29 июня 1945 года, 75 лет назад, достигнуто соглашение между СССР и Чехословакией о присоединении К СССР Закарпатской Украины
Закарпатская Украина отошла к Советскому Союзу вместе с автономией русинов, которые сегодня борются за её восстановление
Нам ведь казалось, что выражение «национальный гнёт» ушло вместе с понятием колониализма, с Британской да Османской империями, а применительно к так называемой Советской империи – это было даже говорить смешно: живы ещё люди, которые помнят, как процветали Грузия, Молдавия, страны Прибалтики в составе СССР – как у Христа за пазухой! И во многом – за счёт русского народа, который ни у одного нормального язык не повернётся назвать «угнетателем». Особая статья – Украина.
Уместно вспомнить, что 11 апреля 1942 г. вышел дьявольский приказ Гитлера о религиозной политике на оккупированной территории Советского Союза. «Наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола», говорилось в указе. Именно по той же проверенной методике действуют сегодня враги Украины и России. Мы в России привыкли считать, что на Украине чем западнее – тем больше национализма, тем сильнее тяга к вхождению в ЕС и в НАТО… В реальности же на самом западе Украины – в Закарпатской области – идёт борьба карпаторусского народа за свою национально-религиозную самобытность с попыткой опереться на единство славянского и Русского мира. Карпатороссы, русины, являющиеся, по сути, ветвью русского народа, составляют около 700 тысяч человек, то есть две трети населения Закарпатской области. Жовто-блакитная Украина не признаёт закарпатских русинов как нацию, хотя они признаны таковой во всём мире, включая Россию. Но ведь Россия – наследница СССР. Выходит, мы по праву победителей присоединили эти исторические земли, а помочь уберечь их дух, национальную и политическую самобытность – не смогли.
На вершинах Карпат особенно ясно видится неизбежный ход истории, который порой забывается и киевскими гетманами в политических распрях, и московскими политиками, запаздывающими в принятии нужных решений. Ныне более 60 % русинов Закарпатья являются православными, а 3 % – греко-католиками. Убеждённым борцом с национализмом за восточное славянское единство всегда выступал о. Димитрий Сидор – настоятель Крестовоздвиженского собора в Ужгороде. Храм, построенный по проекту отца Сидора, считается православно-христианской твердыней в Закарпатье – естественном форпосте Православия в окружении преимущественно католических стран Европы и областей Украины. Когда я сюда приезжал, о. Димитрий рассказывал, что облсоветом принято решение признать русинскую национальность Закарпатья, но потом началось такое давление из Киева… «В Закарпатье возможен "косовский вариант" развития событий, и произойдёт это, я подчёркиваю, только по вине властей Украины, которые ведут себя как татаро-монголы». Вот он, голос русинского народа! За это о. Димитрий пострадал, суд Закарпатской области признал его виновным в посягательстве на территориальную целостность Украины и приговорил к трём годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года. Высший специализированный суд, который заседал дважды, оставил приговор в силе, осуждённого лишили его конституционных прав. Дело было передано в ЕСПЧ в Страсбург... Сам о. Димитрий при осторожной беседе горько сетовал, что русины не получают никакой политической, моральной помощи от России.
Группа русинских и русских писателей Закарпатья в количестве пятнадцати человек подали коллективное заявление о вхождении в состав Союза писателей России, разработали свой устав и ждали положительного решения. Писатели России были готовы заявить: мы с вами, братья-русины! Но начались гонения, перекрытия границ, преследование Русского мира как такового… А ведь эти писатели считают себя наследниками просветителя Духновича.
Александр Духнович родился весной 1803 года в селе Тополя, близ Снины. По семейному преданию, которое Александру Духновичу в двенадцатилетнем возрасте рассказал его дед, их род имел российское происхождение. Дед поведал Александру, что их предок происходил из Москвы и имел фамилию Черкасский. Он был одним из предводителей Стрелецкого бунта, после подавления которого ему удалось бежать в Карпаты, а потом в Венгрию. Там он поселился в горах, назвавшись Духновичем. Александр Духнович продолжил обучение в Ужгородской школе, на мадьярском языке. В 1838 году его назначили нотариусом Ужгородской консистории Мукачевской епархии, он получил доступ к богатым библиотекам, где содержалось много литературы на русском языке. Духнович занялся изучением истории родного края, русинским языком, богословием, драматургией, стал сочинять стихи. Он стоял у истоков национального возрождения Подкарпатской Руси.
Стихотворение А. Духновича (1850) стало гимном русинов и знаменем борьбы за свою культурно-национальную автономию:
Я Русинъ былъ, есмь, и буду,
Я родился Русиномъ,
Честный мой родъ не забуду,
Останусь его сыномъ…
Русины должны оставаться сынами своего рода и Русского мира!
Александр Александрович
МОСКАЛЁВ