7 мая – неделя о самаряныне
Христос воскресе!
Как таинственен этот колодец в пустыне, у которого самарянка беседует со Спасителем! Мы знаем, что у ветхозаветных патриархов были колодцы. Авраам имел колодец, также и Исаак, и также Иаков. Вот Христос, Бог Авраама, Исаака и Иакова, отдыхает у колодца, утомлённый дорогой, и беседует о тайнах вечной жизни с женщиной, которая пришла, чтобы зачерпнуть воду.
Как часто в течение всей истории богоизбранного народа решающие встречи происходят близ тех редких мест, где вода. Речь идёт не только о том, что питает тело, но и душу. Святые отцы свидетельствуют, что Иудея и Самария – Иерусалим и гора Гаризим, о которых Христос говорит с самарянкой, – означают богооткровенный Моисеев закон и естественный закон совести человека. Моисеев закон и закон совести – колодцы в пустыни, без которых не выжить ни человеку, ни скоту, ничему живому. И вся земля иссыхает как камень там, где сплошное беззаконие. Человечество не дошло бы до Евангелия без этих колодцев, и умирающие от жажды не дойдут до Церкви без естественного закона. Потому враг рода человеческого старается засыпать даже эти колодцы. Кто упорно не желает этого видеть, тот заодно с врагом.
Драгоценна буква заповеди закона и естественное откровение стыда и совести, который пьёт народ, живущий по плоти, чтобы извлечь какой-то смысл из того, что происходит. Невозможно вывести ни одного человека из пламенеющего ада безсмысленного существования без этой воды. Но Церковь пьёт из источника воды живой, которая течёт широко и переливается через край, насыщая дух. Мы узнаём об этом в пасхальную ночь, когда даром Божиим открывается нам знание, что закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа.
Это значит, говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), что истина – Иисус Христос – не какое-то учение, более или менее подробно раскрытое и прояснённое благодатью, данной нам, но сама благодать. Сама благодать, которая существенно дана людям и насаждена в них. Мы становимся причастниками Божественного естества. Истина имеет Святой Дух, Который свойствен ей. Это Дух истины, который исходит от Отца, Святой Дух Божий. Это Дух Сына, Который на Нём почивает, Который не удаляется от Него, пребывающего с Отцом («Аскетические опыты»). Перед этой тайной мы стоим, когда Господь говорит самарянке: «Кто будет пить эту воду, будет снова иметь жажду. Но тот, кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет иметь жажды вовек».
Как долго род человеческий и Бог шли к этой встрече! Утрудившись в пути, Иисус сел у колодца, было около шестого часа. Точность часа, когда Господь пришёл к колодцу – самый жаркий момент дня, – напоминает нам, что зной достигает предела, и показывает трудность пути, который Он совершил среди раскалённого зноя. В этом наш Господь – Он в самом пекле, в самом зените истории, на пересечении всех дорог. Не небесно-облачное что-то, как кому-то нравится Его видеть. Как никогда ясно мы начинаем видеть Бога, когда Евангелие несколькими простыми чертами показывает чисто человеческое желание до конца человека, который просит пить.
«Дай Мне пить», – говорит Христос. Час шестой пустынного зноя, но этот час ещё не последний предел. Последний предел наступит, когда Он скажет: «Жажду». «Дай Мне пить», – просит Сердцеведец Господь у всего человечества, которое в лице самарянки встретилось с Ним. Просит у каждого и у всех простой человеческой правды по древней заповеди закона или по совести. Но эта жажда, этот голод – ничто по сравнению с жаждой утолить вечную жажду благодати и истины.
Он не возьмёт эту воду, которую почерпнёт самарянка, не примет эту пищу, купить которую отправились Его ученики. Ничего Ему не нужно, кроме воды, которую Он просит. Это Его пища и Его питие – творить волю пославшего Его Отца, это Его Крест от часа шестого до часа девятого. И эта вода, в которой Его Кровь, становится пасхальной водой новой жизни. Бог даёт Себя, и не мерою даёт Себя Бог.
«Если бы ты знала дар Божий!» – говорит Он каждой ищущей правды душе. Есть ещё и в сегодняшней пустыне незасыпанные колодцы, и святая Церковь уже вступила в шестой свой час.
Протоиерей
Александр Шаргунов