Александр Бобров - Шолоховская победа и подачка

Архив: 

 

24 мая 1905 года, 115 лет назад, родился Михаил Александрович Шолохов

 

«Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, своё право строить себе будущее по собственному выбору», – так написал истинно народный писатель, всемирно признанный уроженец Донского края Михаил Шолохов. А мы-то ответный поклон великому писателю-гуманисту и труженику Михаилу Шолохову можем отдать?

Этот вопрос снова повисает в весеннем воздухе, а ведь близится очередной юбилей гения – 24 мая, Международный день славянской письменности и культуры, когда должна вручаться премия его имени. Международная премия имени Михаила Шолохова в области литературы и искусства была учреждена в 1992 году Международным сообществом писательских союзов, Союзом художников России, издательством «Советский писатель» и Московским госуниверситетом им. М.А. Шолохова. Тогда в присуждении принимал активное участие Союз писателей России, потому что председателем жюри был его глава – Юрий Бондарев, а первые премии получили Валентин Пикуль, Радован Караджич, Пётр Проскурин, Евгений Носов и другие. И присуждалась премия с 1993 по 2010 год, после чего возникли какие-то трудности и даже скандалы… В 2010 же новый губернатор Ростовской области Василий Голубев учредил свою – губернаторскую – премию. Такое понижение статуса премии всемирно признанного писателя, лауреата Нобелевской премии вызывало удивление и глухое недовольство литературного сообщества. 

В марте секретариат Союза писателей России дал право своему председателю Николаю Иванову отозвать фамилию секретаря правления Валерия Латынина из списков Экспертного совета премии имени М.А. Шолохова, чтобы не позорить имя главной творческой организации. Инициированная писательским сообществом как Всероссийская и международная, она в итоге превратилась в губернаторскую с постыдным для имени нобелевского лауреата вознаграждением победителей в 20 тысяч рублей на пять (!) лет. Право проведения конкурса отдано… городскому музею, от Ростовской писательской организации, на учёте в которой состоял Михаил Александрович, в состав жюри не вошёл ни один человек. Местническая премия предназначается только для литераторов, проживающих на территории Ростовской области. Союз писателей, отзывая из экспертного совета секретаря СП России Латынина, тем самым выражает своё полное непонимание отношения земляков к великому писателю и не желает участвовать в данном чиновничьем проекте. Эта утрата статуса и жалкая подачка просто несовместимы с именем Шолохова. Но такая элита сегодня у ростовской власти…

Ну хоть бы с других регионов пример брали! Например, сайт «Российский писатель» сообщил, что литературная премия имени ученика Шолохова – Е.И. Носова в Курской области будет присуждена за литературные произведения, тема которых созвучна творческому наследию Е.И. Носова, опубликованные не ранее 2018 года. Победители конкурса получат дипломы лауреата конкурса и премии в виде денежного вознаграждения от 140 000 до 200 000 рублей за первые места. Неужели Курская область в двадцать раз богаче Ростовской? Или там иное отношение к литературе и к памяти писателя-фронтовика Евгения Носова?

Место бывших боёв и съёмок великого фильма «Они сражались за Родину» указал Сергею Бондарчуку сам Михаил Шолохов. Он знал и красоту Меловых гор над Доном и то, какую память хранит сама земля, начинённая металлом. Съёмки начались весной 1974 года на хуторе Мелологовский в 20 километрах от станицы Клетская. Жара стояла 40-градусная. Выжженные солнцем холмы, густая меловая пыль, которая оседала на одежде, лицах, аппаратуре. После взрывов, многочисленных дублей уставшие актёры отправлялись на теплоход, который превратили в гостиницу. То лето запомнилось людям не только потому, что запросто можно было поболтать с артистами, которых знала вся страна, послушать байки Юрия Никулина, пригласить их на уху или в баню. Жители окрестных хуторов словно пережили войну во второй раз. Сергей Бондарчук, чтобы максимально приблизиться к дням ожесточенных боёв, сжигал целые поля пшеницы и ячменя (первый секретарь райкома и директор совхоза чуть не плакали – ведь деньги за компенсацию тогда не всё решали!), гнал испуганный взрывами скот – для сцен всеобщего отступления. Работница библиотеки позже скажет в сердцах на телекамеру: «Ужас! Я подумала даже: наверное, предательницей бы тогда стала – так страшно…». Участники массовки жадно ждали премьеры, всматривались в экран, а напрасно: сцены эти сильнейшие потребовали вырезать. Только Звягинцев перетирает созревшие колосья пшеницы на фоне измученных съёмками и жарой беженцев. Прощай, урожай!.. 

А мы-то урожай, посеянный и собранный классиками, рачительно собираем и сберегаем? Непохоже!

Александр Александрович БОБРОВ,
секретарь Союза писателей России