Александр Вяземский - На всех парах!

Архив: 

 

31 марта 1940 года, 80 лет назад, на вооружение Красной армии был принят легендарный Т-34

 

Танк Т-34 стал легендой фронтовых лет, памятником на многочисленных пьедесталах, героем многих кинофильмов. У знаменитого танка есть славная история, есть душа. Чтобы постичь их – надо приехать в город Лобню.

Как известно, современный, растущий город Лобня начинается именно с посёлка Красная Поляна. С 30 ноября по 8 декабря 1941 года посёлок был оккупирован фашистскими захватчиками – именно отсюда в полевые бинокли была видна Москва – 25 км до Кремля. Освобождение посёлка Красная Поляна явилось началом разгрома фашистских войск под Москвой. Именно здесь, на шоссе близ посёлка Шолохово, они ринулись на рассвете в атаку. Высокая проходимость, маневренность, толстая броня, сила и мощь пушки сделали этот советский танк грозным оружием в годы Великой Отечественной войны. В марте 1940 года он был принят на вооружение. На шести крупнейших заводах страны ценой огромных усилий было произведено свыше 54 тысяч Т-34. Важная особенность тридцатьчетвёрки – простота освоения боевой машины её экипажем.

Сегодня легендарному танку посвящён единственный в мире музейный комплекс. Он находится на Дмитровском шоссе, недалеко от Москвы, рядом с селеньем Шолохово, Лобней и Красной Поляной. Его основательница – покойная ныне поэтесса и прозаик Лариса Васильева – дочь одного из конструкторов боевой машины Николая Кучеренко. Мы не раз рассказывали о Ларисе Николаевне в журнале «Русский Дом».

«С семьдесят шестого года я собирала этот музей, потом открыла его на даче, потом он выплеснулся за ворота, – вспоминала Лариса Васильева. – И сегодня он на Дмитровском шоссе, на том самом месте, откуда 6 декабря 1941 года пошли в контрнаступление наши Т-34, стоит музей. Я всегда верила, что такой музей необходим и что он будет популярен. Но чтобы настолько, я не подозревала... У нас в музее целый ряд танков: тридцатьчетвёрка и несколько танков, которые являются его детьми и внуками».

Уже в 2001 году на 37-м километре Дмитровского шоссе началось строительство, и менее чем через год – в 60-ю годовщину начала контрнаступления под Москвой – распахнул свои двери новый музей, созданный в качестве муниципального учреждения культуры города Лобни.

История создания танка нового образца (который впоследствии и стал Т-34) оказалась весьма драматичной. Возникшая к началу 1930-х годов международная обстановка заставляет пересмотреть военную концепцию СССР. И представительная делегация совет­ских инженеров отправляется за рубеж – с целью приобретения опытных образцов. В Америке у конструктора Кристи было куплено два танка за 60 тыс. долларов, но без башни и вооружения. На этой основе конструкторы из Харькова и разработали новые танки. Известно, что два из них приняли участие в параде на Красной площади 1931 года. На Васильевском спуске один танк заглох, у второго загорелся мотор. И стало ясно: работа предстоит немалая.  Молодым конструкторам требовался учитель, талантливый и сильный. И такого нашли – Афанасия Осиповича Фирсова. Он с удовольствием передавал свои знания талантливым ученикам – Александру Морозову, Николаю Кучеренко, Михаилу Таршинову, Павлу Гореню. И как итог творческих свершений – коллектив КБ Фирсова разработал танк БТ-5 (в 1933–1934 годах было выпущено 1884 танка), который отлично показал себя в Испании. А в 1939 году танк участвовал в сражении против японских самураев в монгольских степях у реки Халхин-Гол. Реорганизованное КБ возглавил Михаил Кошкин, и летом 1939 года первые образцы новых танков прошли заводские испытания. Марш длиною в 1,5 тысячи километров фактически стоил жизни главному конструктору: Кошкин заболел пневмонией и скончался в сентябре того же года.

А впереди была Великая Отечественная война. К 22 июня 1941 года было выпущено 1066 новых машин, большая часть из них находилась в приграничных военных округах. Но серьёзного влияния на ход боевых действий в первые месяцы войны тридцатьчетвёрки не оказали, хотя по ряду характеристик и превосходили основной танк вермахта Pz-IV. Лариса так пишет в стихах про уральскую эвакуацию с заводом:
Какие-то строгие тайны
из дома отца увели,
а вскоре по улицам танки
гудящей волной проползли.
Я прятала руки за ватник
и следом за танками шла,
не зная, что ожил тот ватман
с его заводского стола,
что ожил тот ватман, который
похитил отцовские сны.

По длинным людским коридорам
шли новые танки страны…

К осени 1941 года танковые бригады, укомплектованные новыми тридцатьчетвёрками, уже начали наносить ощутимый урон врагу. Они обеспечили стальной удар в контрнаступлении под Москвой. Сегодня легендарные танки стоят на пьедесталах в городах и селениях многих стран мира. Пожалуй, нет района и города от Подмосковья до Бреста, опалённых войной, где не стояла бы легендарная «Тридцатьчетвёрка». Такой же танк стоял, например, и в Праге, но его осквернили, покрасили в розовый цвет и в таком виде сослали в музей. Но лучшая машина войны никогда не уходит в запас и остаётся грозным напоминанием.

Александр Александрович 
ВЯЗЕМСКИЙ