить не надо, а там, оказывается, всё правда. Ко мне подошли цыгане, продали золото, а золото оказалось поддельным. А потом я прочла в гороскопе, что в этот день у меня могут быть неприятности с золотом». Вот бес её на этом и поймал. Стала она специально выписывать газету, гороскопы читать. В другой раз вычитала, что ей надо быть осторожной с документами. Поехала она на одно предприятие, пока ждала в приёмной, другая посетительница по неосторожности прихватила её документы. Целый час она их искала. Хорошо, та женщина оставила их на проходной, увидела, что чужие прихватила. И много с ней таких случаев было. Сложно ей потом было гороскопы оставить, ведь если уже принял ложь за истину, заглотил, как рыбка, наживку, чтобы сорваться с крючка – освободиться, нужно приложить немало усилий.