Андрей Полушин - Колонна Победы

Архив: 

 

 

Как отец Алипий в годы войны спас национальное достояние Германии

 

С ветераном Великой Отечественной войны Алексеем Богдановичем Турковым меня познакомил наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарёв). Было это в 2009 году. Ныне покойный наместник собирал тогда материал для книги о своём великом предшественнике – архимандрите Алипии (Воронове), и ветеран рассказал ему один неизвестный эпизод из его фронтовой биографии. В годы войны оба они служили в 4-й гвардейской танковой армии.


Из аттестационного листа на присвоение воинского звания «техник-лейтенант» Туркову А.Б. от 6 апреля 1945 года:   
«В боях с немецкими захватчиками показал образцы офицерской воли, выдержанности, мужества и отваги. Находясь в засаде в районе Кельце, в тылу врага, экипаж его танка уничтожил 6 немецких танков. 2 бронетранспортёра и до 30 солдат и офицеров противника».


Ветеран повторил мне рассказанное прежде наместнику Псково-Печерского монастыря. Приведу его слова не по памяти, а из книги архимандрита Тихона (Секретарёва) «Высокопреподобие отца Алипия»:

«Он рассказал удивительный случай спасения с помощью отца Алипия (тогда Ивана Михайловича Воронова) культурных ценностей Франции: «Нашей армией был взят немецкий город Бельниц, лагерь Дебрицы, открылась дорога на Потсдам и Берлин. Было всё в дыму, летали самолёты... Мы шли на БТР. Вдруг всем команда: остановиться! По громкоговорителю объявляют, что слово предоставляется… Ивану Михайловичу Воронову. И тут раздаётся сильный такой голос:
– Слушайте, слушайте! Говорит представитель 4-й танковой армии Воронов с переводчицей.

И обращается к немцам:
– Враги наши, немцы, остановитесь и вспомните, что вы привезли из Франции богиню красоты, которую мы не видели. И если сейчас при взятии высоты мы разрушим эту скульптуру, то человечество нам этого не простит! Отступитесь, ради Бога, прошу вас, сохраните эту красоту, и вы тоже получите Божественную веру!

А переводчица Мария Волонец со слезами переводит его речь. Мы все просто остолбенели, настолько сильно он сказал. Через некоторое время началось наступление. Но там, где была эта богиня красоты, как мы её называли, не было ни одного боя. Скульптура же эта была у меня на фотографии, очень красивая. Её по приказу Гитлера вывезли из Франции в Германию. Высота её примерно 50 метров. Наверху Божия Матерь, а к ней слетает ангел. А все её называли просто “богиня красоты”...»

Этот рассказ ветерана врезался мне в память, и когда я оказался в Германии, то попробовал узнать, что же это за «богиня красоты» такая, спасённая архимандритом Алипием. Вместе с прихожанкой храма Александра Невского в Потсдаме Светланой Чеховской, заинтересовавшейся этой историей, мы поехали в город Белиц, о котором упомянул в своём рассказе ветеран. Этот небольшой городок находится в 40 километрах от немецкой столицы. Мы нашли там музей и стали расспрашивать его сотрудников, не знают ли они что-нибудь о скульптуре, вывезенной ещё до войны Германии с Советским Союзом из Франции? Сотрудники только отрицательно качали головами. «Пятьдесят метров, не маленькая», – уточняли мы. И снова слышали «найн» в ответ. Не оставалось ничего другого, как сесть в машину и ехать дальше по пути, указанному ветераном, через Потсдам в сторону Берлина, в надежде на чудо.

По дороге до Берлина снова пытаемся связать между собой известные нам факты. В красноармейской книжке Воронова Ивана Михайловича должность значится так: «старш. художник ДКА. Арм». Наименование подразделения: «п.отдел 4-й Гв.Танк. Арм».

Однажды архимандрит Нафанаил (Поспелов) спросил у отца Алипия: каким было его звание в годы войны? Наместник Псково-Печерского монастыря отшутился: «Судите сами: водитель автомобиля у меня был в звании майора». Архимандрит Тихон (Секретарёв) пишет, что на фронте использовали талант художника Воронова как топографа. Он хорошо составлял карты, что было необходимо при наступлениях.

По воспоминаниям ветерана войны А.Ф. Кузьмина, с отцом Алипием он познакомился в победном Берлине 1945 года. Воронова он называет штабным работником. Значит, Иван Воронов действительно мог хорошо ориентироваться на местности и при необходимости получить полномочия от командования вести переговоры с противником.

В рассказе ветерана А.Б. Туркова последним пунктом назначения в Берлине значились Бранденбургские ворота, так как дальше 4-я танковая без отдыха была переброшена на освобождение Праги. Вот его слова: «Дошли мы до Берлина, развернулись у Бранденбургских ворот…».


 Из автобиографии Алипия (Воронова):
«С 1942 года по 1945 год принимал участие в Великой Отечественной войне. На фронт я прихватил и этюдник; и так от Москвы до Берлина – справа винтовка, слева – этюдник с красками. Я прошёл весь фронт, был участником многих боёв. За написание истории особой 4-й танковой армии самим генералиссимусом Иосифом Виссарионовичем Сталиным лично был удостоен высокой награды – ордена Красной Звезды. Также был награждён медалью “За отвагу” и двумя медалями “За боевые заслуги”; свыше десятка медалей получил за участие в освобождении разных городов».


Поэтому и мы едем в сторону Бранденбургских ворот и внимательно смотрим по сторонам в надежде на чудо. Проезжаем Бисмаркштрассе, выезжаем на «улицу 17 июня» и видим высокую колонну, более пятидесяти метров высотой. Наверху – позолоченная женская скульптура с крыльями, голову которой украшает шлем с орлом! Вспоминаем слова ветерана: «Её по приказу Гитлера вывезли из Франции в Германию. Высота её примерно 50 метров. Наверху Божия Матерь, а к ней слетает ангел. А все её называли просто “богиня красоты”...».

Этому памятнику берлинцы дали ласковое прозвище – «Золотая Эльза». Колонна – одна из главных достопримечательностей немецкой столицы. На вершине монумента расположена фигура древнеримской богини Виктории. Колонна поставлена в память победы над Францией в войне 1870–1871 годов. Вот откуда в памяти Туркова сохранилась её связь с Францией! Гитлер тоже не случаен. До войны он реконструировал Берлин, собираясь сделать его мировой столицей и распорядился перенести колонну именно в это место. Отсюда до Бранденбургских ворот рукой подать. Уже после окончательного взятия Берлина французы и поляки предлагали колонну взорвать как памятник немецкого милитаризма. Советский Союз идею не поддержал. 

Но вернёмся к отцу Алипию. Впоследствии люди, хорошо его знавшие, отмечали глубокий интерес архимандрита к живописи и искусству вообще. За свою жизнь он много сделал и как художник, и как иконописец, и как реставратор, и как коллекционер. Понятно, что этот интерес возник у него ещё в юности, когда Иван учился в изобразительной студии ВЦСПС, и продолжился в годы войны, где Воронов составлял карты и рисовал. Тогда в 45-м, в отчаянно сопротивлявшемся Берлине, он понял, что за памятник стоял перед советскими танкистами, и решил его спасти. Впрочем, спасал он не только памятник. Сколько бы людей с двух сторон здесь полегло, если бы русский Иван не убедил фрицев прекратить стрельбу, один Бог ведает.

Сейчас в интернете можно прочитать, что эта колонна во время боевых действий почти не пострадала. И всё, точка. Как будто это всё случайно так получилось… Да, западная коалиция своими бомбёжками старалась не оставить в Берлине камня на камне, это верно. Но вот советские солдаты, наоборот, избегали ненужных разрушений. А потом советские строители помогли восстать городу из руин. Так что эта Колонна Победы – национальное достояние Германии – не пострадала не сама по себе, а благодаря русскому солдату Ивану Воронову. 

Спустя годы, во времена хрущёвских гонений на Церковь, отец Алипий также самоотверженно будет защищать от закрытия и уничтожения Псково-Печерский монастырь. Опыт спасения национальных достояний у него уже был.

Андрей Викторович 
Полушин