Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина был создан на пике интереса мира к русскому языку в 1966 году после полёта в космос первых советских космонавтов.
Основал Институт и был его первым ректором великий филолог, лингвист, педагог Виталий Костомаров, по чьим учебникам учится не одно поколение филологов и журналистов. У Института благороднейшая миссия – продвижение, распространение, изучение, сохранение русского языка.
Сейчас доктор филологических наук, профессор, академик Российской академии образования Виталий Григорьевич Костомаров – президент Института, а руководит Институтом молодой ректор Маргарита Николаевна РУСЕЦКАЯ, талантливый учёный и просто красивая женщина, доктор педагогических наук, профессор.
– Маргарита Николаевна, на заседании президентских советов по межнациональным отношениям и по русскому языку прозвучала тревожная мысль: «…не будет преувеличением сказать, что проблема русского языка – это проблема безопасности нашей великой Родины». На самом деле всё так запущено? Русский язык в окопах?
– Безопасность любой страны – это не только оборона, но и развитие науки, культуры, образования… Вопросы языковой политики, сохранение русского языка не только как государственного языка и средства общения внутри страны, но и как инструмента общения с мировым сообществом, несомненно, составляют комплекс безопасности и устойчивого развития каждой страны. Очень хорошо, что сегодня вопросы продвижения русского языка, его чистоты и статуса стали одной из важнейших государственных задач.
После полёта Юрия Гагарина в космос русский язык стал модным. Мир понял, что раз Россия, русские совершили такой фантастический прорыв в науке, значит носители этого языка – великая нация. В период расцвета СССР русский язык активно изучался во многих странах, это было выгодно экономически, политически.
В Швейцарии, например, «избалованной» знанием четырёх государственных языков, после полёта Гагарина в космос русский язык стал обязательным для изучения. Сегодня у России много достижений, которые могут дать новый старт интересу к русскому языку, языку больших возможностей – прекрасное проведение и победа в зимней Олимпиаде, мощные экономические проекты, воссоединение России с Крымом.
– А скептик скажет, что Президент России именно потому обратил внимание на проблемы русского языка, что пора его защищать на последнем рубеже…
– Не согласна с таким скептиком! Русский язык не в окопах, а в авангарде и с флагом России в руках. Конечно, за последние 20 лет многое изменилось в мире, но русский язык до сих пор один из языков ООН. На нём говорит около трёхсот миллионов человек – это пятая часть всех жителей земли. В интернете русский язык занимает второе место по распространённости после английского. И то, что Путин обратил на это внимание, говорит о том, что в вопросах языковой политики он видит огромный потенциал для национального единения России, для укрепления позиций России в международной политике, для продвижения экономики, культуры, да и в целом – имиджа России.
– То есть мы говорим о наступательной политике в вопросе сохранения и развития русского языка, а не об обороне великого и могучего?
– Абсолютно! В продвижении любого вопроса без разумной наступательной политики невозможно обойтись. Уже само слово «продвижение» семантически имеет значение активности, занятия новых ниш, формирования новых смыслов. И если мы пришли к пониманию того, что должны продвигать русский язык, значит, мы уверены в нашей экономике, нашем политическом курсе, нашей системе образования, науке, культуре… В нашем будущем.
К слову сказать, есть примеры, когда национальными системами образования изучение русского рекомендовалось и просто как хороший инструмент интеллектуального развития школьников, например, во Франции. Правда, это было давно, в прошлом веке...
– В русском языке там разглядели прекрасный тренажёр мозга, я правильно понял?
– Да, если хотите. Изучение любого языка – это прекрасная тренировка мозга, а уж при изучении русского приходится овладеть многими тренажёрами: падежи, подвижное ударение, многочисленные исключения в словообразовании и прочее. Как результат – новые возможности мышления на русском языке, доступ к русской литературе, системе образования и воспитания.
В Германии на уровне 5-6 класса проводится тестирование и распределение учеников: кому-то – профессиональное образование и далее карьера квалифицированного рабочего, кому-то – гимназия и в дальнейшем университет. Как вы знаете, в этой стране много наших соотечественников. И те среди них, кто учился в русских школах, демонстрируют лучшие знания и попадают на уровень повышенной сложности. В Германии обучение в русской школе – это почти гарантия высокой образовательной траектории.
Я недавно была в Южной Корее, и мне рассказали про мальчика, который учился в корейской школе. А в 11 классе пришёл в русскую школу и сказал, что хочет учиться русскому языку, чтобы поступить в московский медицинский институт. Он за год освоил на русском языке весь курс биологии для того, чтобы сдать ЕГЭ по российским стандартам. И по результатам ЕГЭ поступил в Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Целеустремлённый парень! Исключение из правил. Но он не одинок. С каждым годом граждан зарубежных стран, желающих обучаться в российских вузах, всё больше.
В канун Дня русского языка Институт имени Пушкина принимал Чрезвычайных и Полномочных Послов стран Азии, Африки, Латинской Америки, выпускников российских вузов – двадцать два человека. Это была встреча с Послами по вопросам международного сотрудничества. Посол Колумбии рассказала, что она и её соотечественники учили русский язык для того, чтобы на языке оригинала прочесть Достоевского, Тургенева, Чехова… Сегодня эта мотивация работает не всегда. Нравится нам это или нет, но всё меньше в мире людей, которые учат иностранные языки для того, чтобы в оригинале читать Пушкина и Толстого.
Другое время – другие ценности. Другие прагматические задачи. Сегодня учат тот язык, который даёт преимущества при получении работы, выстраивании карьеры. Знаешь язык – имеешь право претендовать на некий статус. Вхож в элиту, получаешь право претендовать на интересную и престижную работу... Сегодня надо формировать новые мотиваторы для изучения русского языка.
Поэтому мы говорим: учите русский! Знание русского языка позволит не только читать Пушкина в оригинале, но и расширит возможности для бизнеса, личностного развития, общения, погружения в культуру удивительной страны…Это совершенно новый, осознанно формируемый нами бренд русского языка. Русский язык – язык больших возможностей.
– Маргарита Николаевна, школьники, да и многие взрослые сутками торчат в интернете, общаются в соцсетях. Интернет калечит русский язык?
– Сама по себе задача присутствия языка в интернете – исключительно важная задача. Сегодня не быть представленным в интернете означает не быть представленным в мировом информационном пространстве. Российский сегмент интернета развивается, в нём много материалов, представленных на русском языке, и это хорошо. Качество языка, которым мы пользуемся в интернете, в сетях, в СМС-общении – это другой вопрос. Он во многом связан с личной культурой человека, с его внутренней системой ценностей. Позволить себе слабинку в сетях или в СМС? Поддаться модным «безграмотностям» или строго следовать правилам орфографии и пунктуации – выбор каждого, но хочу обратить внимание, что речь идёт об осознанном упрощении, нарушении норм орфографии, а не об искажении языка, речи звучащей. В некотором роде, человек включается в игру по правилам общения в новых цифровых средах, и он понимает уместность или неуместность использования таких слов, как «щас» (ускоренного, оптимизированного варианта «сейчас»)... Мы понимаем, что речь идёт о транскрибировании устного языка, о фонетической записи речи звучащего, а не о том, что человек не знает правил. И каждый из нас легко различает, где есть проявление такой игры, а где всё же настоящая неграмотность, проявление необразованности, незнание русского языка, с чем, несомненно, мириться нельзя!
Но, возвращаясь к теме интернета, вот что приятно: специалисты, которые вовлечены в развитие российского интернет-сектора, заинтересованы в качестве русского языка. Многие компании стремятся, чтобы их сайт был представлен красивым грамотным языком.
– На площади возле института – бюст Пушкина. И на вашем рабочем столе бюст поэта… Вот интересно: как бы Пушкин отнёсся к интернету?..
– Он был бы Пушкиным в интернете! Самым популярным деятелем интернет-пространства, лучшим блогером, если хотите. С его уникальным чутьём языка он смог бы творчески преобразовать инструменты интернета на благо нашего языка и заворожил бы всех нас шедеврами цифровой литературы. (Смеётся.) Но, конечно, это был бы совершенно другой Пушкин.
– Маргарита Николаевна, Институт имени Пушкина славится своими международными олимпиадами по русскому языку...
– Да, это предмет особой гордости. Мы 40 лет проводим олимпиады по русскому языку. Сегодня олимпиадами никого не удивишь. Есть олимпиады по математике, химии, географии… А вот олимпиады по русскому языку как иностранному первыми были придуманы и созданы здесь, в Институте русского языка им. А.С. Пушкина.
Вокруг олимпиад складывается замечательное движение. В прошлом году у нас было 200 детей более чем из 20 стран. Мы принимаем школьников из стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Победители олимпиады получают право бесплатного поступления в вузы. Но главное даже не в этом. Главное в том, что подростки разных национальностей приезжают в Россию, встречаются в Москве, в Институте знакомятся с русской культурой, культурой своих сверстников из разных стран мира – и всё благодаря русскому языку. Они возвращаются домой с новым пониманием нашей страны, нашего народа. Это так здорово! Я вижу в этом нашу миссию – содействовать формированию яркого, позитивного имиджа современной России.
Беседовал
Сергей Николаевич РЫКОВ