22 мая – Никола летний. День перенесения мощей святителя Николая в Бари
Святитель Николай, имя которого означает «побеждающий народ», – наш любимый святой, и мы всегда удивляемся, какую надо иметь любовь к народу и благодать от Господа, чтобы побеждать не внешней властью, не только чудесами, но приведением человеческих сердец к покаянию.
Мы живём сегодня в мире, где всё больше утверждается другая власть, когда враг рода человеческого через своих слуг хочет овладеть душой народа прежде, чем овладеть его телом. Как сказал преподобный Амвросий Оптинский, так поступают только кровожадные звери: сначала высасывают мозг, а потом пожирают всё тело. В этот день мы слышим слова Евангелия о том, что в мире много не только хищных волков, которые приходят, чтобы украсть, погубить овец, но и пастырей-наёмников, которые не видят опасности или, завидев её, бегут от овец. Но есть один Добрый Пастырь – Господь наш Иисус Христос, Который печётся о всех, кто не отказывается от своего человеческого достоинства. Он называется добрым, потому что добро – это то, что определяет природу человека, и то, на что отзывается человек по своему естеству. В мире торжествующего зла мы призваны научиться этому добру у Господа и у святителя Николая. Добру, которое прежде всего различает добро и зло и способно противостоять злу. Это добро умеет сострадать тем, кто находится в беде и в скорбных обстоятельствах.
Несколько лет назад перед всенощной святителю Николаю нам в алтарь передали записку от одного священника, теперь уже отошедшего ко Господу, которому тогда было больше восьмидесяти лет. Пройдя через трудные годы гонения на Церковь, через сталинские лагеря, он призывал всех молиться Господу, Божией Матери и святителю Николаю о спасении нашего Отечества. В этой записке он говорит о необходимости принести покаяние в том, что при господствовавшем в стране безбожии мы утратили ревность соблюдения евангельских Христовых заповедей и строгость нравственного поведения: «Мы не препятствовали осквернению наших святынь, разорению храмов и монастырей, – пишет он. – Мы боялись перед людьми явно и смело исповедовать веру в Господа нашего Иисуса Христа. Мы трусливо молчали и не протестовали, зная о сотнях тысяч гонимых, заточённых в тюрьмы и лагеря, истязаемых голодом и тяжкими работами, расстреливаемых за правду христианской жизни. Мы раболепно рукоплескали богохульникам, приветствуя нечестивых властителей и убийц. И поэтому наши личные грехи и грехи народа свидетельствуют пред Богом против всех нас. Горе нам, что мы согрешили, как говорит Писание...».
Вот что мы должны осознать. Но очень важно увидеть то, что происходит с нами сегодня и о чём напоминает этот почтенный старец-исповедник: увидеть, что повсюду обман и нечестие, обиды вдов и сирот, словоблудие и растление молодёжи, пьянство и разврат, убийства, душегубительство нерождённых младенцев и порой уже явное, узаконенное служение сатане.
Мы учимся у святого Николая Чудотворца, которого Промыслом Божиим русский народ избрал своим покровителем, тайне милосердия, тайне сострадания, тайне Страшного Суда, на котором раскроется самое главное в каждом человеке. Промыслом Божиим нашему православному народу дано было столько горя и скорбей, сколько никакому другому. Дано, конечно, ради веры православной, потому что, «кого любит Господь, того и наказывает».
Снова и снова будем напоминать себе, что святитель Николай был не просто милосердным и сострадательным человеком, но ненавидел зло и нечестие. Мы знаем, как он в нарушение всех церковных правил заушил Ария, когда тот произнёс хулу на Спасителя. За этот поступок архиепископ Мир Ликийских был на некоторое время запрещён в служении святыми отцами Собора. Но Господь и Божия Матерь явились святым отцам и показали, что Сами вручают Своему угоднику Евангелие и омофор, благословляя тем самым всякое мужественное стояние против лжи и нечестия, независимо от того, касается ли это нечестие тайн веры или такого зла, которое превосходит всякую ересь и в котором присутствие самого сатаны, человекоубийцы и растлителя от начала.
Мы часто молимся за Божественной литургией молитвой святого Патриарха Тихона о покаянии в том равнодушии и трусости, которые многие из православных, молившихся Господу и святому Николаю, проявили в годы испытаний. Но мы должны помнить ещё и о том, что сегодня день тезо-именитства царя-мученика Николая, которому Господь как бы передал все дары его небесного покровителя, раскрывшиеся в кротости, в смиренном царском служении и в воинствовании за правду Божию. Мы знаем из многочисленных свидетельств о чудесах царственных мучеников, что государь приходит к призывающим его имя или даже ничего не знающим о нём людям, подобно святителю Николаю, когда им грозит бедствие или гибель. Государь император Николай II приходит на помощь к самым простым людям, потому что ещё при земной жизни он был очень близок к своему народу. В образе царя-страстотерпца мы узнаём не только кроткого служителя истины Христовой. В очень многих чудесных видениях государь является в военной форме. Кажется странным, что ризы воина непрестанно сопутствуют ему уже после того, как он стяжал Небесное Царство, приняв подвиг мученичества. Но мы знаем, что в течение всей своей земной жизни он воинствовал не только за земное, но и за Небесное Отечество, за истину и правду, подобно святителю Николаю.
Мы называем святителя Николая не только самым милосердным и кротким пастырем, но воином Христовым, который с мечом противостоит всем угрозам человечеству и истинному христианству. Точно так же и святой царь-мученик Николай. В течение всего своего земного служения он глубоко переживал те опасности, которые угрожали гибелью нашему народу, и после преставления на небо он не оставляет нас, участвуя во всём, что происходит с нами сегодня.
Церковь, объединяющая всех верующих, как живущих, так и отошедших в мир иной, делится на Церковь земную – воинствующую и Церковь небесную – торжествующую. Небесной торжествующей Церкви принадлежат те христиане, которые уже одержали победу над силами зла. Мы же, совершающие земной путь, должны быть в этом мире воинами Христовыми – «отмстителями в наказание делающим злое», если хотим научиться самому главному, что есть в христианской жизни. И мы верим, что святой Николай Угодник и святой царь-мученик соединяют созерцательную молитву, исполненную милосердия и добрых дел, с заботой обо всём, что совершается на земле, с воинствованием против нечестия и лжи, против угроз нашему Отечеству и народу.
Постараемся понять, что сейчас речь идёт о небывалой всемирной войне против нашего Отечества и Православия. Будущее зависит от того, совершится ли чудо победы святителя Николая и святого царя-мученика Николая над нашим народом, над нашими сердцами. Всё определяется тем, как мы лично воспринимаем сегодняшние грозные события, в которых нам хотят благодатно помочь святой угодник Божий Николай, святой царь-мученик и все наши святые.
Протоиерей Александр Шаргунов