Протоиерей Артемий Владимиров - Венчание

Архив: 

До венчания будущие супруги должны хранить себя в чистоте. Во время таинства под ноги брачующимся полагается чистый белый плат в знак того, что в идеале жених и невеста должны встать на первый снег супружества девственниками. Сегодня, к сожалению, довольно редко можно встретить подобную голубиную пару.

 

Современная молодёжь и слушать об этом не хочет. Но я как священник знаю, что именно по причине несохранения чистоты до брака здание супружеской жизни может, подобно карточному домику, очень быстро развалиться.

За несколько дней до совершения Таинства венчания священник обязан исповедовать жениха и невесту не формально и очень глубоко. Как он примет клятвы супружеской верности, если не знает, кого венчает? Может быть, жениха в Харькове ждёт жена с тремя детьми, а в Москве он обратился к батюшке с просьбой о венчании… Если беззаконие всё же совершится, то вся вина ляжет на священника.

О зарегистрированном браке обычно говорят: «Я в законном браке». На самом деле, для людей крещёных законным является только венчанный брак, Богом скреплённый и освящённый. А по отношению к сожительству современный человек применяет словосочетание «гражданский брак». Иногда приходится слышать:
– Батюшка, мне сложно ответить на ваш вопрос, у меня есть законный муж и гражданский...
– Как это понять?
– Ну так, законный мне уже не муж, а с моим гражданским супругом мы живём нерасписанные...

Брак, по определению римского права, есть добровольный союз любящих друг друга, свободных мужчины и женщины, объявленный обществу. Раньше после венчания совершалась регистрация в церковных метрических книгах. Сейчас это совершается в государственных инстанциях. Роспись в ЗАГСе, конечно, имеет большое значение, но для крещёных людей законным основанием супружества служат только Божие благословение и клятвы взаимной верности.

Когда батюшка подходит к жениху и невесте и говорит им: «Соедините ваши руки», внимательно понаблюдайте, как они это делают. Современные невесты очень быстрые, практичные, знающие жизнь, сами берут жениха за руку. А должно быть наоборот: жених должен возложить свою руку на руку невесты в знак главенства, в знак того, что он кормилец и заранее согласен работать на четырёх, а может, и на семи работах, в знак того, что он готов быть «бурлаком на Волге» и тянуть баржу, в которой сидит супруга и погоняет: «Побыстрей! Ну что так медленно! Побыстрей!»

…Жених и невеста стоят перед священником. Никогда люди не бывают так прекрасны (разве что при монашеском постриге)! Сердце невольно замирает, ведь они подобны Адаму и Еве, только что сотворённым Богом, введённым в рай и исполненным благих надежд.

Священник выносит перстни. По русскому обычаю на перст жениха должен быть надет серебряный перстень, а пальчик невесты венчает золотое колечко. Но и два золотых колечка – не преступление, главное, чтобы человек был хороший. Серебряный перстень на руке жениха напоминает ему о том, сколь слаба и немощна его избранница, слабый, прекрасный пол, словно луна, которая находится в полной зависимости от солнца. Супруг, видя это серебряное колечко, исполняется мужества, готовности опекать, лелеять свою избранницу. Кольцо на руке жениха указывает, что муж имеет Богом данную власть любви над своею женою. На безымянном персте невесты кольцо золотое, ибо оно есть память о муже. Муж – защитник своей супруги. Когда муж рядом, тогда она спокойна и мирна. Колечко на руке невесты указывает на то, что муж вверил ей власть над всем хозяйством, имением, отныне она вступает в обладание, распоряжение и мудрое управление имуществом. Жена, по Библии, помощница мужу своему.

Женщина в храме, а также во время совершения Таинства венчания, должна стоять с покрытой головой. Бог даровал ей длинные власы в знак скромности, целомудрия, изящества, чистоты и мягкости души. Лицо женского пола покрывает свою главу ещё и от избытка усердия, свидетельствуя ангелам о добродетелях своей души. Итак, женщина покрывает главу свою, во-первых, как знак для ангелов, во-вторых, в ознаменование власти над нею мужа. А муж не покрывает главу, когда молится, в знак благого господства, потому что он как солнце для жены своей.

Повторим, золотой перстень на пальце супруги – это напоминание о том, что её муж – солнце, свет очей, бисер, яхонт многоценный, и он изливает на жену свет и тепло. Но сегодня такой супруг – это «археологическая редкость», и найти такого мужа нелегко.

Безымянный палец, по мнению древних арабских медиков, через нервную систему напрямую связан с сердцем. Именно на безымянный палец надевается перстень, который свидетельствует о нерасторжимости брачных уз. Золото не окисляется, так и истинная любовь не умаляется, она не должна уступать места холоду и равнодушию.

Иногда приходится слышать вопрос: «Батюшка, а где ваше колечко?» Священники носили бы своё колечко с удовольствием, но когда будущий священнослужитель Русской Православной Церкви готовится к рукоположению, епископ снимает его и полагает на престол, на котором лежит наперсный крест. Крест с престола надевается ставленнику на грудь, а колечко кладётся на престол. Происходит обручение пастыря с паствой, священнослужителя с храмом. Но, конечно, колечко не экспроприируется, оно занимает достойное место в святом углу в доме священнослужителя.
Однажды мне задали вопрос:
– Можно ли использовать для венчания колечко, уже использованное в светской брачной церемонии?

– Конечно, можно. Однако будет лучше, если впервые колечки на персты жениха и невесты наденет священник. Колечки освящаются в алтаре и окропляются святой водой. А вот давать поносить своё колечко не нужно никому, потому что кольцо – это святыня.

При обручении священник читает молитву, и мы слышим святые, исполненные глубокой силы слова: «Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Такую же молитву при обручении слышит над собою и невеста. Затем священник, прежде чем окончательно возложить на персты колечки, трижды меняет их положение на пальцах жениха и невесты в знак единства, сплочённости, дружественности, освящённой Самим Богом. Завершается обручение молитвой, которая открывает нам, что ныне брачующиеся получают от Бога особенный покров и силу. Мы слышим слова: «…И ныне, Владыко, благослови перстней положение благословением Небесным, и Ангел Твой да предыдет пред ними вся дни живота их».

В это время в руках жениха и невесты горят церковные свечи, обведённые позолотой... Тем, кто готовится к венчанию, советую найти хорошие свечи из чистого воска, либо светлые парафиновые.

Свеча – образ любви. В чём же состоит истинная любовь? Она, как свеча, тает, умаляется, даря любимому или любимой свет и тепло. Стало быть, любовь – это жертва, которую мы приносим добровольно и полагаем её к стопам любимого человека. Истинная любовь отдаёт, а не приобретает, но чем больше она отдаёт, тем больше Бог восполняет её силы. Любовь отдаёт, обогащая прежде всего самого любящего.

Венчальные свечи сохраняются супругами в течение всей жизни. Когда тело мужа или жены полагается во гроб, сохранённая венчальная свеча влагается в руку в знак того, что земные жизненные ветры не задули её пламени, что всем смертям назло муж или жена пронесли эту лампаду совместной любви и победили самую смерть. Венчальные свечи нужно хранить вместе с иконами…

Далее священник читает многознаменательную молитву, в которой воспоминаются те места из Библии, где фигурирует слово «перстень», и осмысляется этот внешний знак супружества. Если мы храним себя от грехов, то супружеское кольцо хранит нас. Венчальный перстень – это заветная святыня, не меньшая, чем нательный крест. Сметливому жениху было бы очень хорошо заранее обратиться к ювелиру и с обратной стороны одного кольца выгравировать своё имя, а на другом – имя супруги. Если кому-то от бабушки или прабабушки достанется именной перстень, то знайте, что в этом перстне заключена великая сила любви (не магическая, конечно), которую Бог даёт тем, кто благоговейно чтит память своих предков.

Венчанная семья наслаждается миром и покоем, поскольку ангел-хранитель супружества своими крылами осеняет этот союз. В доме, где жительствуют благочестивые супруги, царит священная тишина. И даже когда муж и жена разлучены физически, ангельские крылья касаются сердец благочестивых супругов, и те слышат друг друга на расстоянии. Им даётся чувство постижения души другого. Это тайна, о которой наши читатели могут узнать лишь опытно, если сами вознамерятся повенчаться.

Раньше не тотчас после обручения приступали к венчанию. Жених должен был всё обустроить – выбрать место для закладки дома, возвести его, насадить ели, берёзы (по вкусу невесты), изрыть пруд, запустить туда уток или лебедей. Словом, жених и невеста должны были прежде свить своё гнёздышко, а родители деятельно им в этом помогали.

Необходимо сказать о суевериях, существующих в отношении обряда обручения. Священник должен об этом знать и предупреждать людей, успокаивая их. Например, если палец жениха от волнения так дрожит, что колечко падает, священник должен успокоить жениха:
– Ничего страшного, не волнуйтесь, Господь с вами!

Иные суеверные люди, не имеющие зрячей веры, предпочитают устанавливать причинно-следственные связи между подобными явлениями и нравственной жизнью. То же относится и к свече. К примеру, у невесты погасла свеча, вполне возможно, по причине того, что жених так волнуется, что задувает её своим дыханием. Невеста с трагическим выражением лица смотрит на свечу. Если батюшка чуткий, он непременно снимет это напряжение, торжественно возьмёт свечу невесты и скажет:
– Вот видите, в вашем супружеском союзе весь свет и тепло жена будет получать от своего мужа!

Интересно заметить, что во время совершения Таинства венчания одинаковые свечи горят с разной интенсивностью в руках жениха и невесты. Иногда батюшка в конце таинства даже сравнит их: у жены сгорело на четыре сантиметра больше, чем у мужа... Что бы это значило? А вот что: жена сгорает в своих трудах – детишек обстирать, мужа обиходить, а он – на всём готовеньком. Пришёл домой, надел тапочки, а то и просто скинул ботинки и сел перед телевизором. У такого мужа коэффициент супружеского подвига ниже.

В соответствии с Семейным кодексом РФ, супруги сегодня могут составить брачный договор, в котором оговаривается, что, в случае развода, возьмёт себе муж, а что – жена. Может быть, в этом и есть некоторая мудрость, жених с невестой делят всё заранее, чтобы избежать судебных тяжб, но поэзии в этом, конечно, нет…

Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ,
член Союза писателей России