Истории о мучениях горожан, желающих бросить всё и рвануть в деревню, слышали все. Вместе с медленным умиранием российской деревни находятся энтузиасты, стремящиеся скрыться от суеты мегаполиса и создать фермерское хозяйство. Движение «из города в деревню» и высокий спрос на экопоселения – это не просто мода на здоровый образ жизни.
Согласно данным Росстата, в России сельскими жителями числятся 26 % населения (37,8 миллионов человек). Статистика, правда, не учитывает фактического положения дел, когда деревенские жители (особенно молодые) сохраняют прописку, в действительности проживая и работая в крупном населённом пункте. Понятие городского и деревенского жителя в нашу эпоху размылось: сельчане могут жить и работать в мегаполисе, а горожане – в деревне на даче или подсобном хозяйстве. Тем не менее Российская академия народного хозяйства и госслужбы сообщает о новой волне «понаехавших» из крупных населённых пунктов в глубинку. С инновациями и желанием изменить мир.
Самым известным «беглецом» из города, брендом «русского дауншифтера» можно считать Германа Стерлигова. Предприниматель, создавший в Московской области, буквально на голом месте, слободу в архаичном стиле, стал этаким символом порыва народной души. Оставив город, Стерлигов организовал крестьянское хозяйство, занялся выпечкой хлеба и разведением скота. С малых лет приучил детей к ведению собственного дела, собрал вокруг себя фермеров-единомышленников.
Иван Новичихин ещё в 2008 году организовал первую в стране сертифицированную экоферму. Краснодарский фермер работает на принципах экологически чистого биодинамического земледелия, по безпахотной технологии. Выращивает органические овощи и фрукты без применения химически синтезированных средств, искусственных удобрений, пестицидов и гербицидов. Методы пермакультуры Зеппа Хольцера, противоречивые с точки зрения классической науки, успешно реализуются на землях Новичихина.
На месте разорившихся совхозов и колхозов возникли агрохолдинги, с которыми простым фермерам конкурировать трудно. Но русского крестьянина ещё никогда не подводила смекалка. Зачастую «новые фермеры» находят уникальную нишу с эксклюзивными видами товаров, делают ставку на ручной труд и экологичность. Иван Халилов из Удмуртии сделал ставку на травяной чай, продукцию пчеловодства и натуральное мыло. За 2015 год оборот его небольшого предприятия составил 4,5 миллиона долларов. Несмотря на кризис и санкции, хозяйство успешно развивается. У Ивана работает меньше трёх десятков человек, в планах открытие цехов по пошиву одежды из натуральных материалов.
Джон Кописки переехал в Россию ещё в 1993 году. Новоиспечённый фермер принял Православие и организовал крупнейшее во Владимирской области молочное хозяйство с 3,7 тысячами голов крупного рогатого скота. «Весёлый молочник» Джастас Уолкер в Россию приехал позже, но уже успел полюбиться пользователям интернета. Американец жизнелюбив и убеждён, что у нашей страны свой, особый путь. В алтайской деревушке Уолкер разводит коз и на их молоке делает мягкие сыры, а для развития бизнеса построил мост.
Директор НИЦ аграрных исследований Александр Никулин считает, что стихийное движение «из города в деревню» стало следствием моды на здоровый образ жизни.
Ведь где выращивать нормальный продукт, как не на лоне природе, вдали от душного мегаполиса.
По количеству так называемых экопоселений, которых в России официально 300-400, Россия давно обогнала Евросоюз, считает Никулин.
«Реально проявляется энергия наших граждан, создающих альтернативные формы образа жизни. Причём своим трудом и за свой счёт меняют среду. У нас появился слой людей, которые могут жить и работать на природе. В Калужской области есть экопоселение “Ковчег” – на первом месте у них программисты, на втором – музыканты», – говорит эксперт.
Экопоселения – это уже не отдельные люди, а отдельные населённые пункты со своим уставом и мировоззрением. Село становится не только местом прямой занятости (ведь работать можно и удалённо), сколько средой для гармоничной жизни. Удобства возможны и за тысячи километров от мегаполиса, а вот с чистым воздухом и нормальной водой в городе проблемы. Кроме того, высок спрос на фермерскую продукцию. Проект Бориса Акимова «Лавка-Лавка» сделал ставку на уникальную продукцию от конкретных производителей по всей стране (например, гусь владимирский – ну где его взять, как не у эксклюзивного производителя?) и стала крупнейшим кооперативом в России. Почему? Значит, есть запрос на здоровую пищу. Выращенную в деревне.
Село – это колыбель русской цивилизации. В тяге к загородному домику и спокойной жизни проявляется и христианское воспитание нашего человека, связанное с генетической памятью.
Первый город воздвиг Каин, испугавшийся Бога. Города появились, а вот люди в них совсем не чувствуют себя спокойно, атакуемые градом психических и нервных заболеваний. Экология города – тема, которую никому разжёвывать не надо. То ли дело деревня: прекрасное место и для молитвы, и для мыслей, и для здоровой жизни, и для творчества и труда. С учётом экономических реалий деурбанизация – процесс долгий и не простой.
Душевная тоска, мечтательным вздохом вырывающаяся из груди горожанина, несомненно, есть искренний порыв, который не стоит игнорировать. Господь учит нас слушать своё сердце. В этом залог цельности личности и личного же счастья. Безграничные русские просторы, опустевшие за годы нового смутного времени и национальной дезориентации, закончились. Пришло время строить новую Россию по проверенному веками образцу.
Владимир Вячеславович
БАСЕНКОВ